Большой коллектив деятелей образования разных стран разрабатывает сейчас модель образования XXI века. Принимают в этой работе участие и наши педагоги. Вкратце суть этой модели в четырех К: коммуникация, креативность, критическое мышление, работа в команде. Остановлюсь лишь на критическом мышлении. Почему к слову «мышление» добавлено слово «критическое»? Во многом это заставил сделать Интернет. Хотя, конечно, не только он.
Интернет, великое изобретение человечества, занял огромное место и в жизни, и в работе школы. Но всегда ли мы постоянно думаем о его подводных камнях, мелях, рифах, опасностях? Всегда ли осознаем эту новую технологию как сложную, неоднозначную, противоречивую? Ведь новые технологии всегда приносили с собой и великие победы, и возможности разного рода боли и потерь.
Вот, к примеру, скачанный мною из Интернета «Банк аргументов из художественной и публицистической литературы для сочинительной части ЕГЭ по русскому языку». 255 аргументов. Сейчас, в 2019 году, их убрали. Но десять лет вот на такой пище и кормились многие и многие наши выпускники.
Вам нужен пример для «взаимоотношений детей и отцов»? (Полюбили эту тему и организаторы итоговых сочинений, была она уже два года на этом сочинении.) Какие проблемы? «Наставления отца помогают Гриневу в самые критические минуты оставаться верным себе и долгу». Какие наставления? В какие критические минуты они помогают? Что есть для него долг? Об этом ни слова. Сойдет и так. И ученик все схавает. Да часто и проверяющий тоже. Один аргумент уже есть.
Бывает и более подробно. Скажем, вам нужен пример «утраты духовных ценностей». Мы к вашим услугам. И ничего, что вы с лесковской леди Макбет Мценского уезда не знакомы. Наш банк вас проинформирует. Списывайте: «Катерина Ивановна, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью своего мужа, а затем и маленького Федю, родственника мужа». «Духовные ценности» предлагаются в Интернете распивочно и на вынос.
Я был пять лет председателем московской городской комиссии по проверке медальных сочинений. Да, были и работы с большими списанными кусками. Но Сеть – самое легкое, самое доступное средство, полностью избавляющее от необходимости думать самому. Это главный поставщик фальсификата в отечественной школе. И такого я в прежние десятилетия не видел.
Мне помогла разобраться в Интернете книга Джона Палфри и Урса Гассера «Дети цифровой эры», переведенная на русский язык в 2011 году. Вот как они сами определили смысл своей книги: «Цель этой книги заключается в том, чтобы провести черту между тем, о чем надо беспокоиться, и тем, что не должно пугать, а также между тем, с чем мы должны бороться для спасения наших детей, а что нам следует приветствовать в новом цифровом мире». Вот выписки с тех страниц, на которых речь идет о том, о чем мы с вами размышляем: «Многие юноши и девушки, в отличие от людей старшего поколения, не умеют самостоятельно оценивать качество информации», «Юные пользователи в большей степени, чем взрослые, уязвимы перед негативными последствиями, которые влечет за собой источник информации», «Для детей процесс оценки качества информации особенно труден».
Вот почему важно не только мышление само по себе, но мышление критическое. И вот почему для меня так спасительно стихотворение Пушкина, обращенное в завтрашний день, в будущее, проникнутое живой мыслью, а не ориентированное на то, что в середине XX века один из гимназических учителей назвал баллопромышленничеством.
Постскриптум
Рассказывая обо всем том, о чем я сейчас пишу, старшеклассникам, я спросил их, почему именно тему воспитания юношества предложил император Пушкину для, как мы бы сегодня сказали, «итогового сочинения». А ведь это действительно был на самом деле некий экзамен. Вопрос оказался очень трудным для школьников. Хотя ответ на него лежит на поверхности. День, когда он стал императором, был для Николая I самым страшным днем в его жизни. Ведь это был день восстания декабристов. И далеко не сразу стало ясно, кто в этом противоборстве победит. Предлагая эту тему, император, конечно, знал, что среди восставших преобладали молодые люди и что среди них были друзья, товарищи, знакомые Пушкина.
Я вспоминаю сейчас пушкинский лицей. Там комнаты, в которых жили лицеисты, были разгорожены тонкой перегородкой, которая к тому же не доходила до потолка. Вот в этой комнате живет Пушкин, а рядом с ним тот, о ком он потом скажет «мой первый друг, мой друг бесценный», Иван Пущин, будущий декабрист, как и другой лицеист – Вильгельм Кюхельбекер. Найдите в Интернете и прочитайте очаровательное стихотворение Давида Самойлова «Пестель, поэт и Анна».
Откроем Википедию. 30 сентября 1826 года шеф жандармов генерал-адъютант А.Х.Бенкендорф обратился к Пушкину, только что возвращенному из ссылки, со следующим письмом: «Его величество совершенно остается уверенным, что вы употребите отличные способности ваши на передание потомству славы нашего отечества, придав вместе бессмертию имя ваше. В сей уверенности его императорскому величеству благоугодно, чтобы вы занялись предметом о воспитании юношества. Вам предоставляется совершенная и полная свобода, когда и как предоставить ваши мысли и соображения. И предмет сей должен представить вам тем обширнейший круг, что на опыте видели совершенно все пагубные последствия ложной системы воспитания».
К предмету сему и сам Николай I постоянно возвращался. Так, в 1831 году по его распоряжению была внесена на рассмотрение Государственного совета записка «О некоторых правилах воспитания русских молодых людей и о запрещении воспитывать их за границей».
Что же касается значения самого предмета воспитания, то Пушкин понимал его важность. Сейчас часто вспоминают пушкинский лицей. Да, лицеисты получили прекрасное образование, но лицей был для них не только «сенью наук».
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Как видим, Пушкин благодарит своего учителя не за «глубокие и прочные знания», как говорили в советской школе, не за баллы ЕГЭ, как говорят сейчас. Здесь другая система координат, другое исчисление ценностей. Создал нас. Воспитал наш пламень. Чистая лампада возжена. И в этом – краеугольный камень. Все это обозначено и в стихотворении, о котором мы говорили, как «просвещенья дух».
Комментарии