search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области
0

Школьники-исследователи делают первые успешные шаги в науку

10-летней традицией Северо-Западного округа стало ежегодное проведение конкурсов проектных и исследовательских работ учащихся на 3 ступенях образования: «Совята» – начальная школа, «Искатели» – 5-9-е классы, «Лидер» – конкурс старшеклассников.

Почему округ столь пристальное внимание уделяет исследовательской деятельности учащихся? Прежде всего потому, что это путь к знанию через собственный творческий поиск, потому что исследователь – человек, приобретающий опыт по преобразованию окружающего мира, способный, исследуя, увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний. Развитие современной школы характеризует то, что в ее жизнь входят работа творческих научных лабораторий и проведение научно-исследовательских конференций. Деятельность ребенка теперь заключается не только в удовлетворении познавательной потребности, но и в развитии его личности: самоутверждении, самовыражении, самоопределении, когда он сам адаптирует себя к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование. Научно-исследовательская деятельность учащихся рождает интересные формы взаимодействия педагогов и учащихся, становится необходимой, органически вписывается в общий педагогический процесс, становится мощным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка.

Мы, взрослые, присутствуя на конференциях, не устаем удивляться нашим ребятам: как они меняются, становясь исследователями, как по-новому открывают свои, прежде не замечаемые нами, таланты, как уверенно и красиво говорят, защищая свои работы, как преображаются внутренне и внешне. Работая с ребятами-исследователями, мы замечаем, как глубоко волнуют их, подростков и старшеклассников, философские проблемы смысла человеческой жизни, истины, добра, красоты, творчества.

С 2005 года в нашем округе реализуется целевая программа развития «Северо-Западный округ – научное будущее России: воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи». Программа предполагает построение новой модели образования, основанной на интеграции науки, промышленности и образования. В связи с этим была открыта Школа генеральных конструкторов, формирующая у учащихся способности, которые помогут им решать в дальнейшем комплексные проблемы, ведь философия XXI века, по словам руководителя проекта Нины Громыко, – «это умение создавать коллективы людей, которые могут решать сложные, но очень нужные человечеству задачи, например создания новых отраслей». Наши ребята участвуют в реализации таких детско-взрослых проектов, как «Российский региональный самолет», «Построение ядерно-водородной энергетики», «Новая микроэлектронная отрасль», «Построение мусороперерабатывающей отрасли», которые были представлены на выставке «Молодежная ЭКСПО-2007». Эти проекты вызвали большой интерес, и, по мнению Департамента промышленности и науки, авторы уже сейчас имеют все шансы на оформление патентов на эти разработки.

В настоящее время на базе Школы генеральных конструкторов разворачивается следующий этап интеграции науки, промышленности и образования – создание детско-взрослых научно-образовательных производств, с чем напрямую сегодня связывают «Школу будущего». Именно «Школа будущего» должна предоставлять плацдармы, где бы ребенок мог применять знания, которые у него есть, с тем чтобы порождать принципиально новые, двигающие вперед и науку, и общественную практику. Задача такого научно-образовательного производства – включение молодежи, школьников и студентов в самые передовые направления исследования и проектирования, от которых реально зависит будущее России, в рамках которых они смогут сами программировать траектории собственного профессионального роста. Предпосылки для их создания уже имеются: достигнута договоренность с ОКБ им. П.О.Сухого о создании молодежного Конструкторского бюро, таким образом, используя интеллектуальный потенциал школьников, можно будет приобщать их не только к передовым научным разработкам, но и ориентировать их на дальнейшее обучение и приобретение профессии. Совместная образовательная деятельность и выработка общего проекта на базе такого направления ШГК, как «Ядерно-водородная энергетика», договоренность СЗОУО с Институтом водородной энергетики и плазменных технологий, Британским советом, НИИ ИСРОО – еще одна реальная ближайшая перспектива в рамках экспериментальной программы. Британский совет уже поставил в школы округа обучающее оборудование по водородной энергетике, на базе Института водородной энергетики и плазменных технологий на территории РНЦ «Курчатовский институт» создается обучающий центр. В 2007 году два участника ШГК из Центра образования №1874 и гимназии №1515 участвовали в семинаре по этой проблематике в Лондоне.

Марина КОЛОВАНОВА, специалист СЗОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте