ФГОС нового поколения декларирует учет особенностей обучающихся, создание индивидуальной образовательной траектории, что, в конечном счете, предполагает разработку концепции личностно ориентированного процесса обучения.
Одним из условий этой концепции является создание модели профильного и предпрофильного образования в средней и старшей школе. Именно создание подобной модели является основным направлением деятельности нашей школы. Модель профильного образования создается на основе принятой концепции образования в РФ и в городе Москве.В нашей школе эту модель можно изобразить с помощью следующей диаграммы:Профильное образование является вершиной айсберга. Это завершающая часть работы, которая проводится в старшей школе. Схема этой работы может быть изображена с помощью следующей диаграммы:В школе созданы инженерно-технические, биолого-химические, гуманитарные и социально-экономические классы и группы. Обучение скорректировано в соответствии с требованиями высших учебных заведений, с которыми заключены договоры о долговременном сотрудничестве.Однако следует помнить, что одной из важнейших задач профильного образования является не только обучение учащихся, то есть преподнесение им готовых знаний, а прежде всего обучение их умению добывать знания самостоятельно, навыкам поисковой и исследовательской деятельности. Успешность всей этой деятельности определяется уровнем профессиональной подготовки учительских кадров.Дмитрий БОДЕР, директор школы №1130Служение ОтечествуШкола №806 – одно из учреждений в межрайонном объединении, предоставляющее кадетское образование.Всякий учебно-воспитательный процесс начинается с целеполагания, представляет собой целостную систему, определяющую основные направления педагогической деятельности. В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы патриотического воспитания.При этом у цели патриотического воспитания кадет есть своя специфика, которую отлично сформулировал А.В.Суворов. Он писал: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, – и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!»Кадетское образование – одно из важнейших направлений развития профильной школы, реальный путь воспитания патриота, гражданина и профессионала.Важнейшей задачей такого образования мы видим самоопределение учащегося, который, развиваясь в профильном кадетском направлении, захочет посвятить служению Отечеству всю свою жизнь.Следует признать, что в настоящее время создание кадетских классов – это инициативный процесс, развивающийся в нормативно-правовом пространстве при поддержке правительства страны. Это способствует поддержке внутреннего выбора ребенка, воспитанию в нем все большего стремления к развитию, создает в сердце кадета ощущение причастности к большому, нужному всей стране делу. Поэтому в процессе подготовки к праздничным парадам с участием первых лиц государства каждый кадет уже не разделяет школьные события и служение государству, что позволяет говорить о создании единого, богатого, наполненного горячим чувством верности и долга образовательного пространства.Говоря о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть: что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.Многовековая история нашего народа свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.Поэтому гражданско-патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.Альбина ВЕГЕРЖИНСКАЯ, директор школы №806Нравственное развитие. Воспитание по традициямИз опыта работы гимназии №1593 по организации процесса духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания обучающихся в свете требований ФГОС.В настоящее время задачи духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в условиях поликультурного и конфессионального разнообразия России наиболее актуальны.Практика внедрения новых подходов в организацию процесса духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания обучающихся в свете требований ФГОС представлена в гимназии №1593 через реализацию проекта «Формирование духовно-нравственного здоровья обучающихся через освоение традиций народной культуры и искусства». В рамках данного проекта показан успешный опыт работы по созданию эффективной социокультурной и образовательной среды духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания детей (3-17 лет). В реализацию проекта заложена система инновационных педагогических и методологических инструментариев культурологической направленности. Он носит модельный и системный и непрерывный характер, охватывает все виды деятельности современной школы. Каждый его аспект обеспечивает взаимодействие педагогических действий, технологий и средств, направленных на освоение и принятие школьниками базовых национальных ценностей на основе культурно-исторического наследия страны.Светлана АЛЕКСЕЕВА, директор гимназии №1593Профессия без границЗападный комплекс непрерывного образования – единственное учреждение в межрайонном объединении образовательных учреждений, предоставляющее профессиональное обучение. В нашем комплексе представлены все виды образования: дошкольное, среднее, профильное, дополнительное и профессиональное.Мы готовы предложить профессиональное обучение не только для выпускников 9-х и 11-х классов, поступивших к нам на отделение среднего профессионального образования, но и для школьников в рамках реализации проекта «Профессия без границ».Профессиональное образование имеет большое значение для социализации современных подростков, поэтому реализация этого проекта, несомненно, актуальна. Участвуя в нем, ребята проходят обучение по программам, содержащим несколько модулей, включающих в себя теоретические и практические занятия. Если ученик успешно осваивает все модули, он сдает квалификационный экзамен и по результатам получает свидетельство о рабочей профессии или должности служащего. Мы предлагаем освоить профессии оператора электронно-вычислительных машин, оператора станков с программным управлением.«Профессия без границ» – это еще и шанс для ребят, которые, к сожалению, в 2015-2016 учебном году не справились с ОГЭ и не получили аттестат. Обучение по профессии можно начать уже в этом учебном году, что позволит им не терять год и также получить свидетельство о рабочей профессии или должности служащего.Квалифицированный специалист всегда найдет свое место в современном мире, а Западный комплекс непрерывного образования поможет ему в этом.Наталья ПОМЕТУН, исполняющая обязанности директора Западного комплекса непрерывного образованияРазным детям – равные возможностиНаш образовательный комплекс – школа №1293 объединил в себе 4 детских сада и 3 крупные школы. Администрации комплекса задачи и проблемы школьного образования известны, а вот управление первым уровнем образования – дошкольным – стало в новинку.И самым главным в этом стало то, что маленький воспитанник и его родители, которые выбирают детский садик в 2-3 года, могут получать у нас образовательные услуги до 16-18 лет. Это огромный период жизни человека и, пожалуй, самый главный. И нам важно, чтобы это время ребенок и его семья провели с пользой, интересом, максимально развивая свои способности в соответствии со своими особенностями.Мы начали работу с создания родительского клуба на базе дошкольных отделений. Основными целями для нас было создание партнерского сообщества специалистов и родителей, обсуждение актуальных тем воспитания и образования детей, формирование и обсуждение запросов родителей на образовательную программу комплекса. Важной темой встреч было сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей.Мы начали активно изучать темы работы с детьми с ОВЗ, стали повышать квалификацию специалистов социально-психологической службы, тесно сотрудничать с ГППЦ и ЦПМПК.Мы начали апробировать программы работы со слабо слышащими детьми, слабо видящими детьми, с детьми с расстройствами аутистического спектра.В этом учебном году мы организовали обучение 25 педагогов начальной школы нашего образовательного комплекса для эффективной работы с детьми с особенностями здоровья.Можем поделиться еще одним важным моментом в нашей работе – это адаптация ребенка с особыми образовательными потребностями в детском коллективе. Можем констатировать, что большинство детей и родителей не видят никаких проблем и сложностей от того, что в классе обучается такой ребенок. Многие родители объясняют дома своим детям, что все дети могут иметь свои особенности и как можно поддержать своего одноклассника.Не будем говорить, что все проходит гладко. Иногда мы не можем организовать в полной мере все необходимые условия, прописанные в медицинских заключениях.Но спустя три года после начала объединения мы готовы подвести первые итоги – специалисты социально-психологической службы профессионально готовы работать с детьми с особыми образовательными потребностями, наши педагоги прошли соответствующую подготовку и готовы принять в классе такого ребенка и организовать для него адаптированную образовательную программу. Мы тесно работаем с родителями и на уровне дошкольного образования, и при реализации программы подготовки к школе, и далее на всех ступенях школьного образования. Как результат – в этом году к нам приходят из дошкольных отделений 12 детей с особыми образовательными потребностями!Елена ФУРАЕВА, директор школы с углубленным изучением иностранного языка №1293Новые технологические решенияЭто стало обычным. Автоматически приход ребенка отмечается в элжуре, работники пищеблоков учитывают его при формировании порций. В буфете ученик обойдется без наличных денег: оплатить продукцию можно с карты.Интересны новые технологии в образовательном процессе. С 2016 года в школе №1371 внедряется новая версия электронного дневника. Программа позволяет не только контролировать посещаемость и выставлять отметки, но и учитывать степень сформированности навыков и усвоения ключевых элементов содержания учебного курса.Больше года в ряде школ межрайонного объединения успешно используется цифровой комплекс «Наураша в стране Наурандии». Этот проект для детей дошкольного и раннего школьного возраста позволяет ставить химические, физические опыты, изучать явления окружающего мира в игре.Школа №1371 обладает лабораторией 3D-моделирования. С помощью специальных принтеров и ручек ребята создают уникальные модели, осваивая одновременно математику, информатику, основы дизайна и другие науки.Руководители ОО районов Крылатское, Кунцево, Можайский понимают, что современный мир стал действительно метапредметным, и стараются использовать новые технологии для достижения высокого качества образования.Илья БРОНШТЕЙН, директор школы №1371
Комментарии