search
main
0

Школьная служба примирения

Путь формирования психологически безопасной образовательной среды

В настоящее время, когда на фоне новостей о непростой эпидемиологической ситуации меняется жизненный уклад, трудно всем – учителям, родителям, детям. Многие участники образовательного процесса отмечают, что самая большая проблема – это коммуникативное одиночество.

Казалось бы, множество каналов коммуникации, а учителя, родители, дети часто остаются замкнуты, один на один со своей ситуацией: ссора с одноклассниками, конфликт с учителем, проблемы с родителями, оскорбления в Сети. Нерешенные вовремя проблемы накапливаются, возникают вопросы недостаточной информированности, недоговоренности между участниками коммуникации. Как следствие, возникает тревога, появляется раздражение, порой – агрессия.

Организация работы школьной службы примирения – это возможность создания диалога между всеми участниками образовательного процесса: семьями, учителями, обучающимися.

Умение оказывать помощь в достижении договоренностей и урегулировании конфликтов является востребованным навыком для школьного сообщества.

В создании безопасной психологически доступной образовательной среды мы начинали со своей образовательной организации – школы №1534 «Академическая».

Важным административным решением стало создание 1 января 2016 года психолого-педагогической службы и школьной службы примирения (ШСП). Работа школьной службы примирения осуществляется педагогами-психологами, учителями-предметниками, родителями, учениками 7‑го класса и старше. Администрация школы всегда информирована о проводимых мероприятиях и часто является участником восстановительных встреч. Совместное общение участников образовательных отношений приносит осознание значимости и ценности ШСП.

Из числа прошедших обучение технологии применения восстановительного подхода в школе сотрудников мы сформировали команду единомышленников, принимающих и понимающих, что в восстановительном подходе обсуждается не нарушение устава или требований администрации, а то, как на других людях отражаются поведение человека, его поступки и действия. Школьная служба примирения является альтернативой административным способам реагирования на конфликты, сложные педагогические ситуации.

Для осуществления работы ШСП нами разработаны нормативные документы:

– положение о школьной службе примирения (ШСП);

– приказ о создании ШСП и назначении куратора.

Стоит понимать, что восстановительный подход не дает приемов, позволяющих лучше надавить на непослушных, заставить их подчиниться, улучшив тем самым дисциплину в классе. Восстановительный подход позволяет постепенно вовлекать самих подростков, родителей, педагогов в создание доброжелательной атмосферы в классе, передавать им часть ответственности за происходящее, обучиться навыкам восстановительного общения. Основные принципы работы службы примирения:

– добровольность участия сторон;

– информированность и ответственность сторон;

– нейтральность медиатора;

– конфиденциальность;

– заглаживание вреда обидчиком;

– самостоятельность службы примирения.

Какие инструменты позволили нашей образовательной организации выстроить эффективную работу ШСП?

В школе проводятся обучающие семинары с привлечением специалистов Городского психолого-педагогического центра.

Доброй традицией стало проведение кругов сообщества для родителей и цикла занятий «Учусь общаться» для обучающихся во вновь сформированных классах. В начале каждого учебного года силами ШСП организуются встречи в формате «круг сообщества». Для многих родителей эта встреча – своеобразный тимбилдинг, позволяющий сплотить разных людей.

Школьные конференции служат восстановительным ресурсом для учителей, родителей и учеников в узком круге, где присутствуют только участники конфликта. В трудных ситуациях педагоги часто аккумулируют ответственность за происходящее на себе, а разграничение ответственности за ситуацию между ее участниками помогает преодолевать педагогическое выгорание. Важным условием решения ситуации является проговаривание каждым педагогом своего мнения по ситуации, своих действий и предложений. Педагоги сами принимают решения по ситуации и в результате несут ответственность за выполнение достигнутых договоренностей.

Семейная конференция созывается тогда, когда ребенок оказался в трудной жизненной ситуации. Важной составляющей семейной конференции является активизация потенциала семьи, ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по поводу кризисной ситуации в семье. Такой вариант работы ШСП мы используем при организации советов по профилактике негативных проявлений.

Дополнительным инструментом по формированию социально приемлемых навыков поведения в нашей школе стал трехлетний опыт, полученный при участии в российско-финском проекте «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей», основанном на авторской методике Бена Фурмана. В проекте приняли участие 9 классов начальной школы и 3 группы детского сада, прошли обучение 16 педагогов и специалистов психолого-педагогической службы.

Проводимая ШСП работа формирует навыки бесконфликтного, психологически безопасного образовательного пространства в школе. Это не значит, что в школе не случается трудных ситуаций. Это говорит о том, что мы формируем навыки поведения в конфликте, коммуникативную грамотность, умение встать на позицию другого, взаимопонимание, способность налаживать взаимоотношения в детском и родительском сообществах.

Школьники учатся нести ответственность за свои поступки, находить выход из конфликтной ситуации, получают опыт конструктивного взаимодействия.

Родители находят решение трудной жизненной ситуации, получают навык в развитии ответственного поведения ребенка и возможность участия в образовательном процессе.

Для педагогов это ресурс для совместного поиска решения, они обучаются восстановительным способам общения и формируют способ профилактики профессионального выгорания.

ШСП для нас – это эффективный инструмент для формирования безопасной, открытой и доступной образовательной среды. Строя образовательные отношения, мы выбираем путь ответственного взаимодействия.

Ольга ШЕЙНИНА, директор школы №1534 «Академическая»;
Светлана КОЦЕГОЙ, руководитель психолого-педагогической службы и куратор школьной службы примирения

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте