Нижегородский лицей №40, являющийся городским ресурсным центром физико-математического образования, уже во второй раз собрал старшеклассников, интересующихся современными научными исследованиями в области физики, астрономии, химии и биологии. 10 районов представили на общегородскую конференцию «Современная наука – школьникам» около 200 делегатов.
Формат конференции был традиционным. После пленарного заседания, на котором с приветственной речью выступили чиновники городского отдела образования и ведущие ученые нижегородских научных школ, участники конференции разошлись по секциям. В этом году секции были организованы по нескольким направлениям.
Химико-биологическое направление представляли декан химфака Нижегородского государственного университета им. Лобачевского д.х.н. Алексей Гущин, посвятивший свою лекцию окислительно-восстановительным реакциям, и преподаватели биофака университета кандидаты биологических наук Елена Половинкина и Ирина Балалаева. Они рассказали школьникам о влиянии на человека электромагнитных полей и роли флюоресцентных белков в медико-биологических исследованиях. Но самый большой интерес вызвала презентация заместителя директора НИИ прикладной и фундаментальной медицины Нижегородской государственной медицинской академии доктора медицинских наук Елены Загайновой о стволовых клетках.
Физико-математическое направление было представлено на четырех секциях. Об электрических явлениях в атмосфере рассказал член-корреспондент РАН, ученый Института прикладной физики Евгений Мареев, о том, что такое глобальное потепление, ребята узнали от сотрудника ИПФ РАН к.ф-м наук Александра Малеханова. Профессор ННГУ им. Лобачевского д.ф-м.н. Альберт Морозов посвятил свою лекцию роли математики в современном мире, а преподаватель Нижегородского института развития образования к. ф-м н. Алексей Беленов ввел слушателей в совершенно новую для них область микро-и-макро взаимодействий. Его презентация называлась «Атомы и молекулы в мире космоса».
По мнению декана химфака ННГУ Алексея Гущина, подобный формат встреч представителей науки со старшеклассниками очень продуктивен. И не только потому, что на них ребята из первых рук узнают о самых передовых научных исследованиях и могут непосредственно общаться с учеными, а это значит – заряжаться их энергией, видеть увлеченных и интеллигентных людей, но и потому что самим ученым важно видеть будущее, формировать его.
«Не очень хорошо, если профессора будут заниматься только с аспирантами и диссертантами и пользоваться мало кому понятной научной терминологией, – пояснил Гущин. – Настоящее мастерство ученого в том, чтобы суметь адаптировать свои лекции для мало подготовленной публики, в том числе для старшеклассников. Неслучайно в Японии, например, каждый профессор, получающий зарплату от государства, обязан провести цикл лекций для домохозяек. Правительство страны восходящего солнца вкладывает средства в реальное просвещение нации. Мне кажется, Россия тоже должна идти по этому пути. Со своей стороны скажу, что я и многие мои коллеги с удовольствием откликнулись на предложение организаторов конференции и в будущем охотно примем участие в подобных встречах».
Были на конференции еще две секции, косвенно связанные с научными исследованиями. На экономической секции преподаватель Высшей школы экономики Екатерина Сучкова говорила об экономической модернизации России, а на секции информатики о новых компьютерных технологиях в бизнесе рассказали сотрудники одного из самых успешных научно-производственных предприятий Нижнего Новгорода «МераНН». Надо сказать, что к последней секции у старшеклассников традиционно высокий интерес, поскольку на встрече с представителями компании они могут задать любые вопросы, касающиеся своего будущего трудоустройства. По мнению Натальи Онискевич, менеджера по персоналу, такие презентации способствуют ранней профориентации и мотивируют школьников. Зная реальные требования, которые компания предъявляет к своим сотрудникам, ребятам гораздо проще будет двигаться к поставленной цели. И очень хорошо, если они уже в школе представляют себе и свою будущую деятельность и уровень материального вознаграждения за нее.
Хочется отметить, что одним днем науки – конференцией – работа с подрастающим поколением не заканчивается. В ноябре ребят ждут лекции по истории науки и экскурсии в ведущие научные учреждения Нижнего Новгорода, а в апреле будущего года все желающие примут участие в интернет-колнференции «Физика и биофизика для карьеры», в которой тоже смогут задать вопросы ведущим ученым города.
Нижний Новгород
Комментарии