Какова должна быть стратегия управления образовательным комплексом района столицы Удмуртской республики, когда ресурсы чрезвычайно скудны, а потребности граждан в полноценном, вариативном, индивидуализированном и ориентированном на гуманистические ценности образовании быстро растут?
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЙОНА должно быть преобразовано из группы учреждений-конкурентов (учащихся, учителей, управленцев, ресурсы и т.п.) в сообщество, ориентированное на взаимопомощь и солидарность.
Образовательное пространство района в таком случае должно иметь как минимум следующие характеристики:
– многофункциональность, то есть соответствие многообразным целям;
– многопрофильность, предоставление широкого спектра образовательных услуг, (в том числе технологий образования);
– изменчивость и приспособляемость, адаптивность, постоянный поиск оптимизации вариантов системы, иными словами, инновационность.
В Устиновском районе г. Ижевска осуществляется группировка образовательных учреждений общего среднего образования по пяти кольцам-группам:
Образовательные учреждения, для которых главное – дать своим ученикам общее полное среднее личностно-ориентированное адаптивное образование, объединяются в кольцо “Мое среднее образование”.
Образовательные учреждения, для которых главное – дать своим ученикам основное и полное среднее разноуровневое образование в соответствии с их природными задатками и социальными притязаниями, объединяются в кольцо “Комбинат образовательных услуг”.
Образовательные учреждения или отдельные подразделения образовательных учреждений, для которых главное – медицинская, психологическая, педагогическая реабилитация, коррекция, объединяются в кольцо “В зоне особого внимания”.
Образовательные учреждения или их отдельные подразделения, для которых главное – физическое и психическое здоровье учащихся, объединяются в кольцо “Здоровье, спорт, труд”.
Образовательные учреждения, которые реализуют социальную цель образования за счет ориентации школы на проблемы экологии (в том числе валеологии и психологии), эстетики, сохранения и развития этнокультурных ценностей народов Удмуртской республики, объединяются в кольцо “Сохраняя – приумножай”.
Образовательное кольцо представляет собой так называемую “горизонтальную ассоциацию”, члены которой заключают между собой договор о предоставлении информации и оказании услуг, где определяют взаимные обязательства.
Ряд учреждений, объединенных вышеперечисленными признаками, выдвигает из своей среды (или санкционирует самовыдвижение) экспериментальную площадку, которая отрабатывает в исследовательском режиме содержания (в том числе технологии) определенного набора образовательных услуг, доводит эти эксперименты до тиражируемого состояния и передает в виде готовых методик и технологий ассоциированным школам.
При этом ассоциированные школы составляют своего рода технические задания по НИР и НИОКР для экспериментальной площадки, участвуют в оппонировании и отслеживании хода экспериментов, поддерживают экспериментальную площадку кадрово и материально.
Учреждения кольца имеют представительный орган в виде педагогического собрания ассоциации, исполнительный орган в виде совета администрации школ, органы профессионального самоуправления в виде научно-методического совета и кафедр предметного, надпредметного общепедагогического или общепсихологического характера образовательного кольца.
Вместе с тем реализуется и деятельность образовательных учреждений дополнительного образования по пяти центрам-звездам:
Образовательные учреждения или их отдельные подразделения, где главное – медицинская, психологическая, педагогическая реабилитация, коррекция и компенсация различных внутриобразовательных и внеобразовательных трудностей, начальная и средняя профессиональная подготовка, адаптация образования к индивидуальным особенностям и личностным качествам ученика или воспитанника, по тем или иным причинам оставившего общеобразовательное учреждение, объединяются вокруг Центра образования молодежи.
Образовательные учреждения или их отдельные подразделения, где главное – развитие творческих способностей учащихся, оказание квалифицированной психолого-педагогической поддержки одаренным детям, объединяются вокруг Центра детского творчества.
Образовательные учреждения или их отдельные подразделения, где главное – развитие способностей к физкультуре и спорту, развитие валеологической культуры учащихся, объединяются вокруг спортивных центров “Мужские виды спорта” и “Легкая атлетика”.
Образовательные учреждения или их отдельные подразделения, где главное – развитие способностей учащихся в области технического творчества, объединяются вокруг Центра “Юный техник”.
Происходит смена приоритетов от трансляции приказов и распоряжений вышестоящих органов образовательным учреждениям к созданию условий для спонтанного (самостоятельного, самопроизвольного) развития этих учреждений и их совокупности, формирующей собственно образовательную систему района. Для создания этих условий в управлении образованием инициировано два разнонаправленных процесса – концентрация управленческих действий и децентрализация процесса управления.
Николай КУЛЕМИН,
кандидат педагогических наук,
заведующий Устиновским роно
Ижевск,
Удмуртская республика
Комментарии