Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

…Школа вожатых – самая нужная

УГ - Москва, №24 от 14 июня 2011. Читать номер
Автор:

Е​жегодно Социально-педагогический колледж МГППУ совместно с Московской областной общественной организацией общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи» (МОО ООО РСМ) и Московским центром занятости молодежи (МЦЗМ) «Перспектива» готовит студентов педагогических специальностей для работы в летних оздоровительных лагерях Подмосковья и города-курорта Анапы. Для этого на базе СПК МГППУ была разработана и апробирована программа «Школа вожатых». Ее задачи – приобретение студентами знаний, умений и навыков практической работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря, во время летних каникул, навыков групповой и индивидуальной работы с детьми; создание условий для совершенствования коммуникативных, организаторских, аналитических и других профессионально важных педагогических качеств, овладения технологией организации и проведения творческого досуга детей.

В нашей школе вожатых студенты в практико-ориентированной форме изучают различные дисциплины и посещают мастер-классы, например: возрастная психология (с игротекой для каждого возрастного периода); первая медицинская помощь (ПМП) детям в лагере; специфика и особенности развития временного детского коллектива; организация деятельности в течение дня, планирование на день; планирование смены с учетом специфики ее эмоциональных периодов; коллективно-творческое дело (КТД); актерское мастерство; проведение анализа – рефлексии; тематические дни и периоды смены, дети с особенностями в развитии в отряде, игротека. Основная сущность программы в том, что она имеет практическую направленность – все полученные знания сразу апробируются, участники совершенствуют свое педагогическое мастерство, сами проживают все эмоционально-действенно, накапливают бесценный опыт, который в дальнейшем используют в работе с детьми, делая их отдых незабываемым. В конце программы предусмотрен выездной семинар с погружением в атмосферу детского оздоровительного лагеря, рассчитан он на три дня. Участники находятся на базе ДОЛ в качестве детей, таким образом, сначала наблюдая работу опытных педагогов по организации режимных моментов, отрядных и массовых мероприятий, выстраиванию и развитию коллектива, проведению тренингов и получению обратной связи, а затем получают возможность совершенствовать полученные знания, умения и навыки (ЗУН) в условиях ДОЛ. Ребята проходят церемонию посвящения в вожатых, которая не оставляет их равнодушными к этой профессии, вызывает у них чувство гордости за свой выбор и чувство ответственности за все, что они будут творить, говорить и делать с вверенным им отрядом. После прохождения школы вожатых студенты получают опыт организации и проведения отрядных и массовых мероприятий, КТД, знания возрастных особенностей детей и подростков, правовых основ деятельности вожатого, теоретические и практические знания по работе в детском и подростковом коллективе, навыки профессионального общения, навыки решения проблемных ситуаций внутри коллектива, организаторский опыт и опыт самоорганизации, раскрытие творческого потенциала и личностный рост. Немаловажно, что у студентов – будущих педагогов обозначаются перспективы профессиональной деятельности, они в большинстве своем ориентированы на получение работы по педагогической специальности. По опыту могу с уверенностью сказать, что эта программа повышает профессиональную компетентность студентов-практикантов, гораздо качественнее развивает у них навыки практической работы с детьми, такие личные социально значимые, как коммуникабельность, активная жизненная позиция, организованность, умение преподнести себя и многие другие. После прохождения практики студенты всегда приезжают к любимым педагогам, благодарят за хорошую подготовку в школе вожатых. Именно в лагере они осознают всю ценность полученных в школе вожатых знаний и умений, делятся новыми впечатлениями, влюбляются в этот лагерный детский мир. Это всегда столько эмоций! Традиционно они приносят сочинения о том, как прошло их педагогическое лето. Вот о чем они пишут:     «…Приезжая в лагерь, понимаешь, что здесь нет дней недели, никто не знает, какое число, но знают, который час. Это мир, который начинаешь ненавидеть на 3-й день, а на 10-й влюбляешься так, что, приехав домой, собираешься ехать обратно и не можешь долгое время не думать обо всем, что с тобой было в этом чудесном мире…»     «…Лагерная жизнь научила меня многому: я стала общительнее, пунктуальнее, иду на компромиссы и теперь точно знаю, чего хочу!..»     «…Благодаря лагерю я стала лучше понимать детей и людей вообще. Лагерь – это школа жизни! Я узнала себя! Я и не подозревала, что я такая! Спасибо за вожатскую школу – она очень помогла!»     «…Если у меня будет возможность еще раз поехать в лагерь, то я буду всеми руками и ногами «ЗА!»     «…Лагерь убрал мои комплексы, научил меня быть выносливой, ответственной, пунктуальной. Когда знаешь, что на твоем попечении 40 детей, их жизнь, здоровье, хороший отдых, – по-другому нельзя…»     «…Было очень сложно! Дети такие разные! Приходилось быть и психологом, разрешая их конфликты, и бригадиром, когда распределяли фронт работы, и строгой воспитательницей, и культурно-массовым работником – перевоплощаться в разные-разные социальные роли. Но могу с уверенность сказать, что я справилась со своей задачей. Почему я так уверена? Дети мне об этом сказали! А их уста глаголют истину!»     «…Я обнаружила в себе творческие способности! Раньше мне никогда не приходилось придумывать и разучивать с кем-то танцы. А когда пришлось поставить конкурсный танец с детьми, оказалось, очень даже неплохо! И так во всем остальном – сценарии, газеты, песни. Я точно знаю, что благодарна этому лету за этот опыт!» Студенты старших курсов, успешно прошедшие летнюю педагогическую практику, активно включаются в организационную группу по проведению Социально-педагогическим колледжем МГППУ выездного мероприятия по адаптации студентов первого курса «ШАНС» – школа адаптации «новых» студентов, где в очередной раз наглядно демонстрируют преподавателям профессиональную компетентность. Важно отметить, что наш колледж с 1996 года осуществляет интегрированное обучение молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сегодня работа по обучению студентов с ОВЗ стала одним из приоритетных направлений деятельности колледжа. В школе адаптации «ШАНС» участвуют все студенты колледжа, в том числе и студенты с ОВЗ. Включение таких студентов в мероприятия программы способствует их успешной интеграции и самореализации в совместной деятельности со здоровыми студентами, что, в свою очередь, создает основу для дальнейшего общения и выстраивания отношений в учебной и внеучебной деятельности колледжа. Полученный опыт позволяет студентам с ОВЗ успешно интегрироваться в общество, повысить свой статус в студенческой среде, способствует активному участию в общественной жизни. Получается, что школа вожатых – самая нужная для будущего педагога школа, ведь помимо личностного роста и профессионального становления каждого создает в колледже атмосферу открытости, свободного общения, дружелюбия, способствует позитивному эмоциональному единству всех студентов. Вера ЕВДОКИМОВА, преподаватель социально-педагогического колледжа МГППУ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту