search
Топ 10

Школа в законе Оказывается, не всем главам местного самоуправления она выгодна

Второй год Министерство образования и по делам молодежи Республики Карелия бьется над тем, чтобы образовательные учреждения республики получали статус юридических лиц. Казалось бы, все должны быть только “за”, ведь это требование Закона РФ “Об образовании” и просто здравого смысла. Однако приходится преодолевать не только обычную косность директоров и управленцев, но порой и яростное сопротивление. Причем с неожиданной стороны – со стороны некоторых глав местного самоуправления. Самое мягкое, что пришлось услышать: “Мне что, больше нечем заниматься?”

Не смягчает даже довод, что есть много жалоб от педагогов на органы социальной защиты. Те отказываются начислять пенсию, мотивируя это отсутствием у образовательного учреждения статуса юридического лица.
– Они не понимают, что без нормального юридического статуса мы наказываем прежде всего людей, – говорит первый заместитель министра образования и по делам молодежи Алексей Беляев. – Такого понятия, как “школа”, в законодательстве нет, есть – “образовательное учреждение”. А если в трудовую книжку ставится печать с грифом “школа” или, скажем, “ясли-сад”, то потом могут возникнуть проблемы с пенсией.
Тормозят переход к юридической самостоятельности, по мнению министра Г.А. Разбивной, и финансисты – они не доверяют директорам, которые должны получить возможность самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.
– Финансисты занимаются экономией, а не выстраивают экономику, – убеждена Галина Анатольевна. – Наши учреждения привлекают такие средства, которые бюджету и не снились! Это не только родительские деньги, но и самостоятельно заработанные, помощь попечительских советов, политических партий, гранты. Пора ответственно считать деньги – и государственные, и привлеченные.
Министр не сомневается, что директора смогут развернуть широчайшую работу по привлечению внебюджетных средств, если получат самостоятельность. Они смогут открывать несколько расчетных счетов. Первый – для поступлений из республиканского бюджета на зарплату педагогам, приобретение учебников, курсовую подготовку. Второй – для вливаний из местного бюджета на зарплату обслуживающего персонала, ремонт. На третьем будут аккумулироваться внебюджетные средства.
К 21 января все образовательные учреждения Карелии должны пройти государственную аккредитацию. Ей предшествует следующая цепочка: соответствующий требованиям закона устав и учредительные документы – государственная регистрация – получение статуса юридического лица и лицензии на образовательную деятельность – аттестация образовательного учреждения. К сегодняшнему дню половина образовательных учреждений Карелии получила государственную аккредитацию, государственную регистрацию прошли 93 процента образовательных учреждений. Показатель неплохой, особенно если учесть, что органы юстиции не в восторге от свалившейся на них работы. Почти тысяча образовательных учреждений, документы которых нужно проверить, – это не шутка! А если учесть специфический характер законодательства в области образования…
27 октября Министерство образования и по делам молодежи РК рассмотрело проблему статуса образовательных учреждений на специальной коллегии, взяв для примера Пудожский район. Там к началу прошлого учебного года ни одно учреждение не имело юридической самостоятельности, а сейчас ее получили почти все. Хотя в одном из самых проблемных в экономическом плане районов это сделать было даже технически непросто: уставы и другие документы из-за малейшей неточности или опечатки десятки раз перепечатывались. Но зато удалось в лице главы самоуправления Василия Маликова найти союзника.
А вот в самом промышленно развитом Кондопожском районе до сей поры не зарегистрирована ни одна школа! И это не случайность, а позиция местных властей, считающих, что юридическая самостоятельность школам ни к чему. Еще дальше зашел в Калевальском районе глава самоуправления Чеслав Скрипин: там образовательные учреждения вообще не имеют статуса! Государственного еще не получили, а муниципальный Скрипин снял своим постановлением!
Ну а как же на это смотрит республиканское министерство? В условиях, когда вертикаль управления разрушена, оно может только рекомендовать главам самоуправления провести работу, законом на них возложенную.
– Есть у нас, правда, один рычаг, – говорит Алексей Беляев. – Мы можем не дать учреждению государственную аккредитацию, если оно не зарегистрировано. Но некоторых мэров это может даже устроить, в этом случае он на законных основаниях может не финансировать из бюджета это учреждение как не имеющее статуса аккредитованного.
На упомянутой коллегии Министерства образования решено разработать методические рекомендации для образовательных учреждений с приложением примерных устава, локальных актов, структуры образовательной программы. Подготовлено соглашение министерства с главами местного самоуправления “О делегировании полномочий по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений”. Органам управления образованием администраций местного самоуправления рекомендовано до 20 января 2001 года завершить регистрацию образовательных учреждений.
Интересно, проймет ли столь интеллигентное обращение строптивых мэров?
Наталья МЕШКОВА

Петрозаводск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте