search
main
0

Школа живет здесь и теперь: вся полнота ее задач отдана потребностям этого “географического пункта”. Вся полнота сил – этому текущему моменту. Вся полнота забот – этим частным нуждам. Так или примерно так писал сто с лишним лет назад Василий Розанов о “серенькой, маленькой, бедной” сельской школе России. “Необходимо становящейся”- при всей своей малости – органом выражения местной жизни, через которую жизнь эта будет “возрастать и просветляться”.

“Местный характер” в высшей степени наблюдаем в “маленькой бедной” Каменской сельской Козельского района. Иначе говоря, внешняя среда с ее уникальными созидательными возможностями задает парадигму развития среды внутри школьной. Впрочем, кто знает, что больше – вбирает школа или отдает. И потому, что границы между ней и селом, базовым хозяйством размыты, связи органичны. И потому, что место здесь особое, “не от мира сего”. В соседях – Шамординский женский монастырь, основанный оптинским старцем Амвросием и по сию пору связанный со знаменитой Пустынью, как нитка с иголкой. Так что едущий в одну обитель наверняка завернет и в другую. Чтобы набраться и как можно дольше сохранить живительное, возвышенно-молитвенное настроение обеих…

Две тезки и три стула

Занятно, незнакомые женщины часто просят его вместе сфотографироваться: уж больно на Михалкова похож. И разговор у нас занятный, на злобу дня: Александр Николаевич Секерин перечисляет способы добывания денег для своей школы. Вот, например, такая доходная часть – авантюрный бизнес.

– Предприятие может состоять из двух Оль, торгующих правом сесть между ними и загадать желание. Согласно поверью оно сбудется. И нужны для такой коммерции всего-то две тезки да три стула.

Не подумайте чего худого: речь – о традиционных каменских ярмарках. Вот там школьники и создают малые предприятия. Например, фотоателье. Или салон игровых автоматов…

…Древние римляне часто вешали над столом ветку розы – считалось, что сказанное под розой – секрет. Есть даже такое выражение: “Sub Rosa”. Над директорским столом никакой розы, разумеется, нет. Но не по этой же причине разглашает Александр Николаевич коммерческие тайны своего педагогического сообщества.

– Я когда в школу иду, радуюсь: ребятишки сбегаются к ней, как ручейки. Сегодня детские голоса не во всякой деревне услышишь. Глядя в будущее, и мы не строим иллюзий. Сегодня в нашей школе из 180 мест занято 90. В прошлом году первый звонок прозвенел лишь для пятерых первоклашек – рождаемость на селе упала вдвое. Что будем делать, когда кончатся “свои” дети? Возродим, возможно, приют при Шамордино.

…Прошло много лет, а в Шамордино до сих пор помнят, как батюшка приходил в приют, где “спасал от ужасов жизни невинных детей”. Железное правило: как бы ни уставал, сирот не “отфутболивал”. “Детей я должен принять сейчас, с ними откладывать работу невозможно”. Помнят, как он садился среди них на деревянную скамеечку, они пели ему “отец родной, отец святой”, и слезы всегда лились из его глаз. О чем он думал? Вероятно, о том, что тоже не вечен – кто возьмет под покровительство “малых сих”?

Как бы там ни было, традиция закрепилась: более полувека в зданиях монастыря располагалась средняя школа. Десять лет назад колхозы были богаче, и председатель местного – им.Кирова – Иван Михайлович Богачев решил на центральной усадьбе построить новое типовое школьное здание.

– Вот как сердце его чувствовало, – говорит Александр Николаевич, бессменный директор этой новой школы, – как раз в те дни праздновали тысячелетие крещения Руси. И мы сразу ушли в новостройку, добровольно вернув монастырю все его строения.

Да, не зря предупреждали люди бывалые: “Поаккуратнее с этой школой”, – намекая на “порочащие связи” с черноризцами. Александр Николаевич Секерин, учитель истории и директор Каменской сельской, знает каждый уголок “своей” обители и рассказывает о ней с убедительностью очевидца. А рассказывать приходится часто – “неаккуратны гости”, “высокие” и не очень. Трасса Калуга – Козельск, как в былые времена, наверное, самая разъезженная в Центральной России. Зачем едут? Какого “назидательного урока” просят?

– А вы задумывались, зачем шла в Оптину не только простая сермяжная Русь, но и русские классики? Какие душевные запросы ожидали разрешить? Знаю наверное: без Оптиной, без такого явления, как старчество, не понять ни отечественной литературы XIX века, ни самой России.

Там переживаешь какой-то особый процесс внутреннего умиротворения и самоанализа. Впрочем, и здесь тоже. Не случайно и преподобный Амвросий – а в плеяде русского старчества его имя занимает одно из самых блистательных мест – советовал тем, кому нечего было сказать: “Ступай в Шамордин”. И теперь, когда здесь нет даже его могилы, кажется, всюду светит его забота и все движется его молитвой. Чувствуете, какая энергетика? Свой заповедный мир…

Впрочем, в Каменке – как везде: местный колхоз развалился, ни родители учеников Секерина, ни его учителя давно не получают зарплаты. Без своего подсобного хозяйства полный зарез. И директору – а куда денешься – приходится держать кроликов, поросят – подкармливать сыновей-студентов.

– Сердце болит за крестьянских детишек. Смотрите, в прошлом году у нас было три выпускника. Обе девочки легко могли поступить в вуз, хотели учиться и только из-за материальных трудностей не продолжили обучение. И тем не менее наш педагогический коллектив видит главную свою цель в том, чтобы не дать ученикам отстать в развитии от городских. В 10-11-х классах организовали профильное обучение. Хотя это было непросто: никто не понимает, как это пять человек на две группы – гуманитарную и естественно-математическую – разделить? А как ребенку объяснить, что не виноват в том, что он родился и живет в селе?

Пластилин нежней, чем глина?

“Раз пришел человек в мир, он имеет право проявить свою неповторимость, – сказал Александр Николаевич. И неожиданно опять “заземлил” – С деньгами и дурак найдет путь в мир увлечений. А ты попробуй без денег!”

Секерин с первого дня, как взял школу, классы на уроках труда разделил. И отдал всю кружковую работу учителю обслуживающего труда (то есть зарплату она получает как руководитель кружков). “А как же обстоят дела с кружками?” – не понимаю я.

Смеется: “И кружки идут, творческие способности детей развиваются. Было бы желание… Просто “включил мозги” и – не удивляйтесь! – посмотрел под ноги. Красота-то создается из того, что деревня попирает ногами. Так, например, вместо пластилина используем бесплатную глину для обучения лепке. Соломку осенью отбираем из скирд и весной, к последнему звонку, устраиваем выставку поделок… Ну а дальше, что называется, дело техники.

Выходим из положения с помощью инвариантной части учебного плана. И никакой дополнительной оплаты, например, за ведение кружка “Инкрустация из соломки” учителю изо уже не требуется. Или резьба по дереву – если ввести ее в программу по трудовому обучению в 7-м классе в качестве образовательного модуля, то доплачивать руководителю кружка тоже не нужно. А наша танцевальная студия? Для села проблема проблем – найти соответствующего специалиста: все осели в городских клубах. Ну тут просто повезло: бывший ученик переехал в Калугу, посещает частную танцевальную студию. Переговорили с ним, у него одна просьба – оплачивать проезд туда и обратно.

В сельской школе, наверное, одна из самых больших проблем – найти человека, который сверкал бы какой-то своей, неповторимой гранью. Дополнительной, скажем так, к основной профессии. Педагога, способного зажечь ребят интересным делом. Скажем, я хожу на байдарках, люблю туризм.

А знаете, кто у нас руководит гончарной мастерской? Послушница Шамординского монастыря Иоанна. Она предоставила детям монастырскую мастерскую – с хорошей печью для обжига. Учит детей ремеслу, разумеется, бесплатно. Да только ли ремеслу? Мы замечаем, как благотворна эта работа с глиной – от нее тепло идет и ребятишки “оттаивают”. Монастырь открыл для школы все свои мастерские. Есть здесь типография. Есть хорошая иконописная мастерская…. Деловые связи? Не только.

Скажем, в этом году матушка благословила строителей – в течение августа они готовили здание к началу занятий и даже побелили спортзал. Многим семьям со скудным достатком помогают продуктами, одеждой. На моих глазах директор перехватил в коридоре полураздетого мальчишку и послал выбирать свитер – “из фонда матушки Амвросии”. Совместная работа с монастырем поистине неиссякаема.

– У нас 350 земляков с войны не вернулись. Есть в селе стела с фамилиями павших. Так дети в течение трех лет ходили по окрестным поселкам, населенным пунктам: узнавали имена героев. Теперь ждем 9 Мая – заупокойная служба будет по всем(!) погибшим односельчанам. И получается наша программа духовного возрождения прикладной.

Парадокс в том, что наши молодые родители не знают сельских праздников, их истории. И мы хотим вернуть эти традиции в семью. В этом году ввели практические занятия – “Народный календарь”, “Русские игры”, “Русское кружево”…

Путешествие в среду

Говорят, трудно найти изюминку в ящике с изюмом. Вот смотрю: сельские школьники учатся играть на собственном фортепиано. И на этом недешевом инструменте – памятная табличка в семь фамилий. Подарок спонсоров? Нет, говорят, это бывшие ученики купили в складчину, отчислив от заработанных на откорме бычков средств 10 процентов.

У школы многолетний опыт арендных отношений с бывшим колхозом им.Кирова, ныне АО “Каменское”. АО кормит детей бесплатными горячими обедами, отапливает школу. Оснастить учебные кабинеты техникой, укомплектовать спортивную базу, приобрести сельскохозяйственный инвентарь и туристическое снаряжение помогла система сложившихся добрых взаимоотношений со всеми – замечу, небольшими и небогатыми, – организациями, которые находятся рядом со школой: сельской администрацией, клубом и даже ларьками местных предпринимателей. Для последних, например, 1 сентября распахиваются школьные ворота: пожалуйста, торгуйте, гостей много. Только, чур, первому классу “эскимо” бесплатно.

Далеко не во всякую сельскую школу спешат на работу и учебу… городские учителя и ученики. А в Каменку ездят пятеро преподавателей из Козельска и дети из семи населенных пунктов (в том числе и из райцентра), в которых есть свои средние школы. Почему? “Честная школа, – писал о сельской школе В.Розанов, – семья почти всегда несколько суровая уже потому, что она трудящаяся семья. Берегущая будущее питомцев и честно его сберегающая. Глава такой школы рисуется именно как такой суровый отец. Осознанно выполняющий “ту самонужнейшую функцию, которая в неуловимости своей выражается термином “создать дух учебного заведения”.

Молитва о даровании молитвы

Ну а обычная семья? О ней решили снимать видеофильм “Тепло родительского дома”. Семьи, где из поколения в поколение передается нравственный опыт воспитания детей, становятся “Родителями года”.

…Быть может, сам того не сознавая, педагогический коллектив вплотную подошел к формированию гуманистической воспитательной системы. Термин этот, приоритетный ныне среди понятий, связанных с воспитанием, появился в педагогической теории в последнее десятилетие. По концепции ее автора, академика РАО Людмилы Новиковой, “потребность в исследовании воспитательной системы школы как феномена реальной действительности и как педагогического понятия возникла у нас в связи с требованиями школьной практики, нуждающейся в новой парадигме воспитания, и с неразработанностью такой парадигмы, в основе которой лежали бы принципы гуманизма и системности”.

В самом деле, у нас в школах по-прежнему превалирует несистемный подход. Не воспитание (то есть управление развитием личности), а “формы воспитательной работы” – в лучшем случае это наборы технологий, в худшем – разрозненных “коллективных дел”. Педагогика Секерина – это педагогика отношений. Доброжелательных, гуманистических, творческих, которые рождаются в результате совместной деятельности, формального и неформального общения. А стержневой в складывающейся воспитательной системе Каменской школы, очевидно, является идея “средового подхода”.

Суть его в том, что воспитательные цели определяются исходя из особенностей и потребностей окружающей среды. Среда оказывает влияние на развитие системы в целом. И самое первое, и самое сложное, пожалуй, – это “вытащить цели из этой среды”. Впрочем, это путь всякого мыслящего директора сельской школы, стремящегося чего-то добиться. Общий путь, совпадающий по стратегии и разнящийся в нюансах.

Использует Каменская школа культурный, историко-краеведческий пласт – он и определяет направленность всего учебно-воспитательного процесса. Земля, культура земледелия, трудовое обучение могут рассматриваться в качестве приоритетного вида деятельности? Безусловно. Монастырь под боком – есть ли смысл отказываться от сотрудничества?

Что тут главное, что второстепенное? Вчера, однозначно, главным в жизни сельской школы был социально значимый сельскохозяйственный труд. Сегодня все в большей степени зависит от этих самых “нюансов”. Какую системообразующую заложить в блок деятельности в данном случае – решать самой школе. Изучив и проанализировав интересы, потребности и возможности учеников, запросы родителей.

Sub Rosa

…Чего же недостает, чтобы “все понять, все оживить, исполнить духа в воспитании? – задавался вопросом известный наш философ. – Гениальный ли ум нужен для этого, глубокое проницание? Нет, более трудное, чем это: простое, любящее сердце – только”.

Елена КОМАРОВА

Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте