29 октября 2021 года состоялась торжественная церемония открытия обновленной экспозиции музея истории 9‑й школы. Гостей этого знакового для школы события приветствовала заместитель председателя комитета, начальник Управления образования администрации Петрозаводского городского округа Светлана Пахомова. Светлана Александровна отметила важность события не только в истории школы №9, но и в целом в муниципальной системе образования.
Учителя и школьники на праздничном концерте, посвященном открытию музея. Фото автораРабота по созданию школьного музея началась за много лет до его открытия. В 1976 году, когда школа отмечала 40-летие, все школьники участвовали в операции «Поиск-40»: искали выпускников, узнавали об их судьбах. Работа была проделана огромная. Юные следопыты разыскали многих учеников школы первых лет, наладили с ними переписку, собрали богатый материал. Инициаторами создания музея были заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе Леонид Юрьевич Хорош и учитель истории Алла Яковлевна Кялина.
Музей истории средней школы №9 города Петрозаводска был открыт 25 мая 1984 года. Этот день стал незабываемым не только для учеников, но и для учителей. Встретились выпускники разных лет, ветераны учительского труда, нынешние ученики и учителя. Тогда же состоялось открытие мемориальной доски в память о том, что в этой школе учился Герой Советского Союза Владимир Николаевич Пчелинцев. По приглашению учащихся и учителей школы Владимир Николаевич приехал на этот праздник.
В дни празднования 50-летия школы, в ноябре 1986 года, на фасаде появилась еще одна мемориальная доска. Ее открывал полный кавалер ордена Славы Рубен Арташесович Папоян, приехавший на урок в честь юбилея школы из Еревана. Новая мемориальная доска свидетельствовала о том, что в годы войны школа была военным госпиталем.
На 50-летии школа тепло встречала своего выдающегося директора Исаака Самойловича Фрадкова. 1 сентября 1999 года на фасаде школы появилась третья мемориальная доска. С тех пор школа носит имя директора.
За более чем тридцать семь лет школьный музей пережил многое: в сложные 90-е годы он был закрыт, помещение отдано под склад, многие экспонаты утрачены навсегда…
Но к 60-летию школы силами учителей и учеников он был восстановлен и снова начал работать. В первом десятилетии XXI века в музее велась активная поисковая и просветительная работа.
Три года назад музей закрыли на ремонт. Работы по восстановлению затянулись, но наконец экспозиция музея обновлена. Теперь это современный и многофункциональный ресурс образования. Торжественное открытие приурочили к 85-летию средней школы №9 имени И.С.Фрадкова.
Антон Колоколов, директор школы №9 Петрозаводска, отметил, что музей будет служить образовательным целям петрозаводских школ: «По истории нашей школы можно отследить историю города: школа была военным госпиталем и финским лицеем, здесь занимались производственным обучением. Каждый экспонат будет оцифрован, сохранен в виртуальной версии музея».
По мению Любови Нифантьевой, учителя русского языка и литературы школы №3, руководителя поисковой группы «Север» и школьного музея «Память и время», этому музею можно позавидовать: достойные экспонаты, интересное оформление, пространство, у которого большой потенциал для работы со школьниками!
А Михаил Гольденберг, директор Национального музея Республики Карелия, в прошлом учитель, приветствуя открытие музея, выразил готовность помогать и консультировать школу в этом вопросе.
Мария ГОЛУБЕВА, Республика Карелия, фото автора
Комментарий эксперта
Константин АНДРЕЕВ, руководитель Образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа, Москва:
– Школьный музей – это то, что абсолютно всегда вписывается во все программы, стандарты и нормативные документы, которые существуют. Сегодня это не только возможность интегрировать деятельность музея в образовательный процесс, но и включить работу учреждения культуры в воспитательную программу, которая стала обязательной для образовательных организаций. Школьный музей – это деятельность по сохранению, изучению, исследованию истории, организации процесса освоения города, определенной темы. Музей – это пространство общей заботы с воспоминаниями людей, которые здесь работали или учились. Экспозиции могут быть делом общей заботы разных структурных подразделений образовательной организации. Так, например, здесь может появиться новая выставка из поделок или работ по робототехнике. Витрины, изготовленные на уроке технологии, тоже могут стать проектом, который объединит школьников.
Школьный музей – это пространство реального действия, площадка для ранней профориентации. Здесь потребуется работа дизайнера, программиста, а также куратора выставки, хранителя музея, реставратора, архивиста, исследователя. По сути, это очень много профессий, которые востребованы во всем мире. Это возможность отработать навыки компетенции в пространстве учебного музея. Здесь хранятся подлинные вещи, которые в цифровом мире, где много ненастоящего, ценятся особо. Об этом вам скажет любой руководитель музея: дети реагируют на подлинник, это ключевое понятие. Ощущение аутентичности, легенды, которое присутствует в этих предметах, завораживает и воспитывает. Я всегда вспоминаю библиотечный музей в Пскове, где есть томик книги «Два капитана» первого издания. Поисковики его нашли в потерпевшем крушение самолете. Человек погиб, самолет разбился, а в кабине сохранился полуистлевший томик книги.
Школьный музей сегодня может стать ключевым пространством воспитания в школе. Это то, что можно качественно сделать силами ребят и педагогов. Здесь можно развернуть деятельность и на самом деле ощутить влияние на местное сообщество города, села, района.
Есть у подобных музеев и проблема – они не всегда сохраняют предметы, которые представлены там в качестве экспонатов. Артефакты не могут быть приколоты булавками и прибиты гвоздиками.
Организация выставок, которые выходят за пределы школьного музея, – еще одна возможность для развития. Это выставки в рекреациях школы, в классных кабинетах и за пределами образовательного учреждения. Например, создание аудиогидов по району, городу, территории, где школа находится.
Образовательный потенциал музея велик. Здесь можно проводить уроки, например, истории, изучать документы разных эпох. Школьный музей – это включенность в пространство метапредметных знаний. Возможность говорить не только об истории войны, но и о физике и химии: каким образом предметы хранятся, окисляются, выгорают, как могут быть защищены. Это возможность исследовать предметы, разрабатывать выставки и аудиогиды, осуществлять проектную деятельность, которая не на один-два месяца запланирована, а на год и более.
Комментарии