Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Школа – вуз: шаги навстречу

УГ - Москва, №41 от 14 октября 2014. Читать номер
Автор:

​Краеугольным камнем любого образовательного процесса должно быть мотивированное стремление получить знания, заинтересованность обучаемого в результатах.

Современные школьники сегодня буквально утопают в потоке информации самого разного плана. Как возбудить интерес при обучении, если известно, что получение настоящих знаний – тяжкий утомительный труд и для ученика, и для учителя? Очень часто такие предметы, как химия, биология, физика, считаются для большинства школьников сложными в изучении, нередко скучными. Добавьте сюда сокращение часов, необходимость освоить формат современного ЕГЭ – и уже не до опытов. При этом хорошо бы показать старшеклассникам, выбравшим естественно-научный профиль, каково настоящее и будущее этого направления, где можно использовать эти знания на практике, помочь определиться в выборе профессии, рассказать об актуальных проблемах и достижениях современной науки. Безусловно, для школьного учителя, даже самого опытного и эрудированного, обладающего виртуозной педагогической практикой, это сложная задача. Наверное, именно на этом этапе нет ничего лучше, чем совместное сотрудничество школы и высшего учебного заведения, тем более что для этого созданы все условия.Закон «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 13 закрепил право образовательных организаций реализовывать образовательные программы как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. Под сетевой формой реализации образовательной программы закон понимает совместную реализацию образовательной программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением при необходимости организаций науки, медицины, культуры, спорта и иных организаций, обладающих необходимыми ресурсами для осуществления обучения и различных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. В чем же преимущества сетевой формы для ученика и для образовательной организации?Прежде всего сетевая форма предполагает создание единого информационно-образовательного пространства через объединение материальных, кадровых, технологических, методических и других ресурсов образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выстраивание структуры сетевого взаимодействия. Объединение материальных ресурсов позволяет более глубоко и на более профессиональном уровне осваивать образовательную программу или ее модуль. Объединение кадровых ресурсов позволит привлекать к образовательному процессу высококвалифицированные кадры, обладающие глубокими научными знаниями, как теоретическими, так и практическими, на высоком профессиональном уровне владеющие методами и технологиями исследования, способные удовлетворить познавательный интерес любого учащегося.В основе сетевой формы заложен практико-ориентированный принцип обучения. Это дает возможность не только получать знания, но и самостоятельно их добывать и применять на практике, повышает самооценку учащегося, мотивацию к дальнейшим научно-практическим исследованиям, формирует активную учебно-познавательную позицию школьника. Сегодня мы живем в условиях парадигмы life-long learning («пожизненное образование»), поэтому формирование перечисленных психофизиологических характеристик личности обучающегося имеет ключевое значение для достижения им высоких личностных, предметных и метапредметных результатов.Сетевая форма реализации образовательных программ подразумевает проведение экскурсий, круглых столов, поисковых и научных исследований, что позволяет в полной мере реализовывать требования федеральных государственных образовательных стандартов. Разработкой, изучением и апробацией вариативных моделей взаимодействия образовательных организаций активно занимается Московский институт развития образования, сотрудничая с образовательными организациями Москвы и оказывая поддержку в проведении различных профориентационных мероприятий.Один из примеров сетевой формы реализации образовательных программ – сотрудничество вуза со школами в рамках углубленного изучения профильных предметов. Например, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И.Скрябина активно предоставляет экспериментальные площадки для школьников, интересующихся предметами естественно-научного цикла. За долгие годы существования этого вуза уже накоплен большой опыт его сотрудничества со школами в разных формах: это и проблемные лекции для школьников, и олимпиады, и деловые игры, и лабораторные занятия. На базе кафедр академии проводят практические занятия по биологии, химии для учащихся школ, с которыми заключены соответствующие договоры о сотрудничестве. С большим интересом школьники посещают музеи академии (анатомический, зоологический, музей гельминтологии, паталогоанатомический). Наряду с этим преподаватели академии разработали специальные программы профильных курсов: «Химия и жизнь», «Моя профессия – биохимик: первые шаги исследователя», «Юный радиобиолог», «Вирусология: модели и методы». Дополняя и развивая школьный базовый компонент, оказывая информационную поддержку школьникам, академия открывает ребятам широкие возможности для экспериментальной деятельности, например, курс «Кем быть: перспективы биологического образования» рассчитан на школьников, для того чтобы они смогли ответить на самые распространенные вопросы. Объяснять, кто такой ветеринарный врач, не надо, еще с детства всем знакома сказка К.И.Чуковского «Айболит». Но то, что для прорывов в современной медицине и ветеринарии необходим труд большого числа таких специалистов, как молекулярные биологи, биохимики, биофизики, радиобиологи, вирусологи, микробиологи, химики-аналитики, фармакологи, ветсанэксперты, биотехнологи, генные инженеры, биоэкологи, известно немногим. Что это за люди? Чем занимаются? Где можно работать с такой специальностью? Какова их востребованность на рынке труда? Все эти вопросы стали отправной точкой создания курса, который предусматривает как теоретические, так и лабораторно-практические занятия, каждое из них приоткрывает завесу тайны деятельности непонятных профессий, вовлекает школьников в круговорот научных проблем, идей, создавая предпосылки для творческой научной деятельности. Вот несколько из примеров занятий, вошедших в этот курс (см. таблицу).Содержание курса – основные направления образовательной и научной деятельности кафедр и лабораторий академии, тут можно показать учащимся тесную взаимосвязь науки и жизни; сформировать представления о прикладном значении биологии, химии, физики; расширить представления школьников о современных научных разработках в области биологических наук; научить правилам постановки экспериментальной задачи и методам ее решения с использованием лабораторного оборудования; способствовать мотивации к выбору биологического образования, помочь будущим абитуриентам определиться в направлении дальнейшего образования. Каждая тема курса дает возможность для выполнения исследовательской работы с использованием научного потенциала вуза, в которой школьник проявляет себя как ученый-экспериментатор, реализует свой творческий потенциал, учится ставить цели, задачи, подбирать методики для их решения, статистически обрабатывать и анализировать полученные результаты. Ребята видят людей «из профессии», перед ними живой пример, а опыт работы с профессионалами становится хорошей проверкой на профессиональную пригодность. У юных исследователей появляется возможность прикоснуться к жизни высшего учебного заведения, приобщиться к научно-исследовательской деятельности, пропитаться профессиональным духом, приобрести практические навыки. Выполнение исследовательских работ школьников под руководством профессорско-преподавательского состава академии стало традицией любых совместных проектов в контексте образовательной деятельности. Фрагменты профориентационных и профильных курсов успешно прошли как самостоятельные мероприятия в рамках пилотных проектов «Университетские субботы», проводимых Департаментом образования.Совместное сотрудничество школьника и вузовских ученых может стать поворотным моментом в судьбе старшеклассника: укрепить уверенность в выбранном направлении дальнейшего образования или кардинально изменить угол зрения на свое будущее занятие.Такое сотрудничество очень полезно не только школе, но и вузу, где ждут талантливых, целеустремленных и увлеченных ребят.Ирина ФИРСОВА, заведующая лабораторией МИРО, кандидат юридических наук;Алла ЛИСИЦЫНА, заместитель декана МГАВМиБ им. К.И.Скрябина, кандидат биологических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту