Все помнят слова задорной детской песенки «Чему учат в школе»: «буквы разные писать», «вычитать и умножать», «находить восток и юг», «рисовать квадрат и круг»… И лишь в конце каждого куплета по одной строчке про воспитание: «малышей не обижать», «воспитанными быть», «крепко-накрепко дружить». Зачастую именно так и получается: воспитываем по остаточному принципу, бессистемно, для «галочки». А ведь надо по-другому…
Как? Пять лет назад я стала классным руководителем в 5‑м классе, за которым еще с начальной школы тянулся шлейф проблем: межличностные конфликты, наличие изгоев, пассивность во внеурочной деятельности. Первые два года приходилось постоянно с кем-то разбираться, быть третейским судьей, мирить и детей, и родителей. Хотелось найти такие методы работы с классным коллективом, чтобы уйти от негатива, сплотить ребят, создать условия для конструктивного общения.В 5‑м и 6‑м классах я уделяла особое внимание классным праздникам: новогодняя постановка сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» для родителей, в которой были задействованы все дети без исключения, праздники «23 Февраля» и «8 Марта», которые готовили девочки и мальчики соответственно. Но все эти мероприятия развивались по определенному сценарию, не давали возможности спокойного межличностного общения, были ограничены во времени.Тогда я предложила ребятам проводить часы общения после уроков. Однако это оказалось не совсем удобно, потому что половина класса занималась в учреждениях дополнительного образования: музыкальной, спортивной школах, кружках молодежного центра. Я в отчаянии спросила: «Дети, когда же вы свободны?» И они ответили: «Ночью».Так возникла идея ночевки в школе, или «ночной школы». Я сразу поставила условие, что наша ночевка, организованная самими семиклассниками, должна быть содержательной, насыщенной. Они согласились. В течение трех лет (7‑9‑й классы) мы организовали четыре ночевки. Постепенно сложилась технология подготовки и проведения «ночной школы», которой я готова поделиться с читателями. Мы не стали изобретать велосипед, ведь у классного руководителя на уровне подсознания была структура КТД (коллективного творческого дела), предложенная замечательным педагогом И.П.Ивановым еще в середине 60‑х годов прошлого века.1‑й этап. Предварительная работаЭтот этап понадобился только в первый раз. Предложила ребятам собраться на осенних каникулах и провести ночь в школе. Описала все преимущества ночевки: никто никуда не торопится, можно спокойно общаться, провести множество интересных дел. В нашем распоряжении будут спортивный и актовый залы, да что там – вся школа. Мысль о том, что они станут единственными и полноправными хозяевами в альма-матер, привела ребят в восторг. Почти все (за исключением четверых, которые планировали на каникулах уехать) выразили горячее желание принять участие в классной ночной «тусовке». В 8‑м и 9‑м классах этот этап уже был не нужен.2‑й этап. Коллективное планированиеВсе желающие собираются для определения идеи «ночной школы». Например, в 8‑м классе идеей ночевки «Позитивчик» стал слоган «Мы на позитиве». Учились преодолевать трудности, находить хорошее даже там, где его нет, справляться с негативным настроением. Названия занятий говорят сами за себя:- тренинг «Мы на позитиве»;- «Гимнастика с Милей»;- «В позитивном образе»;- «Позитивная страшилка»;- «Дискотека века»;- «Сублимация»;- «Здоровый сон»;- «Заряжайся!»;- «Позитивные итоги».Каждый организатор готовит дело, которое ему по душе, где он может наиболее полно проявить свои способности и таланты, – спортивное, творческое, интеллектуальное, культурное. Я отвечала за проведение тренингов сплочения коллектива и командообразования.3‑й этап. Коллективная подготовкаСовет дела (мы назвали его оргкомитет) начинает собираться за две недели до назначенного дня. Общаемся в неформальной, непринужденной обстановке за чашечкой чая. Рассказываем о том, что получилось, делимся проблемами, советуемся, просим поддержки. Составляем форму заявлений от родителей с разрешением на участие детей в ночевке:РазрешениеЯ, _________________________________________,разрешаю своему сыну (дочери) _____________________________________________принять участие в мероприятии «Ночная школа»-2018.Время мероприятия: 28.10.2018 (20.00.) – 29.10.2018 (10.00.)Место: Пряжинская СОШ, каб. 310, 303.Беседа о надлежащем поведении проведена.Ответственность за здоровье моего ребенка возлагаю на классного руководителя Наталью Сергеевну Адерихо.Дата: ____________________________Подпись: _______________________Ребята составляют памятку «Что брать с собой». В 9-м классе она получилась довольно оригинальная:«Дорогой ученик 9‑го «Б» класса! Наступает та ночь, о которой ты давно мечтал. Совсем скоро мы с тобой увидимся, и ты порадуешь меня. Я верю в то, что мы проведем время с пользой. Жду не дождусь, когда вновь смогу увидеть тебя. Не забывай о том, что свежесть – самое важное в наших отношениях. Поэтому прихвати сменные носки. Для создания уюта можешь взять домашние тапочки. Не забудь спальный мешок (или подушку и одеялко), чтобы погрузиться в атмосферу любви и нежности. Чтобы отношения наши были сладкими, приготовь что-нибудь к чаю.Твоя любящая и любимая… школа».4‑й этап. Проведение делаЗанятия начинаются в 20.00, расстаемся мы на следующее утро, часов в десять. Каждый час расписан по минутам. Программа насыщенная. Скучать некогда. Каждый участник ночевки имеет возможность ярко заявить о себе, проявить свои таланты. Идеей последней ночевки стала ностальгия. Выпускникам захотелось вспомнить школьные годы чудесные, посмотреть фотоархив класса (собрали все, что у кого есть, потом пригодилось к выпускному, для фильма), пообщаться, поиграть в любимые игры. Учли даже то, что в феврале предстоит сдавать устный экзамен по русскому языку, запланировали беседы и дискуссии. 5‑й этап. Коллективный анализУтром обязательно проводим рефлексию: что понравилось, что запомнилось, без чего можно было обойтись? Чаще всего звучат положительные отзывы: «Все понравилось», «Было круто» – и пожелания встретиться на следующих каникулах «на том же месте, в тот же час».Приходилось охлаждать пыл: все-таки это почти бессонная ночь в классе на спортивных матах. 1‑2 раза в год достаточно. Тем более «ночная школа» – это то, что нужно признать «крупной дозой воспитания», она эквивалентна 7‑10 разноплановым классным часам.6‑й этап. Ближайшее последействиеБлижайшим последействием «ночной школы» можно назвать то, что многое, наработанное в ней, мы применяем в школьной жизни: эстафеты можно провести для подшефного класса, яркий номер – показать на школьном мероприятии.А теперь про отсроченные результаты. Две «ночные школы» в один год – это много, интерес ребят снизился, и на весенних каникулах пришло чуть больше половины класса. Желающих принять участие в ночевке к 9‑му классу стало больше.Количество организаторов, которые хотят сами определять, чем будут заниматься участники «ночной школы», увеличилось с 27 до 65%. Оказывается, для ребят значимо и интересно быть «капитанами», а не «пассажирами» на корабле жизни. Эта позиция особенно ярко проявилась у тех, кто с первой ночевки взял инициативу в свои руки и вошел в оргкомитет.Активное участие в общественной жизни класса и школы (в том числе и «ночной школы») дало показательные результаты: Арина П. в 7‑м классе на школьном конкурсе «Ученик года»-2016 была признана лучшей в своей возрастной группе. Анатолий Щ. стал победителем республиканского конкурса «Молодец года»-2016. Эти ребята и Анастасия Д. плодотворно работали в 2017 году в качестве самых юных депутатов районного Молодежного совета (единственные школьники среди студенческой и работающей молодежи). Те, кто не проявил себя так активно в общественной деятельности, также изменились: стали более артистичными, открытыми, уверенными, легче выстраивают межличностные отношения, конфликтов стало намного меньше.«Сарафанная почта» разнесла новости про «ночную школу», и ребята из других классов стали просить у классных руководителей провести «ночевку». Нашему примеру последовали три класса: шестой, седьмой, девятый. По отзывам, понравилось. Правда, на второй раз пока никто не отважился: ни взрослые (ответственность, бессонная ночь), ни дети (не все могут организовать насыщенную программу для одноклассников).Вернемся к вопросу, заданному в начале статьи: так чему же учат в «ночной школе»? Любить свою альма-матер, ведь «ночные» уроки проходят в родных школьных стенах комфортно и с удовольствием. Ставить реальные цели и достигать их. Ребята счастливы, когда задуманное ими «занятие» заинтересовало одноклассников. Ситуация успеха стимулировала всех участников ночевки к самопрезентации и 13 – к самореализации. Особенной популярностью пользовались различные квесты по ночной школе и тренинги, часть из которых проводили сами школьники. Креативно и критически мыслить. Организаторы стараются подобрать увлекательное содержание и необычные формы для проводимых ими мероприятий. Появились даже специалисты по тому или иному направлению. Так, например, Анатолий Щ. всегда проводил театрализованные действа, где нужно было договариваться об использовании актового зала, подбирать материал для инсценировок, искать костюмы для исполнителей, выступать в роли режиссера, работать со звуковой аппаратурой. Эта деятельность стала для него своеобразной школой подмастерья, после чего он решил поступать в Карельское училище культуры, чтобы стать настоящим мастером своего дела. Уважать других и ценить себя. Большая часть ребят попробовали свои силы в роли преподавателей «ночной школы». Они имели возможность оценить сложности работы по организации деятельности сверстников, но, с другой стороны, получали удовлетворение в случае успеха. Их личный рейтинг в классе повышался. Вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать. Это было необходимо, когда организаторы договаривались со взрослыми, просили разрешения использовать помещения, инвентарь, костюмы, аппаратуру. В ситуации делового общения с представителями школьной администрации, педагогами, социальными партнерами школьники чувствовали свою значимость, компетентность, принимали на себя ответственность.
Итак, мы видим, что классный руководитель, взявший на себя труд по педагогическому сопровождению «ночной школы», может создать условия для развития у воспитанников качеств и компетентностей, которые позволят им прекрасно социализироваться и успешно самореализоваться. Уверена, что те педагоги, которые примут предложенные форму и технологию и наполнят их конкретным содержанием, актуальным и интересным именно для их коллектива, не пожалеют об этом. Они откроют для себя своих классных детей, смогут личностно раскрыться и найдут в «ночной школе» еще множество возможностей воспитать человека.
Наталья АДЕРИХО, учитель русского языка и литературы Пряжинской средней школы имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой, пгт Пряжа, Пряжинский национальный муниципальный район, Республика Карелия
Комментарии