search
main
0

Школа радости – школа счастливой жизни. Учеба – великий труд, но не каторжная работа

Детство и юность – золотая пора. И будущее человека во многом зависит от того, кто, как и чему его учил именно в эти бесценные годы.

Традиционная классно-урочная система по системе «один класс – один год» с обязательным учебным планом зародилась в Западной Европе еще в начале XVI века, после начала массового распространения книгопечатания. Именно она усадила детей за парты, чтобы с помощью уже ставших относительно доступными книг научить их в массовом порядке читать, писать и считать. И ей прекрасно удалось справиться со своей задачей, победив в конечном итоге повальную безграмотность. Мы так привыкли к этой системе, что даже трудно себе представить, что ее можно чем-то заменить. Но то, что казалось когда-то передовым и давало гарантированную возможность приобрести определенный набор знаний, сейчас уже не в силах угнаться за требованиями актуальной жизни. Современный человек вынужден беспрестанно овладевать новыми технологиями, перерабатывать огромные массивы информации, объем которой нарастает словно снежный ком. В бесконечной гонке за своим местом под солнцем нельзя останавливаться ни на минуту, иначе окажешься не у дел. Но классической системе образования с этим справиться уже не под силу. Она не учит размышлять, дискутировать, творить, мечтать, проявлять индивидуальность. И не прививает вкуса и навыков к дальнейшему пожизненному самообучению, на которое мы все обречены. Признаем, что слабые ученики, которых традиционная система сама же и превращает в слабых, в обычной школе чувствуют себя некомфортно. Они не успевают идти в ногу вместе со всеми ввиду своих психологических и физиологических особенностей, а потому начинают отставать от группы все сильнее и сильнее и в конечном итоге не справляются с освоением положенного материала. Как результат такие дети становятся неуверенными, замыкаются в себе и от этого учатся еще только хуже. Сильным ученикам традиционная система тоже не идет на пользу. Начиная с первых классов, их природное любопытство, живость и желание все знать постоянно подавляют, заставляют подстраиваться под большинство. От них требуют не торопиться узнавать что-то новое и не опережать учебный план, а ждать, пока остальные их догонят. От этого уроки для неординарных детей превращаются в скучные и даже ненавистные занятия, они приучают детей не к активному интеллектуальному труду, а к безделью, которое становится нормой. А обленившийся в детстве мозг заставить вновь с  удовольствием напряженно работать будет впоследствии очень тяжело. Привычку к пассивному отношению к учебе, сформированную годами бесполезного времяпровождения на уроках, трудно или практически невозможно искоренить. Что ж, получается, что в традиционной школе хорошо только так называемым середнячкам, которых большинство? Но и это лишь иллюзия. Их тоже с раннего детства превращают в посредственности, приучают не искать новых высот и тем более не стараться их покорить, а довольствоваться малым. Середнячкам не за кем тянуться, чтобы повышать свой уровень, потому что традиционная школьная система перерабатывает всех в единую серую массу.В последние десятилетия все большее количество педагогов-новаторов и даже целых государств создают альтернативные образовательные системы, отвечающие современным реалиям. Их задача – открыть в каждом ребенке неповторимую личность, которой надо только помочь появиться на свет. Они уверены, что если в маленьком человеке пробудить с раннего детства пытливый интерес к жизни и миру, вселить в него уверенность в собственных силах, то он будет способен свернуть горы и преодолеть любые преграды на пути к знаниям. Главное – не упустить время. Но нельзя при этом и подстегивать детей, гнать их насильно вперед, нужно позволить им двигаться в своем темпе. Ведь любая работа может быть успешной и плодотворной лишь в том случае, если выполняется не через силу, а с удовольствием и азартом. А учеба – это настоящая работа, об этом, кстати, никогда не должны забывать взрослые, это великий труд, который в конечном итоге делает из ребенка человека. Одним из ярких примеров эффективности нестандартных подходов к обучению служит Финляндия. Недаром ее образование признается уже не один год лучшим в Европе и одним из лучших в мире. Отличительная особенность финской системы – незначительное отличие между лучшими и худшими учениками, то есть по итогам обучения все они показывают ровные, но очень качественные результаты. И это не случайно, просто в Финляндии на государственном уровне признано, что хорошее образование – это ключ к высокому благосостоянию граждан, а значит, залог уверенного будущего страны. А потому государство выделяет на него не менее 14% своего бюджета. Основная задача финской системы – сделать образование одинаково доступным для детей из всех социальных групп. Именно с этой целью сорок лет назад была создана модель абсолютно бесплатной средней школы, учеба в которой начинается с 7 лет. Для поступления в нее не требуется никаких вступительных экзаменов. Она состоит из двух ступеней: нижней (alakoulu) – с 1-го по 6-й класс, и верхней (ylkoulu) – с 7-го по 9-й класс. В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки и самоопределиться. Далее дети могут продолжить учебу в лицее (lukio), 11-12-й классы, или уходят в профессиональный колледж. Уроки длятся стандартно по 45 минут и проходят очень активно. Дети на занятиях могут сидеть не только за партами, но и на ковриках, диванчиках, если они есть в аудитории. В работе участвуют все, никто не сидит без дела, но каждый учится по индивидуальному плану. На одном и том же уроке дети выполняют задания разной сложности. В каждом классе не более 16-20 человек, с ними работают учитель и его помощник. К доске никого не вызывают и не требуют пересказать задание. Разрешается писать карандашом. На дом задают редко и только в старших классах, обычно на выполнение домашней работы требуется не более получаса. По мнению учителей, в свободное время дети должны больше гулять с родителями. К изучению всех предметов относятся равноценно, не ставя один предмет выше другого, одинаково внимательно относятся и к математике, и к музыкальным занятиям. Ребенок развивается гармонично, его учат петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать, сочинять сказки, играть в спектаклях. В финской школе стараются преподавать больше практичных вещей. А потому выпускники, выходя во взрослую жизнь, прекрасно знают, как сварить суп, составить резюме, собрать портфолио, пройти интервью при приеме на работу, сделать интернет-сайт, вычислить налоги и посчитать цены. Приветствуется не зубрежка, а умение проанализировать заданный материал, извлечь из него самое важное. Прививается любовь к чтению, навык к самостоятельному поиску информации и получению новых знаний. Все, что можно, преподается наглядно на практических занятиях в лабораториях, где ставят научные эксперименты с использованием самого современного оборудования. Учиться не заставляют, но пытаются помочь каждому найти дело по душе. Если учеба ребенка, несмотря на все усилия, не прельщает, развивают у него трудовые навыки и ориентируют на профессиональное училище. В финской школе не ругают за неуспеваемость и не вызывают родителей, но прогуливать тоже никто не позволит. Все придется отработать. Лень пресекается на корню. С 1-го по 3-й класс успехи ученика не отмечают никак. Далее до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. После начинает работать 10-балльная система. Оценки нужны только для мотивации и самопроверки школьника. Обучение ведется под лозунгом: «Либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов нет в принципе, учитель может иногда проводить внутриклассные тестирования, но только по личной инициативе. Первый в жизни стандартный тест, обязательный для всех, проводится по окончании 9-го класса. Его результаты ни на что не влияют, поэтому его никто не боится. По окончании 9-го класса 93% учеников оканчивают лицей, из них 66% в дальнейшем получают высшее образование. Это самый высокий показатель в Европе. Университетское образование тоже бесплатно. Остальные заканчивают обучение в профессиональных училищах. Все школы оснащены по стандарту на одинаково высоком уровне и учат по единым методикам, поэтому родители со спокойной душой отдают свое чадо в ближайшее учебное заведение, хотя их к этому никто не принуждает. Существует и с десяток частно-государственных школ, где взимается частичная оплата за преподавание по методикам Монтессори, Френе, вальдорфской школы. К частным причисляются и школы с преподаванием на иностранных языках. Дети с ограниченными возможностями, если позволяет здоровье, учатся вместе со всеми в обычных школах. Порочная практика закрытых спецшкол с их изоляцией от общества здесь отвергается. Детей учат общаться друг с другом на равных, а не соперничать. Школьной формы нет, ходить можно в чем угодно. Детей развозят школьные автобусы, каждому гарантируется бесплатный обед. При этом питание должно быть не просто калорийным, но и изобиловать овощами и фруктами. В случае поздних занятий детей обязательно кормят полдником. Также бесплатны экскурсии, походы в музеи. Плюс ко всему бесплатно выдают учебники, канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники. Любые поборы, как принято у нас, – на занавесочки или установление платы за дополнительные занятия категорически запрещены. Отношения между учителями и учениками взаимоуважительные и доверительные, дети видят в учителе наставника, хотя и обращаются к нему по имени. Всячески поощряется творческий подход учителя к работе. Запрещается сравнивать учеников друг с другом, выделять любимчиков. Престижность профессии учителя подтверждает желание 25% школьников в будущем пойти по их стопам. Контракт с учителем заключается на один учебный год, зарплата составляет 5 тысяч евро в месяц. О такой национальной системе образования, где царит атмосфера доверия, дружеской помощи и всеобщей увлеченности, нет каждодневного гнета оценок и бесконечных изматывающих тестов, у нас в России пока можно только мечтать. А финны все не успокаиваются на достигнутом и продолжают проводить все новые и новые реформы. Очередная из них проводилась в 2016 году. Система образования Финляндии решилась отказаться от преподавания отдельных предметов полными курсами. Старшеклассники больше не будут ходить на урок физики или литературы, они будут обучаться по темам или явлениям, взятым из реальной жизни. Например, тема будет называться «Служащий банка». На тематических уроках ученики будут приобретать профессиональные знания и навыки, необходимые для работника банковской сферы, изучая определенные разделы математики, делопроизводства, информатики, менеджмента, иностранных языков и т. д. Несколько учителей-предметников будут вместе вести один курс, работая со школьниками, поделенными на небольшие группы. Темы могут быть как прикладными, по разным профессиям, так и более отвлеченными, к примеру, «Европейский союз». На этом курсе понадобятся знания в области географии, истории, экономики и опять – иностранных языков, обеспечивающих успешное общение. Главная цель грядущей реформы – вооружить детей знаниями, востребованными в жизни. Постепенное внедрение новой системы образования планируется завершить к 2020 году. На переходный период предусмотрена стимуляция преподавателей небольшими прибавками к зарплате. Также с августа 2016 года финским школам разрешается отменять уроки традиционной каллиграфии. Начиная с 1-го класса детей будут учить писать только печатными буквами. Время, отводившееся ранее на обучение письму прописными буквами, пойдет на освоение навыков скоростной печати на клавиатуре компьютера. Это умение, по мнению финских специалистов, пригодится детям в дальнейшей жизни гораздо больше. Однако вводить или нет это новшество в свой учебный план, каждая школа сможет решать самостоятельно. Помимо финской системы образования в мире существует немало других успешных примеров. Карликовое государство – княжество Лихтенштейн тоже показывает отличные результаты. Согласно рейтингу Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся за 2012 год (PISA) оно заняло почетное 8-е место из 65 стран в общем зачете, став лучшей европейской страной в этом списке. Вперед вырвались лишь азиатские государства. Кстати, в этом рейтинге Финляндия оказалась только на 12-м месте. Может быть, именно поэтому финны сейчас так упорно готовятся к новой реформе своего образования, почувствовав сбои в своей системе. В Лихтенштейне нет богатых природных ресурсов, поэтому здесь прекрасно понимают, что основное достояние государства – человеческий капитал. Денег на образование в стране не жалеют, выделяя на это 15,3% бюджетных средств. На 36 тысяч населения приходится всего 5 тысяч школьников, включая воспитанников детских садов. Учеба в школе начинается с 6 лет и длится 12 лет. Княжество гарантирует бесплатное обязательное девятилетнее образование для всех. Родители должны оплачивать только стоимость учебных пособий и книг. При этом школы субсидируют 25% стоимости от их приобретения. А в начальной школе большинство муниципалитетов бесплатно обеспечивают детей такими материалами. После начальной школы, учеба в которой длится пять лет, следует непрерывное обучение в одной из следующих школ: Oberschule (средняя школа с менее высоким уровнем), Realschule (реальное училище с более высоким уровнем) или Gymnasium (гимназия с самым высоким уровнем). Музыкальное образование включено в программу занятий детей с детсадовского возраста. В начальной школе дети учатся по десять человек в классе, в средней их количество увеличивается до пятнадцати человек. По сравнению с финской система образования в Лихтенштейне очень строгая и построена на бесконечном тестировании результатов. Причем начинается это уже в детском саду во время обязательной двухлетней подготовки к школе. В возрасте 15 лет каждый ученик уже оставил позади не менее 350 экзаменов и тестов. В оценке знаний Лихтенштейн использует швейцарскую шкалу отметок от 1 до 6, где 6 является наивысшим баллом, а 4 – минимальной удовлетворительной оценкой. Из 350-400 выпускников, ежегодно покидающих стены школы, 70-75% переходят к профессиональному обучению на предприятиях страны в самых разных сферах деятельности по 80 направлениям. Такая подготовка длится от 3 до 4 лет. Остальные отправляются за высшим образованием за границу или продолжают учебу в единственном высшем учебном заведении Лихтенштейна, где можно получить диплом архитектора или экономиста. Государство всячески поддерживает желание учиться стипендиями и учебными кредитами. Главная задача образовательной системы Лихтенштейна – научить детей принимать решения, действовать самостоятельно, быть активными, работать в команде, брать ответственность на себя. Профессия учителя здесь очень престижная и высокооплачиваемая. Годовой заработок опытного педагога достигает 130 тысяч евро, что соответствует хорошей профессорской зарплате в каком-нибудь университете, а специалисты без опыта работы начинают трудиться с 67 тысяч евро. Испанскую образовательную систему в ближайшее время не ожидают никакие грандиозные реформы, слишком уж затратное это дело. Но одно интересное новшество, а скорее приятное дополнение, предложил внести в нее в начале 2015 года конгресс депутатов страны. Он единогласно одобрил введение шахмат как предмета в школы и призвал правительство Испании утвердить эту инициативу. Президент Испанской федерации шахмат Хавьер Очоа уверяет, что проблем с уроком шахмат в школах не возникнет. Уже разработаны и действуют курсы по подготовке преподавателей этой древней игры, а сами шахматы очень популярны среди учащихся. Испанцы действуют в рамках программы «Шахматы в школе», одобренной в 2012 году Европейским парламентом, который и постановил сделать шахматы официальным предметом во всех школах ЕС. Правда, эта программа пока еще не ратифицирована национальными парламентами стран-членов. Но евродепутаты не сомневаются, что это обязательно случится. Свою инициативу они мотивировали очень убедительно. Шахматы – игра, доступная детям всех возрастов из любых социальных групп. Она будет способствовать укреплению социальной сплоченности, что в итоге в будущем поможет в борьбе с дискриминацией, преступностью и различными зависимостями. Лично каждому ребенку она даст возможность развить в себе концентрацию внимания, терпение, настойчивость, креативность, интуицию, память, умение принимать решения и брать за них ответственность. Кроме того, многочисленные исследования показывают, что игра в шахматы улучшает успеваемость, особенно в чтении и математике. Конечно, такие качества и знания очень пригодятся детям в жизни. А пока шахматы уже являются официальным предметом во многих школах Канады, Армении, Турции, Китая, США, Румынии. В России в числе продвинутых шахматных регионов можно назвать республики Калмыкия и Тыва, Тюменскую и Челябинскую области, Ханты-Мансийский автономный округ, Москву. Они вводятся в учебный процесс в начальной школе в игровой форме, без навязывания и тем более без оценок. Американцы тоже решили подкорректировать свою систему образования. Ведь 36-я позиция из 65 возможных в рейтинге PISA по оценке образовательных достижений учащихся больно ударила по их самолюбию. Кстати, России повезло чуть больше, она оказалась на 34-м месте. Понимая, что время реформ настало, Министерство образования США запустило в 2014 году интересный проект, который может оказаться полезным и для нашей страны. Согласно данным американской Национальной академии наук в США возник критический дефицит квалифицированных специалистов в сфере науки, технологии, инженерии и математики. Для того чтобы восполнить этот вакуум, в рамках скаутского движения Boy Scouts of America (BSA) решили создать так называемые STEM Scouts отряды. STEM – это аббревиатура от первых букв четырех английских слов: science (наука), technology (технология), engineering (инженерия) и mathematics (математика). Главная цель нового движения – с младых ногтей прививать ученикам любовь к физике, биологии и другим естественно-научным дисциплинам. Ребятам объясняют, что наука сделает их жизнь интереснее, поможет построить карьеру, а они в свою очередь своими открытиями и разработками помогут укреплению экономики государства. Пока программа работает только в пилотном режиме в городе Ноксвилл (штат Теннесси). В нее вовлечены 375 детей в возрасте от 3 до 12 лет. Занятия проходят один раз в неделю и длятся по 90 минут. Проводятся они в оборудованных по последнему слову техники лабораториях. Учащиеся в зависимости от своего возраста делятся на три группы – начальную, среднюю и старшую. Они под руководством опытных наставников собственноручно ставят опыты, что-то мастерят, посещают с экскурсиями промышленные предприятия. Детальному изучению одной темы посвящается от 4 до 6 недель. В апреле 2015 года, к примеру, главным объектом исследования была вода, изучали ее свойства и методы очистки. Практические занятия проводятся в веселой игровой форме, чтобы сформировать позитивное отношение к сложному, но интересному делу. Лабораторные эксперименты, по мнению авторов проекта, призваны пробудить природное любопытство детей и их желание в будущем пойти в науку. И это у них неплохо получается. Явка на необычных уроках составляет 90%. Осенью 2015 года научные скауты появятся еще в 12 городах США. В каждом регионе их программа будет корректироваться в зависимости от местных природных и экологических особенностей и промышленного потенциала района. Помимо национальных систем образования существуют альтернативные системы, многие из которых официально признаны и имеют право представлять образовательные услуги наравне с государственными учреждениями. Одна из самых известных – вальдорфская школа, которая входит в Европейский форум за свободу в образовании (EFFE). Она впервые появилась в Германии в 1919 году и основывается на учении австрийского ученого Рудольфа Штайнера о том, что все силы – души, мыслей, чувств, воли – ребенка составляют единое целое. В этих школах дают возможность ребенку развиваться в его собственном ритме, не заставляя его что-то делать. В начальной школе главным образом обращаются к воле ребенка, в средней – к его чувствам, в старших классах – к мышлению. Учебный день всегда делится на три части. Первая часть – духовная, в ней преобладает активное мышление. В это время ставится главный урок, один из основных общеобразовательных предметов (математика, родной язык, география, физика, химия и т. п.). Вторая часть душевная, в ней происходит в форме ритмического повторения обучение музыке, эвритмическому танцу, иностранным языкам, гимнастике, живописи. И последняя часть – креативно-практическая, во время которой в послеобеденное время дети выполняют в первую очередь творческие задания: лепят, вырезают из дерева, шьют, занимаются садоводством и другим ручным трудом, учатся ремеслам. Учебный материал подается большими учебными блоками (эпохами), изучающими какой-то один предмет. Каждый блок ставится главным уроком и длится 3-4 недели. Пособия для обучения и игр часто представляют собой вид полуфабрикатов, что помогает детям включать фантазию и додумывать. Большое внимание уделяется умению говорить, для этого дети участвуют в театральных постановках как части учебного процесса. Преподавание иностранного языка начинается со второго класса методом погружения в языковую среду. В вальдорфских школах до 7-го класса оценок не выставляют, чтобы не вызывать дух соперничества и не формировать чувство неполноценности. Обучение проходит при минимальном использовании учебников. Важнейшую роль играет классный учитель – наставник, он ведет основные предметы вплоть до 7-го класса. Его роль – не просто передавать знания, а пробуждать любовь к предмету. Главная цель обучения в вальдорфской школе – воспитать личность, которая умеет действовать, проявлять волю и отвечать за свои поступки. При этом она способна помочь слабому и терпимо относится к иному мировоззрению, образу жизни и вероисповеданию. Несмотря на все отличия от традиционного преподавания, вальдорфская система выводит своих питомцев к концу обучения на государственные стандарты образования. На сегодняшний день в более чем 60 странах, в том числе и в России, существует свыше тысячи школ и двух тысяч детских садов, преподающих по этой методике. Первую в России вальдорфскую школу открыл в 1992 году выдающийся российский педагог А.А.Пинский. Другой необычный подход к обучению предлагает образовательный проект «Город как школа». Зародился он в 1972 году в Нью-Йорке на базе средней школы Джона Дьюи по инициативе трех педагогов – Оскара Домброу, Фредерика Каури и Рика Сафрана. Они разработали методику, с помощью которой можно было бы вернуть в школу трудных подростков, бросивших учебу. Для таких сложных детей нужно было придумать вескую мотивацию, ведь они отказывались просто так учить формулы и зубрить теоремы. Лучшего пути, чем реальная работа из жизни, было не найти. Психолог путем тестирования и беседы выясняет интересы подростка, а после ему предлагают на выбор разные рабочие места – кафе, кинотеатры, больницы, магазины, типографии, заводы. Количество вариантов может достигать тысячи. Ученик сам выбирает то, что ему нравится, и отправляется на стажировку продолжительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Правда, при этом он посещает один-два раза в неделю школу, чтобы обсудить со своим персональным наставником результаты своей практики. Если дело выбрано по душе, то через пару недель ученик в ходе общения со своим педагогом понимает, что, для того чтобы стать специалистом в выбранной области, необходимо завершить школьное образование и освоить определенные предметы, без которых мастерски освоить профессию просто не получится. Ученик начинает учиться осмысленно, с увлечением и интересом и успешно сдает положенные экзамены. Ощутимая собственными руками перспектива будущей карьеры и живой пример перед глазами помогают ему в этом. Так продуктивное обучение, нацеливающее подростка на приобретение практических навыков, возвращает ему желание учиться и добиваться успеха во взрослой жизни. В 80-е годы проект «Город как школа» распространился по всей территории США, а в 90-е он уже завоевал Европу. Немецкие ученые педагоги Йенс Шнайдер и Ингрид Бём создали целую международную сеть школ продуктивного обучения, названную «Международная сеть продуктивных школ» (International Network of Productive Schools) (INEPS). Теоретическое и практическое руководство деятельностью INEPS осуществляет Институт продуктивного обучения в Европе (Institute for Productive Learning in Europe (IPLE), открытый в Германии в конце 1991 года. Сегодня INEPS объединяет в своих рядах 20 стран и более 60 проектов. Россия входит в их число. В мире существуют сотни национальных систем образования, тысячи альтернативных школ и методик преподавания. Каждая со своими достоинствами и недостатками. Главное – есть из чего выбирать. Вот бы заставить наших чиновников от образования, а их десятки тысяч, выделить из всего этого многообразия только самые лучшие примеры, а потом создать из них новую отечественную систему под названием «Школа радости – школа счастливой жизни»! Просто очень хочется, чтобы наши дети ходили в школу с удовольствием, а не из-под палки, и не тащили на спине тяжеленные рюкзаки с книгами. Чтобы они были уверены, что на каждом занятии обязательно узнают много интересного и научатся чему-то новому, а не будут весь урок слушать очередную главу из учебника или одно и то же стихотворение в исполнении всего класса. Чтобы они не боялись, что их вызовут к доске, и не дрожали от волнения перед тестом. А возвратившись домой после рабочего дня, могли с легкой душой побегать вместе со сверстниками или погулять с родителями, а не садиться сразу же за уроки и не корпеть над ними, скрючившись в три погибели, до позднего вечера. Школа существует для ребенка, а не наоборот, и она не должна отбирать у него самое счастливое время жизни – детство. А потому взрослые всегда должны помнить, что учеба – это великий труд, но не каторжная работа. Основная задача финской системы – сделать образование одинаково доступным для детей из всех социальных групп. Именно с этой целью сорок лет назад была создана модель абсолютно бесплатной средней школы, учеба в которой начинается с 7 лет. Для поступления в нее не требуется никаких вступительных экзаменов.С августа 2016 года финским школам разрешается отменять уроки традиционной каллиграфии. Начиная с 1-го класса детей будут учить писать только печатными буквами. Время, отводившееся ранее на обучение письму прописными буквами, пойдет на освоение навыков скоростной печати на клавиатуре компьютера. По сравнению с финской система образования в Лихтенштейне очень строгая и построена на бесконечном тестировании результатов. Причем начинается это уже в детском саду во время обязательной двухлетней подготовки к школе. В возрасте 15 лет каждый ученик уже оставил позади не менее 350 экзаменов и тестов. Просто очень хочется, чтобы наши дети ходили в школу с удовольствием, а не из-под палки, и не тащили на спине тяжеленные рюкзаки с книгами. Чтобы они были уверены, что на каждом занятии обязательно узнают много интересного и научатся чему-то новому, а не будут весь урок слушать очередную главу из учебника или одно и то же стихотворение в исполнении всего класса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте