search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Школа завтрашнего дня формируется сегодня

Уходящий учебный год стал для всей системы образования годом значительных изменений и перемен. Необходимость модернизации системы и основные пути ее развития были обозначены в городских целевых программах, в государственной программе Москвы на 2012-2016 годы «Развитие образования» («Столичное образование»).

Среди  наших приоритетных задач были: создание  условий и инновационных механизмов развития системы, повышение качества и доступности образования, обновление содержания образования, распространение лучших педагогических практик, развитие государственно-общественного управления.В Москве десять округов, и каждый из них индивидуален. Сеть общеобразовательных учреждений Северного округа – это широкий спектр видового разнообразия, что помогает   в целом удовлетворить  потребности населения на оказание  образовательных услуг. Вместе с тем введенная с 2011 года электронная форма записи детей в первый класс позволила  выявить реальный запрос  москвичей на образовательные услуги в каждом образовательном учреждении. Анализ итогов комплектования первых классов выявил лидеров  окружной системы образования – более 40 школ, скомплектовавших 3 и более классов. Но вместе с тем  стали известны и школы, находящиеся, по мнению родительской общественности, в зоне риска низкого качества образования. Для таких учреждений были разработаны индивидуальные программы повышения качества образования. Среди мер, направленных на достижение высокого качества образовательных услуг в каждом образовательном учреждении,  стали усиление роли управляющих советов школ, повышение информированности родительской общественности о результатах деятельности и перспективных планах работы школ, гласность и открытость результатов деятельности, представление на форумах сайтов образовательных учреждений  проблем повышения качества образования, обсуждаемых с родителями.Заинтересованность москвичей в качественном образовании позволила руководителям наиболее востребованных образовательных учреждений внести коррективы в планы приема будущих первоклассников, тем самым увеличить бюджет школы, а значит, и зарплату учителей. Центры образования №1409, 1296,  школа №185 зачислили в первые классы по  сто и более детей, подтвердили высокий уровень востребованности у населения, к началу нового учебного года эти учреждения получат дополнительное оборудование, реализуют новые возможности для развития своих учреждений.  Материально-техническая база и финансовые ресурсы государственных образовательных учреждений округа в целом позволяют создать условия для повышения качества образования. В течение учебного года  благодаря поддержке Правительства Москвы и Департамента образования во все образовательные учреждения округа поставлено оборудование для предметных кабинетов начальной школы, а также компьютерное оборудование для педагогов и учащихся. Во всех образовательных учреждениях сформирована современная образовательная среда, включающая локальные сети, мультимедийное оборудование, компьютерные классы, АРМ педагогов и многое другое. Все это оборудование педагоги  эффективно используют в урочное и внеурочное время. Образовательная среда современной школы содержит в себе огромный предметный потенциал для развития ребенка.  Подготовка квалифицированных кадров, умеющих работать в современной образовательной среде, стала одним из самых важных, сложных и продолжительных во времени процессов, поскольку системно-деятельностный подход, заложенный во ФГОС, требует новой педагогической практики, интенсивного освоения новых средств обучения и современных образовательных технологий. Достаточно ли этого учителю для эффективного использования  предлагаемого набора учебного оборудования на уроках? Система мониторинга использования нового оборудования, проводимая в течение учебного года во всех образовательных учреждениях Северного округа в форме анкетирования, участия учителей в форумах и опросах,  показала, что образовательные учреждения округа эффективно включают в образовательную деятельность предлагаемое оборудование. К таким школам в первую очередь мы относим пилотные школы, участвовавшие в  апробации ФГОС НОО. Трансляция опыта участников пилотного проекта показывает широкие возможности учебного оборудования для кабинетов и специализированных зон при их регулярном  использовании. Результатом подобной работы стало формирование у школьников ключевых компетентностей, получение предметных знаний и умений через активную самостоятельную деятельность, повышение мотивации к обучению. В Северном округе  разработана комплексная  программа мероприятий, позволяющих  качественно подготовить  педагогические  кадры к работе в условиях введения ФГОС. Положительный итог учебного года – создание во всех образовательных учреждениях информационной среды, обеспечивающей открытость, доступность, прозрачность образовательного процесса, способствующей реализации московского регистра качества образования.Сегодня каждое образовательное учреждение заинтересовано в независимой оценке качества образования. Это и результаты государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах, независимые мониторинги, проведенные во взаимодействии с Московским центром качества  образования, диагностика в системе СтатГрад, результаты мониторингов мнения родительской общественности об удовлетворенности качеством образовательных услуг. Повышению требования к результатам педагогической деятельности способствовал и переход на новую систему финансирования и оплаты труда. Стимулирующая часть заработной платы нацелена на поощрение педагогических работников, достигших высоких результатов педагогической деятельности, среди которых победы учащихся в интеллектуальных конкурсах и соревнованиях, предметных олимпиадах, высокие баллы на едином государственном экзамене, результативное участие в инновационной деятельности. В течение учебного года удалось достичь значительного роста средней заработной платы в образовательных учреждениях округа. Если в сентябре 2011 года средняя зарплата учителя составляла 38252 рубля, то за 5 месяцев 2012 года этот показатель возрос до 50749 рублей, что значительно превышает среднемесячную заработную плату по экономике в Москве. Вместе с тем наличие образовательных учреждений, не достигших таких показателей, ставит перед педагогическими коллективами совместно с управляющими советами задачу глубокого и всестороннего анализа программ развития, разработки мер по повышению качества  образования, оптимизации штатных расписаний.В течение уходящего  учебного года округу удалось достичь значимых результатов – это  413 золотых и серебряных медалистов, 35 победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, 65 выпускников 11-х классов, получивших 100 баллов на ЕГЭ, победы на международных конкурсах научно-технического творчества молодежи, а также в Международном конкурсе «Школьники за продвижение глобального предпринимательства». Образовательные успехи обучающихся нашли отражение в результатах участия педагогических работников, коллективов образовательных учреждений в профессиональных конкурсах: почти в  два раза увеличилось количество участников конкурсного отбора приоритетного национального проекта «Образование»; 12 учреждений стали лауреатами гранта мэра Москвы в номинациях «За лучшие результаты в образовательной деятельности», «За создание инновационной образовательной среды», «За создание социокультурной среды», «Учреждения дополнительного образования»; 254 педагога транслировали опыт инновационной деятельности в рамках окружного тура Московского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания.Однако, несмотря на достигнутые результаты,  все еще актуальны  проблемы, требующие коллегиального решения  с участием всех субъектов образовательной деятельности:  снижение общей культуры выпускников образовательных учреждений, неактивная гражданская и жизненная позиция в сохранении традиций уважения и бережного отношения к родному языку и истории, утрата культуры чтения. Все эти проблемы так или иначе  требуют обеспечения комплексного подхода к изучению русского языка. Актуальность проблемы подчеркнула победитель Московского городского профессионального конкурса «Педагог года Москвы-2012» Вита Кириченко, много лет проработавшая учителем русского языка и литературы одной из школ Северного  округа. Девизом выступления абсолютного победителя конкурса стали слова: «Москва – город грамотных людей». Воспитание уважительного отношения к родному языку, культурному наследию, традициям должно стать основой инновационного развития образования,  начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста. Участниками процесса должны стать не только обучающиеся и воспитанники,  но и родители. Городская программа «Московская семья – компетентные родители» может получить продолжение в общеобразовательных учреждениях, в том числе для решения поднятых проблем. Дистанционная поддержка реализации различных гуманитарных и социокультурных проектов, направленных на развитие языковой культуры, будет содействовать повышению мотивации  учащихся  в достижении высокого уровня владения русским языком. Особое внимание и поддержку необходимо уделить детям, для которых русский язык неродной. В округе созданы условия для социальной адаптации  учащихся этой категории в городскую среду: эффективно работают школы русского языка на базе  школы №157 и вечерней сменной школы №90, более 900 детей посещают группы «Русский язык как иностранный». Вместе с тем результаты государственной итоговой аттестации свидетельствуют о необходимости усиления внимания и создания дополнительных условий для качественной языковой подготовки учащихся, слабо владеющих русским языком. Формированию языковой компетентности способствуют  ежегодно проводимые в округе открытые научно-практические конференции «Страны мира: история и современность», научно-практические чтения «Русский язык как неродной: новое в теории и методике», конкурс образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию», Дни славянской письменности и культуры, Буслаевские и Рождественские чтения. В Международном фестивале знатоков русского языка «О России по-русски» были представлены 62 проекта из общеобразовательных учреждений САО, победителями Международного молодежного конкурса «Диалоги на русском языке: разные культуры – единый мир» стали 9 проектов учащихся школ округа.  Для обеспечения преемственности в изучении русского языка и культуры разработаны образовательные программы духовно-нравственного воспитания «Истоки русской духовной жизни», «Знакомство с традиционной русской культурой детей дошкольного и младшего школьного возраста», элективные курсы «От Руси до России», «Нигилизм и духовность». На базе образовательных учреждений округа работает детская кафедра ЮНЕСКО как одна из форм совместной проектно-исследовательской деятельности. Развитию читательской культуры способствуют проекты «Успешное чтение», «Неделя детской книги», «Книга собирает друзей», «Читаем вместе в классе и семье», «Живая классика», активно работают школьные средства массовой информации,  выходит окружная электронная газета «Вместе мы – сто тысяч Я!».Способствуют формированию уважения к культуре своей страны и других стран реализация международных программ и проектов «Россия – Италия», «Москва – Мадрид», взаимодействие образовательных учреждений округа со школами Англии, Германии, Франции. Школа №1252 имени Сервантеса и испанская школа имени Э.Золя осуществляют совместный экологический проект, отмеченный международными дипломами; проект учащихся ЦО №1409 и учащихся образовательных учреждений Италии получил высокую оценку жюри на городском Фестивале научно-технического творчества и молодежных инициатив, издание совместной газеты на двух языках способствует решению не только образовательных задач,  но и повышению интереса в изучении культур других народов. Международным признанием результатов деятельности в области изучения русского языка стало введение в образовательную программу 14 школ Италии  и 7 школ города Лас-Росас (Испания) курса русского языка, а также открытие муниципальной библиотеки имени Л.Н.Толстого в Лас-Росасе.Таким образом, формирование и развитие культуры обучающихся и воспитанников становится общепедагогической идеей, направленной на воспитание толерантности, активной гражданской позиции, патриотизма, уважения к традиционным общечеловеческим ценностям. Ученик современной школы должен не только хорошо владеть новыми технологиями, обладать необходимыми компетентностями для успешной деятельности в будущем, но и осознавать себя носителем культуры, ответственным за ее сохранение, развитие и обогащение. В подготовке условий, обеспечивающих возможность получения современного уровня образования, мы видим свою задачу.Владимир РАЗДИН, начальник Северного окружного управления образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте