Зачем нужна школьная форма и какой она должна быть? Эти вопросы обсуждаются столько, сколько существует система образования. И в разные века они решались по-разному. Например, форму для учеников лицеев ввели еще в 1834 году, а женскую – на 63 года позже. Обязательную советскую школьную форму отменили в 1992-м, а чуть позже каждая школа стала выбирать свою.
Переосмыслению места школьной формы в процессе образования был посвящен грандиозный праздник в «Школе сотрудничества», одной из первых частных школ страны, которая в этом году празднует свой 20-летий юбилей. Девочки и мальчики сменили привычные костюмы на форму XVIII, XIX и XX веков. По коридорам прогуливались барышни из Института благородных девиц и воспитанники Царскосельского лицея, гимназисты и гимназистки ХIХ века, пионеры в галстуках и ученики в форме «Школы сотрудничества».Интересна сама по себе история введения школьной формы.В 1764 году Екатерина II основала Воспитательное общество благородных девиц, которое позже стало называться Смольным институтом благородных девиц. Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, была «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».Обучение и воспитание шло по возрастам. Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) – кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», 8-10 лет – голубые или синие, 11-13 лет – серые, старшие девочки ходили в белых платьях. Платья были закрытые («глухие»), одноцветные, самого простого покроя. C ними носили белый передник, белую пелеринку и иногда белые рукавчики. Девушки получали передовое для Европы образование: чтение, языки, основы математики, физики, химии, танцы, вязание, хорошие манеры, музыка.Школьную форму в Российской империи считали делом государственной важности. В 1834 году была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, и мальчики, так же как и все служащие на военном или штатском поприще, носили полувоенную форму. Обязательно форменный мундир, форменная фуражка и манишка. Верхней одеждой была полувоенная шинель.Самой известной считается форма Императорского Царскосельского лицея, привилегированного учебного заведения для детей дворян, который окончил Пушкин. В лицей принимали детей 10-12 лет, из воспитанников готовили чиновников высокого ранга. У лицея была гуманитарно-юридическая направленность. Уровень образования приравнивался к университетскому, выпускники получали гражданские чины от 14-го до 9-го класса.Пансионы для девушек – государственные и коммерческие – во второй половине ХIХ века распространились по всей России. В каждом учебном заведении была принята форма своего цвета, но одинаково скромного вида. Более старших девушек уже вывозили в свет, на балы и рауты, чтобы барышня могла найти подходящую партию и устроить свою дальнейшую жизнь.Поскольку многие девушки жили в пансионах постоянно, на лето им разрешали сменить повседневную форму на более легкую – летнюю. Но даже вне учебного заведения девушка должна была выглядеть строго и трогательно – в шляпке-канотье и длинном платье.Старейшей русской гимназией считается Академическая, основанная в 1726 году. Но настоящий расцвет гимназий относится к началу ХIХ века, когда было образовано Министерство народного просвещения. Гимназии стали возникать по всей Российской империи. Форма гимназистов состояла из фуражки, шинели, гимнастерки, брюк и парадного мундира. Зимой, в холода, надевали наушники и башлык. У каждого учебного заведения они отличались цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Учителя и надзиратели строго следили за соблюдением всех правил ношения костюма, которые были подробно прописаны в уставе учебных заведений. Гимназии были классические, реальные, коммерческие, военные и женские.Гимназическую форму для девочек утвердили только через 63 года после мужской. В государственных гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки, обязательный отложной воротник и соломенную шляпку. К началу ХХ века женских гимназий было более 160. По окончании девушкам выдавался аттестат и присваивалось звание домашней учительницы. В 1918 году гимназическую форму признали буржуазным пережитком и отменили. Но в 48-м году вернули фактически дореволюционную форму. Советская форма нового образца появилась только в 1962 году. Она уже была больше похожа на гражданскую одежду – без гимнастерок, без фуражек, ремней. Форма для девочек повторяла форму гимназий, только была намного короче. Обязательными были черный или белый, праздничный, фартук, кружевные воротничок, манжеты, белые или черные банты.В 70-х у мальчиков появилась куртка, скроенная под джинсовую, а у старших мальчиков – брючный костюм. В конце 80-х школьная форма была дефицитом, ее даже продавали по талонам. Одной из причин спроса было ее хорошее качество и традиционно низкая цена. Взрослые люди стали носить ее в качестве повседневной и рабочей одежды. Обязательную школьную форму в России официально отменили в 1992 году.Гости праздника – родители, представители государственных структур в области образования, общественных организаций, журналисты – посетили открытые уроки, где взрослые стали учениками, а дети – учителями. Можно было позаниматься по программе Царскосельского лицея на уроке изящной словесности или порисовать крахмальными красками, приготовленными собственными руками. После уроков гостей ждали интеллектуальные игры и премьера мюзикла о школьной форме, где в небольших сценках учителя и ученики рассказывали о нравах и традициях образования разных периодов российской истории, а еще – дефиле коллекции школьной формы от известного российского модельера Виктории Андреяновой. Большинство престижных учебных заведений имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к определенной среде. Форма учеников «Школы сотрудничества» создана известным российским дизайнером Викторией Андреяновой.Праздник завершился выставкой-аукционом картин на школьную тематику, средства от которой пошли в благотворительный фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой и Дины Корзун.
Комментарии