search
main
0

Школа завтрашнего дня формируется сегодня

Уходящий учебный год стал для всей системы образования годом значительных изменений и перемен. Необходимость модернизации системы и основные пути ее развития были обозначены в городских целевых программах, в государственной программе Москвы на 2012-2016 годы «Развитие образования» («Столичное образование»).

Среди  наших приоритетных задач были: создание  условий и инновационных механизмов развития системы, повышение качества и доступности образования, обновление содержания образования, распространение лучших педагогических практик, развитие государственно-общественного управления.В Москве десять округов, и каждый из них индивидуален. Сеть общеобразовательных учреждений Северного округа – это широкий спектр видового разнообразия, что помогает   в целом удовлетворить  потребности населения на оказание  образовательных услуг. Вместе с тем введенная с 2011 года электронная форма записи детей в первый класс позволила  выявить реальный запрос  москвичей на образовательные услуги в каждом образовательном учреждении. Анализ итогов комплектования первых классов выявил лидеров  окружной системы образования – более 40 школ, скомплектовавших 3 и более классов. Но вместе с тем  стали известны и школы, находящиеся, по мнению родительской общественности, в зоне риска низкого качества образования. Для таких учреждений были разработаны индивидуальные программы повышения качества образования. Среди мер, направленных на достижение высокого качества образовательных услуг в каждом образовательном учреждении,  стали усиление роли управляющих советов школ, повышение информированности родительской общественности о результатах деятельности и перспективных планах работы школ, гласность и открытость результатов деятельности, представление на форумах сайтов образовательных учреждений  проблем повышения качества образования, обсуждаемых с родителями.Заинтересованность москвичей в качественном образовании позволила руководителям наиболее востребованных образовательных учреждений внести коррективы в планы приема будущих первоклассников, тем самым увеличить бюджет школы, а значит, и зарплату учителей. Центры образования №1409, 1296,  школа №185 зачислили в первые классы по  сто и более детей, подтвердили высокий уровень востребованности у населения, к началу нового учебного года эти учреждения получат дополнительное оборудование, реализуют новые возможности для развития своих учреждений.  Материально-техническая база и финансовые ресурсы государственных образовательных учреждений округа в целом позволяют создать условия для повышения качества образования. В течение учебного года  благодаря поддержке Правительства Москвы и Департамента образования во все образовательные учреждения округа поставлено оборудование для предметных кабинетов начальной школы, а также компьютерное оборудование для педагогов и учащихся. Во всех образовательных учреждениях сформирована современная образовательная среда, включающая локальные сети, мультимедийное оборудование, компьютерные классы, АРМ педагогов и многое другое. Все это оборудование педагоги  эффективно используют в урочное и внеурочное время. Образовательная среда современной школы содержит в себе огромный предметный потенциал для развития ребенка.  Подготовка квалифицированных кадров, умеющих работать в современной образовательной среде, стала одним из самых важных, сложных и продолжительных во времени процессов, поскольку системно-деятельностный подход, заложенный во ФГОС, требует новой педагогической практики, интенсивного освоения новых средств обучения и современных образовательных технологий. Достаточно ли этого учителю для эффективного использования  предлагаемого набора учебного оборудования на уроках? Система мониторинга использования нового оборудования, проводимая в течение учебного года во всех образовательных учреждениях Северного округа в форме анкетирования, участия учителей в форумах и опросах,  показала, что образовательные учреждения округа эффективно включают в образовательную деятельность предлагаемое оборудование. К таким школам в первую очередь мы относим пилотные школы, участвовавшие в  апробации ФГОС НОО. Трансляция опыта участников пилотного проекта показывает широкие возможности учебного оборудования для кабинетов и специализированных зон при их регулярном  использовании. Результатом подобной работы стало формирование у школьников ключевых компетентностей, получение предметных знаний и умений через активную самостоятельную деятельность, повышение мотивации к обучению. В Северном округе  разработана комплексная  программа мероприятий, позволяющих  качественно подготовить  педагогические  кадры к работе в условиях введения ФГОС. Положительный итог учебного года – создание во всех образовательных учреждениях информационной среды, обеспечивающей открытость, доступность, прозрачность образовательного процесса, способствующей реализации московского регистра качества образования.Сегодня каждое образовательное учреждение заинтересовано в независимой оценке качества образования. Это и результаты государственной итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах, независимые мониторинги, проведенные во взаимодействии с Московским центром качества  образования, диагностика в системе СтатГрад, результаты мониторингов мнения родительской общественности об удовлетворенности качеством образовательных услуг. Повышению требования к результатам педагогической деятельности способствовал и переход на новую систему финансирования и оплаты труда. Стимулирующая часть заработной платы нацелена на поощрение педагогических работников, достигших высоких результатов педагогической деятельности, среди которых победы учащихся в интеллектуальных конкурсах и соревнованиях, предметных олимпиадах, высокие баллы на едином государственном экзамене, результативное участие в инновационной деятельности. В течение учебного года удалось достичь значительного роста средней заработной платы в образовательных учреждениях округа. Если в сентябре 2011 года средняя зарплата учителя составляла 38252 рубля, то за 5 месяцев 2012 года этот показатель возрос до 50749 рублей, что значительно превышает среднемесячную заработную плату по экономике в Москве. Вместе с тем наличие образовательных учреждений, не достигших таких показателей, ставит перед педагогическими коллективами совместно с управляющими советами задачу глубокого и всестороннего анализа программ развития, разработки мер по повышению качества  образования, оптимизации штатных расписаний.В течение уходящего  учебного года округу удалось достичь значимых результатов – это  413 золотых и серебряных медалистов, 35 победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, 65 выпускников 11-х классов, получивших 100 баллов на ЕГЭ, победы на международных конкурсах научно-технического творчества молодежи, а также в Международном конкурсе «Школьники за продвижение глобального предпринимательства». Образовательные успехи обучающихся нашли отражение в результатах участия педагогических работников, коллективов образовательных учреждений в профессиональных конкурсах: почти в  два раза увеличилось количество участников конкурсного отбора приоритетного национального проекта «Образование»; 12 учреждений стали лауреатами гранта мэра Москвы в номинациях «За лучшие результаты в образовательной деятельности», «За создание инновационной образовательной среды», «За создание социокультурной среды», «Учреждения дополнительного образования»; 254 педагога транслировали опыт инновационной деятельности в рамках окружного тура Московского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания.Однако, несмотря на достигнутые результаты,  все еще актуальны  проблемы, требующие коллегиального решения  с участием всех субъектов образовательной деятельности:  снижение общей культуры выпускников образовательных учреждений, неактивная гражданская и жизненная позиция в сохранении традиций уважения и бережного отношения к родному языку и истории, утрата культуры чтения. Все эти проблемы так или иначе  требуют обеспечения комплексного подхода к изучению русского языка. Актуальность проблемы подчеркнула победитель Московского городского профессионального конкурса «Педагог года Москвы-2012» Вита Кириченко, много лет проработавшая учителем русского языка и литературы одной из школ Северного  округа. Девизом выступления абсолютного победителя конкурса стали слова: «Москва – город грамотных людей». Воспитание уважительного отношения к родному языку, культурному наследию, традициям должно стать основой инновационного развития образования,  начинать эту работу необходимо с дошкольного возраста. Участниками процесса должны стать не только обучающиеся и воспитанники,  но и родители. Городская программа «Московская семья – компетентные родители» может получить продолжение в общеобразовательных учреждениях, в том числе для решения поднятых проблем. Дистанционная поддержка реализации различных гуманитарных и социокультурных проектов, направленных на развитие языковой культуры, будет содействовать повышению мотивации  учащихся  в достижении высокого уровня владения русским языком. Особое внимание и поддержку необходимо уделить детям, для которых русский язык неродной. В округе созданы условия для социальной адаптации  учащихся этой категории в городскую среду: эффективно работают школы русского языка на базе  школы №157 и вечерней сменной школы №90, более 900 детей посещают группы «Русский язык как иностранный». Вместе с тем результаты государственной итоговой аттестации свидетельствуют о необходимости усиления внимания и создания дополнительных условий для качественной языковой подготовки учащихся, слабо владеющих русским языком. Формированию языковой компетентности способствуют  ежегодно проводимые в округе открытые научно-практические конференции «Страны мира: история и современность», научно-практические чтения «Русский язык как неродной: новое в теории и методике», конкурс образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию», Дни славянской письменности и культуры, Буслаевские и Рождественские чтения. В Международном фестивале знатоков русского языка «О России по-русски» были представлены 62 проекта из общеобразовательных учреждений САО, победителями Международного молодежного конкурса «Диалоги на русском языке: разные культуры – единый мир» стали 9 проектов учащихся школ округа.  Для обеспечения преемственности в изучении русского языка и культуры разработаны образовательные программы духовно-нравственного воспитания «Истоки русской духовной жизни», «Знакомство с традиционной русской культурой детей дошкольного и младшего школьного возраста», элективные курсы «От Руси до России», «Нигилизм и духовность». На базе образовательных учреждений округа работает детская кафедра ЮНЕСКО как одна из форм совместной проектно-исследовательской деятельности. Развитию читательской культуры способствуют проекты «Успешное чтение», «Неделя детской книги», «Книга собирает друзей», «Читаем вместе в классе и семье», «Живая классика», активно работают школьные средства массовой информации,  выходит окружная электронная газета «Вместе мы – сто тысяч Я!».Способствуют формированию уважения к культуре своей страны и других стран реализация международных программ и проектов «Россия – Италия», «Москва – Мадрид», взаимодействие образовательных учреждений округа со школами Англии, Германии, Франции. Школа №1252 имени Сервантеса и испанская школа имени Э.Золя осуществляют совместный экологический проект, отмеченный международными дипломами; проект учащихся ЦО №1409 и учащихся образовательных учреждений Италии получил высокую оценку жюри на городском Фестивале научно-технического творчества и молодежных инициатив, издание совместной газеты на двух языках способствует решению не только образовательных задач,  но и повышению интереса в изучении культур других народов. Международным признанием результатов деятельности в области изучения русского языка стало введение в образовательную программу 14 школ Италии  и 7 школ города Лас-Росас (Испания) курса русского языка, а также открытие муниципальной библиотеки имени Л.Н.Толстого в Лас-Росасе.Таким образом, формирование и развитие культуры обучающихся и воспитанников становится общепедагогической идеей, направленной на воспитание толерантности, активной гражданской позиции, патриотизма, уважения к традиционным общечеловеческим ценностям. Ученик современной школы должен не только хорошо владеть новыми технологиями, обладать необходимыми компетентностями для успешной деятельности в будущем, но и осознавать себя носителем культуры, ответственным за ее сохранение, развитие и обогащение. В подготовке условий, обеспечивающих возможность получения современного уровня образования, мы видим свою задачу.Владимир РАЗДИН, начальник Северного окружного управления образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте