search
main
0

Школьное питание: какие специалисты должны за него отвечать?

Минпросвещения России в текущем году планирует запустить курсы повышения квалификации для всех ответственных за вопросы питания в школах. Об этом на совещании под руководством вице-премьера Татьяны Голиковой сообщил глава ведомства Сергей Кравцов.

Как напомнила вице-премьер, в 2020-2021 годах размер субсидии из федерального бюджета на организацию бесплатного горячего питания для начальных классов составил более 76 млрд рублей. Это позволило охватить более 7,7 миллиона учеников. В текущем году уже выделены средства федерального бюджета в объеме 63,2 млрд рублей.

Если на начало 2020-2021 учебного года санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания не соответствовала 2261 школа в 27 регионах, то на начало 2022 года осталось только 83 учреждения в 4 регионах, где до конца не завершены мероприятия по устранению нарушений. Кроме того, в трех регионах для учеников 34 малокомплектных школ, расположенных в труднодоступных местах, горячие обеды заменены выдачей продуктовых наборов и организована большая перемена для приема пищи дома. Средняя еженедельная оценка предоставления бесплатного горячего питания согласно обращениям на портал госуслуг за 2021 год составила 3,7, то есть осталась на уровне 2020 года.

О том, какой квалификацией должны обладать специалисты, отвечающие за школьное питание, размышляют наши эксперты и читатели.

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Как правило, специалист по школьному питанию – это сотрудник с высшим образованием и дополнительной подготовкой. В его обязанности может входить контроль за качеством сырья, производственным процессом, качеством готовой продукции, санитарным состоянием производственных помещений и оборудования. Также он отвечает за обеспечение питьевого режима, ведение всей документации и формирование отчетности по питанию обучающихся, предложения по разработке и внедрению новых блюд, контроль выдачи. При необходимости специалист по питанию ведет претензионную работу с подрядчиками, а иногда и просветительскую работу с учащимися и сотрудниками.

В некоторых школах на эту позицию принимают только с высшим медицинским образованием, желательно с опытом работы санитарным врачом. Но, как правило, работодателю достаточно знания соискателем санитарно-гигиенических стандартов (СанПиН), стандартов закупаемого сырья и правил хранения продуктов. На рынке образовательных услуг можно найти курсы повышения квалификации, посвященные этим вопросам, длительностью от 36 часов.

За прошедшие годы удалось серьезно изменить подход к организации питания детей в детсадах и школах, в том числе за счет гласности и развития культуры общественного контроля. Активисты ОНФ ведут регулярные мониторинги школьного питания. Первый из них состоялся еще в 2014 году благодаря экспертам рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» в Нижегородской области. Тогда по итогам проверки документы о нарушениях были направлены на рассмотрение в областную прокуратуру. Сейчас в регионах в меню появляются национальные блюда, а губернатор Московской области, отвечая на просьбы учащихся, поручил добавить в школьный рацион пельмени. При этом важно помнить, что с каждым годом увеличивается число учеников с особыми потребностями в питании. Это ребята с аллергией, фенилкетонурией, целиакией и другими заболеваниями. Разработка и внедрение меню для детей с ОВЗ станет важным шагом в развитии системы школьного питания.

Елена ОРЛОВА, директор школы №2086, Москва:

– В настоящее время бесплатное горячее питание организовано для всех российских школьников младших классов, а также для других школьников из льготных категорий, платным питанием пользуются около 50% учащихся подростковой и старшей школы.

Управленческие команды школ большое внимание уделяют организационным процессам, контролю выполнения норм санитарного законодательства, участвуют в работе бракеражных комиссий. Но педагогические работники не обладают достаточной квалификацией для контроля технологического процесса, норм закладки продуктов, качества отпускаемых блюд.

Сейчас в каждом учебном корпусе есть работник, ответственный за организацию питания. Специальная подготовка таких работников по технологии приготовления и контролю качества готовых блюд повысит безопасность питания в школе и дошкольных организациях.

Юлия МИЩЕНКО, заслуженный учитель РФ, директор гимназии №38 Тольятти, Самарская область:

– Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес, ведь от этого напрямую зависит здоровье детей. Безусловно, специалист, отвечающий за организацию питания в школе, должен хорошо знать нормативные документы, регламентирующие этот процесс, четко понимать права и обязанности администрации школы во взаимоотношениях с оператором питания, знать критерии оценки качества блюд, принципы организации родительского контроля. Также необходимо знать основы составления меню, уметь составлять график приема пищи, обеспечивая соблюдение режима питания, проводить бракераж, принимать меры по устранению недостатков, выявленных в ходе проверок надзорными органами и службами.

К сожалению, сегодняшние вебинары чаще сводятся только к тому, чтобы рассказать, как правильно разместить меню на сайте школы и подробно разобрать состав продуктов, соотношения белков, жиров и углеводов, что в большей степени ориентировано на специалистов комбинатов школьного питания, а не на сотрудников школы.

Алексей ГОЛУБИЦКИЙ, директор «Школы будущего», пос. Большое Исаково, Калининградская область:

– Школьное питание должно быть безопасным, сбалансированным и вкусным. Это и определяет требования к квалификации специалистов в данной области. Во-первых, они должны точно знать законодательство. Во-вторых, обеспечить контроль качества питания. В-третьих, уметь выстраивать диалог между учениками, их родителями, сотрудниками школы и столовой для постоянного поиска возможностей улучшить качество питания школьников. Вокруг этих задач и нужно, на мой взгляд, строить повышение квалификации ответственных за питание. Необходима подготовка в области конфликтологии, поскольку питание детей потенциально содержит много противоречий, требуется умение разрешать конфликты между всеми участниками. Очень важно организовать не только получение информации от экспертов, но и обеспечить обмен лучшими подходами и опытом между школами. И тогда, уверен, питание школьников станет еще вкуснее и полезнее.

Наталья ГАЙВОРОНСКАЯ, директор образовательного центра «Лидер», г. Бобров, Воронежская область:

– На мой взгляд, решение о курсах повышения квалификации для организаторов школьного питания больше относится к крупным городам. В селах и малых городах квалифицированных специалистов для столовых сложно найти. Мы считаемся большой школьной столовой – кормим тысячу детей, посадочных мест – 300, а сотрудников в столовой – 12 человек. В прошлом году мы стали победителями областного конкурса школьных столовых среди городских школ. У нас за работу столовой отвечает заведующая. Технология производства, разработка технологических карт, приготовление пищи – все на ее плечах. И, возможно, ей такие курсы повышения квалификации могут пригодиться. Но в небольших школах, особенно в селах, за работу школьного пищеблока отвечает повар, у которого есть помощник – подсобный рабочий, вот и все ответственные. Сомневаюсь, что кто-то из них поедет на подобные курсы. Максимум, кто еще может им помогать, завхоз – заместитель директора по хозяйственной части.

Если вести речь о том, какая квалификация должна быть у человека, ответственного за столовую в крупной школе, скорее всего, это должен быть технолог-пищевик. Он организатор, но еще обязательно нужен повар с хорошим разрядом, лучше всего с пятым, это было бы супер! Специфика нашего района такова, что все школьные столовые находятся в штате образовательных организаций. При этом зарплата сотрудников столовой не входит в стоимость питания, это выгоднее для родителей учеников. В более крупных городах большинство столовых, как правило, на аутсорсинге, когда комбинат питания производит обслуживание и кормит детей. Тут уже в стоимость питания закладывается зарплата сотрудников комбината. Поэтому, с одной стороны, обучать и повышать квалификацию сотрудников столовых надо. А с другой – возникает вопрос, на какие средства это обучение будет проводиться.

Михаил СМИРНОВ, отец пятиклассника, Великий Новгород:

– Проверять качество школьного питания на местах, безусловно, нужно. Но для этого необходимы два условия. Думаю, не ошибусь, если скажу, что практически все школы и на селе, и в городах сейчас не имеют в штате поваров, как было в СССР, а получают упакованные коробочки с завтраками и обедами от организаций, которые занимаются питанием. В сельские школы этот груз ежедневно доставляют из ближайших населенных пунктов. Таким образом, чтобы контролировать качество школьного питания, во-первых, в договоре таких организаций со школой должны быть прописаны определенные нормы. Например, количество мяса в граммах для первого блюда. Ведь одна и та же организация может поставлять свои завтраки и обеды и в школы, и в какие-то другие учреждения, а нормы школьного питания имеют свои отличия. Во-вторых, для оценки соответствия полученного обеда или завтрака нормативам следует назначить конкретное лицо. Ожидать, что у этого человека имеется кулинарное образование, было бы утопией. Поэтому необходимы курсы повышения квалификации. Но этому контролирующему лицу должны платить за работу. И оплачивать его труд не из школьного бюджета, а из федерального, поскольку лишних денег в школах нет.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте