Портал «Образовательная галактика Intel®» – сетевое сообщество, созданное компанией Intel для учителей, заинтересованных во внедрении новых информационных технологий в педагогическую практику, творческом саморазвитии и обмене опытом. Работа активных и неравнодушных профессионалов в едином информационном пространстве позволяет реализовывать бесчисленное количество полезных проектов, одним из которых стало создание «Школьной сетевой энциклопедии информатизации».«Школьная сетевая энциклопедия информатизации» – ресурс, объединяющий лучшие практики по оптимизации информационно-образовательной среды в школах. С помощью энциклопедии можно ознакомиться с уже опробованными инновационными решениями, сформировать стратегию информатизации для своего общеобразовательного учреждения или просто найти ответы на те вопросы, которые неизбежно возникают в связи с проникновением ИТ во все сферы социальной жизни. Проект уникален и неслучайно назван «народным»: каждый педагог, имеющий соответствующий опыт и готовый им поделиться, может стать соавтором энциклопедии. Достаточно лишь зарегистрироваться на портале www.letopisi.ru, поупражняться в использовании wiki-синтаксиса и включиться в работу, создавая новые статьи, редактируя и обсуждая существующие материалы с коллегами.О том, как и для кого создавался ресурс, расскажет Людмила Рождественская, ведущий консультант и соавтор «Школьной сетевой энциклопедии информатизации», тренер проекта DigiTiiger, образовательный технолог Таллинской центральной русской гимназии (Эстония), куратор разнообразных образовательных инициатив и автор многочисленных статей на тему «ИКТ в образовании».
– Людмила, кто выступил инициатором проекта создания энциклопедии?
– Идея разработки такого ресурса возникла в процессе онлайн-общения. Обсуждая в сети «прототип» энциклопедии, уже существующий на просторах «Образовательной галактики Intel®», участники редколлегии портала Intel® Education Galaxy задумались о том, как своевременно обновлять и дополнять информацию для тех, кто запустил процесс информатизации на местах. Поскольку изменения в этой сфере молниеносны, решено было начать работу над созданием более массового ресурса с гибкой, постоянно развивающейся структурой и обновляющимся содержанием, при обязательном участии «пионеров» информатизации из тех школ, которые уже преодолели определенную часть пути.
– Проект был рассчитан на срок с 7 июня по 15 августа 2013 года? Или это лишь первоначальный этап?
– Разумеется, это только начало. За это время двум координаторам проекта – мне и Борису Ярмахову – нужно было создать костяк будущей энциклопедии: выработать общий словарь понятий, составить оглавление, отладить навигацию, ну и, конечно, написать несколько десятков статей для нового ресурса. Вся эта деятельность, требующая особой сосредоточенности, могла быть осуществлена именно за летние, отпускные, месяцы. Впереди – дальнейшее наполнение и совершенствование ресурса.
– Какие еще задачи стоят перед организаторами?
– Любой ресурс будет мертвым, если к нему не привлечь читателей и соавторов, поэтому одна из наших сегодняшних задач – распространение информации о проекте. Вторая серьезная задача – насыщение сетевой энциклопедии кейсами из школ, уже имеющими наработки в деле информатизации. Описание собственного опыта бесценно, так как создается непосредственно участниками процесса. А сложность в том, что не все специалисты, которые решают проблемы и проводят в жизнь инновационные решения, могут доступно рассказать об этом другим. Нередко мы помогаем авторам излагать идеи таким образом, чтобы на них ориентировались читатели, желающие воспроизвести тот или иной кейс.
– Кто составляет целевую аудиторию проекта?
– Любой заинтересованный читатель, имеющий отношение к образованию! Тематика статей обширна, и в зависимости от того, как человек самоопределился по отношению к вопросам информатизации, ему предоставляется выбор не просто найти что-то полезное для себя, а составить непрерывный маршрут навигации по энциклопедии. Технических специалистов, возможно, привлекут обзоры технических решений и описание аппаратного обеспечения, школьных администраторов – этапы модернизации, аспекты разделения ответственности и организация электронного документооборота…. Что касается учителей, то и здесь не все однозначно, так как многих занимают темы не только из узкопредметной области. Каждый должен иметь возможность, с одной стороны, расширить свой профессиональный кругозор и, с другой, найти конкретные рекомендации, инструменты и образцы.
Создание энциклопедии – процесс сложный: не только авторы ищут свою аудиторию, но и аудитория ищет темы и разделы, которые ей могут пригодиться.
– Предполагает ли ресурс площадку для общения педагогов? Родителей?
– Поскольку наполнение энциклопедии идет в абсолютно открытой wiki-среде www.letopisi.ru, создавать свои собственные статьи, а также дополнять и изменять уже созданные, может каждый зарегистрированный пользователь. Формат wiki-сред подразумевает неограниченное обсуждение и общение, но, разумеется, как и во всех подобных проектах, речь идет о модерируемой коммуникации.
– Почему портал www.letopisi.ru был выбран в качестве платформы для создания ресурса?
– Во-первых, это популярный в среде педагогов образовательный проект со сложившимися правилами и культурой поведения. Здесь мы исходили из соображений безопасности и комфорта: рабочая среда должна была быть открытой, но при этом обжитой. Во-вторых, нам хотелось привлечь потенциальных соавторов. Сайт посещают не только читатели, но и авторы, эксперты профессионального сообщества. Их опыт очень важен для нас, поскольку работа в сетевой среде требует некоторых специфических навыков. Ну, и самое главное – это гипертекстовые возможности wiki-пространства. Так как интернет-энциклопедия не имеет линейной структуры, все связи между статьями обеспечиваются за счет гиперссылок внутри самих статей и специальных категорий.
– Чей опыт из опубликованных наиболее впечатляет в качестве примера создания и модернизации ИОС?
– Кейсы тем и хороши, что они описывают не усредненный опыт, а локальный, основанный на решении специфических, конкретных проблем. Каждая представленная практика интересна чем-то особенным: кто-то смог освоить определенную технику и начал строить информационно-образовательную среду своей школы, опираясь на имеющиеся ресурсы, пусть и ограниченные, кто-то разработал инновационные формы обучения педагогов без отрыва от учебного процесса, у кого-то есть рабочие схемы использования ИКТ в управлении школой. Невозможно и не нужно выделять кого-то одного, ведь здесь нет передовиков: просто отдельные команды некоторых школ поставили перед собой ясные задачи и их выполнили. Мы приглашаем всех желающих рассказать о своем видении проблем информатизации и ключах к их разрешению: чем больше практических рекомендаций нам удастся накопить, тем более эффективным и увлекательным может стать учебный процесс, основанный на применении ИКТ.
Комментарии