На излете школьных каникул и горячей подготовки к новому учебному году 200 учителей и директоров со всей России съехались в столицу по приглашению телеведущей Тины Канделаки. В пятизвездочной гостинице «Балчуг» в самом центре Москвы 25 и 26 августа состоялся национальный форум «Умная школа».
Как сказано в официальных документах, разосланных организаторами в СМИ, «при подготовке к форуму была проанализирована цитируемость педагогов в СМИ и блогах, изучены рейтинги конкурсов «Педагогический дебют» и «Учитель года» за прошлые пять лет, а также списки лауреатов президентской стипендии. Особое внимание в процессе отбора участников форума уделялось тому, чтобы охватить как можно большее число регионов». Отобранным таким образом участникам предложили поучаствовать в дискуссиях по актуальным вопросам образования. Основные темы – оценка качества школьного образования, образовательные стандарты, образовательное законотворчество, образовательная среда. Во время форума ведущая Тина Канделаки и основные спикеры – известные журналисты и телеведущие, ученые, известные в сообществе директора школ, учителя – призывали собравшихся высказывать свои мнения, вносить конкретные предложения в копилку форума, с тем, чтобы затем передать их непосредственно в Министерство образования и науки РФ.
Однако в первый день форума вряд ли удалось эту копилку пополнить. Свои мысли по поводу результатов международного исследования PISA, противоречиях ЕГЭ, плюсах и минусах образовательных стандартов высказывали министр образования Республики Татарстан Альберт Гильмутдинов, академик РАО Александр Асмолов, директор Центра образования №109 Евгений Ямбург, ректор ГУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, учитель русского языка и литературы Лев Айзерман и другие. Остальные педагоги выступали в роли слушателей. Выступить у свободного микрофона удалось единицам, и это естественно, ведь форум начался с опозданием, да и программу надо было выполнять.
Предполагалось, что свое мнение зал выразит, участвуя в интерактивном голосовании. Жаль, что вопросы были сформулированы довольно неряшливо и многие – в отрыве от основной темы. Например, учителей спросили: «Занимаетесь ли вы репетиторством?» и связали почему-то эту проблему с ростом коррупции в школах.
Вообще четкость формулировок оказалась слабым пунктом в работе организаторов. Вторая дискуссия называлась «Качество школьного образования. ЕГЭ: есть ли альтернатива?». К сожалению, об альтернативе почти ничего не было сказано, а вот об Едином госэкзамене повторено все, что уже было сказано и написано.
Второй день форума начался с работы в группах. Педагоги обсуждали действительно насущные проблемы: оценка качества труда учителя, законопроект «Об образовании в Российской Федерации», новая система оплаты труда. Высказывались дельные предложения. В частности, участники «круглого стола», который вел учитель русского языка и литературы московской школы №57 Сергей Волков, высказались за то, чтобы при аттестации учителя обязательно оценивался урок, причем профессиональной ассоциацией педагогов, а для повышения квалификации учителю давали бюджетный сертификат, с которым он может пойти учиться, куда считает нужным, и не обязательно в ИПК.
Позже, во время обсуждения различных аспектов образовательной среды, начался активный диалог между выступающими на сцене и участниками форума в зале. К сожалению, он во многом свелся к взаимным обидам. Учителя выяснили, что ключевые спикеры дискуссии, губернатор Кировской области Никита Белых и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, считают педагогов пассивными гражданами, не желающими выступать с критикой властей и порядков, менять в первую очередь самих себя. Да к тому же «все жалуются на низкую зарплату» (из выступления кировского губернатора). Спикеры в свою очередь услышали от учителей, что главная задача педагога – входить в класс, а отнюдь не «думать за страну» (Сергей Волков). И если учитель должен быть активным гражданином, «не пора ли его сделать госслужащим?» – спросил физик из Подмосковья Вадим Муранов.
Тина Канделаки не так давно стала членом группы по усовершенствованию государственного образовательного стандарта при Министерстве образования и науки РФ. Именно туда, а еще в Общественную палату она обещала принести все предложения учителей. Жаль только, что не все предложения прозвучали на форуме «Умная школа», где учитель не был признан «самым умным». Правда, педагогов хорошо кормили, дали возможность два дня пожить недалеко от Кремля и прокатили на пароходе по Москве-реке. За это – спасибо.
Комментарии