search
Топ 10

Школьники-исследователи делают первые успешные шаги в науку

10-летней традицией Северо-Западного округа стало ежегодное проведение конкурсов проектных и исследовательских работ учащихся на 3 ступенях образования: «Совята» – начальная школа, «Искатели» – 5-9-е классы, «Лидер» – конкурс старшеклассников.

Почему округ столь пристальное внимание уделяет исследовательской деятельности учащихся? Прежде всего потому, что это путь к знанию через собственный творческий поиск, потому что исследователь – человек, приобретающий опыт по преобразованию окружающего мира, способный, исследуя, увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний. Развитие современной школы характеризует то, что в ее жизнь входят работа творческих научных лабораторий и проведение научно-исследовательских конференций. Деятельность ребенка теперь заключается не только в удовлетворении познавательной потребности, но и в развитии его личности: самоутверждении, самовыражении, самоопределении, когда он сам адаптирует себя к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование. Научно-исследовательская деятельность учащихся рождает интересные формы взаимодействия педагогов и учащихся, становится необходимой, органически вписывается в общий педагогический процесс, становится мощным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка.

Мы, взрослые, присутствуя на конференциях, не устаем удивляться нашим ребятам: как они меняются, становясь исследователями, как по-новому открывают свои, прежде не замечаемые нами, таланты, как уверенно и красиво говорят, защищая свои работы, как преображаются внутренне и внешне. Работая с ребятами-исследователями, мы замечаем, как глубоко волнуют их, подростков и старшеклассников, философские проблемы смысла человеческой жизни, истины, добра, красоты, творчества.

С 2005 года в нашем округе реализуется целевая программа развития «Северо-Западный округ – научное будущее России: воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические типы занятости молодежи». Программа предполагает построение новой модели образования, основанной на интеграции науки, промышленности и образования. В связи с этим была открыта Школа генеральных конструкторов, формирующая у учащихся способности, которые помогут им решать в дальнейшем комплексные проблемы, ведь философия XXI века, по словам руководителя проекта Нины Громыко, – «это умение создавать коллективы людей, которые могут решать сложные, но очень нужные человечеству задачи, например создания новых отраслей». Наши ребята участвуют в реализации таких детско-взрослых проектов, как «Российский региональный самолет», «Построение ядерно-водородной энергетики», «Новая микроэлектронная отрасль», «Построение мусороперерабатывающей отрасли», которые были представлены на выставке «Молодежная ЭКСПО-2007». Эти проекты вызвали большой интерес, и, по мнению Департамента промышленности и науки, авторы уже сейчас имеют все шансы на оформление патентов на эти разработки.

В настоящее время на базе Школы генеральных конструкторов разворачивается следующий этап интеграции науки, промышленности и образования – создание детско-взрослых научно-образовательных производств, с чем напрямую сегодня связывают «Школу будущего». Именно «Школа будущего» должна предоставлять плацдармы, где бы ребенок мог применять знания, которые у него есть, с тем чтобы порождать принципиально новые, двигающие вперед и науку, и общественную практику. Задача такого научно-образовательного производства – включение молодежи, школьников и студентов в самые передовые направления исследования и проектирования, от которых реально зависит будущее России, в рамках которых они смогут сами программировать траектории собственного профессионального роста. Предпосылки для их создания уже имеются: достигнута договоренность с ОКБ им. П.О.Сухого о создании молодежного Конструкторского бюро, таким образом, используя интеллектуальный потенциал школьников, можно будет приобщать их не только к передовым научным разработкам, но и ориентировать их на дальнейшее обучение и приобретение профессии. Совместная образовательная деятельность и выработка общего проекта на базе такого направления ШГК, как «Ядерно-водородная энергетика», договоренность СЗОУО с Институтом водородной энергетики и плазменных технологий, Британским советом, НИИ ИСРОО – еще одна реальная ближайшая перспектива в рамках экспериментальной программы. Британский совет уже поставил в школы округа обучающее оборудование по водородной энергетике, на базе Института водородной энергетики и плазменных технологий на территории РНЦ «Курчатовский институт» создается обучающий центр. В 2007 году два участника ШГК из Центра образования №1874 и гимназии №1515 участвовали в семинаре по этой проблематике в Лондоне.

Марина КОЛОВАНОВА, специалист СЗОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту