Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Школа предотвращает негативное поведение детей

УГ - Москва, №15 от 15 апреля 2014. Читать номер
Автор:

​Когда, в каком возрасте детей, с чего начинать профилактику негативного поведения? На этот счет существует большое количество мнений.

По нашему мнению, профилактику надо начинать с самого раннего возраста. В рамках преемственности в работе с ДОУ мы с коллегами обсуждали этот тезис с воспитателями, работающими как с детьми, так и с их родителями, ведь взрослые часто нуждаются в поддержке и одобрении не меньше своих детей. Мы пришли к единому мнению: да, родители, не владея нужной информацией, часто сами провоцируют детей на странные поступки, отталкивают их от себя в постоянной спешке или, наоборот, так пристально следят за развитием ребенка, что при первой удобной возможности подросток прямо вырывается из-под опеки родных. Поэтому важно как можно раньше начинать профилактику девиантного поведения, грубого обращения с детьми. Весомое значение при этом имеют и просветительская работа, и взаимодействие педагогического коллектива с родителями.При поступлении ребенка в первый класс родители зачастую испытывают гораздо большее волнение, чем дети. В этот период большинство родителей готовы слушать и делать что-то для своих детей, так как заранее начинают настраиваться на первый класс. В этот своего рода сенситивный период, по нашему мнению, есть смысл и возможность рассказать о тех правилах общения с ребенком, которые в будущем смогут стать основой доверительных взаимоотношений. Конечно, это оставляет проблему сложности взаимопонимания отцов и детей, но дает им возможность идти на компромисс, быть услышанными.Когда мы впервые привели в пример родителям первоклассников результаты опроса детей среднего и старшего звена на предмет их потребности в общении с родителями, важности родительских прикосновений, это оказалось для них неожиданной информацией, это было заметно по выражению их лиц, изменению дыхания, напряженным позам. Оказалось, что дети дали такие ответы (см. таблицу).Большинство родителей были очень удивлены тем, что дети обращают внимание на такие вещи, как прикосновения, знаки внимания.По исследованиям ученых, в младшей школе у детей заканчивается формирование не только модели поведения во взаимоотношениях с родителями и окружающими, но мировосприятия в целом. С изменением возраста меняются референтные группы (группы значимых людей) ребенка, а потому заново налаживать взаимоотношения, уже с подростком, имеющим на все свое собственное мнение или представление, сформированное его окружением, значительно сложнее.Каждый ребенок, приходящий в школу, имеет свой собственный опыт общения со сверстниками и родителями. Понятно, что и социальный и материальный уровень семей разный, разные и требования, предъявляемые к детям, и стили, и манеры общения в семьях, а потому крайне важно объяснять различия в поведении детей, их поступках, высказываниях, а это требует определенных затрат.Однако многие родители ссылаются на катастрофический недостаток времени и сил для занятий с ребенком, на разговоры и рассуждения с ним. Конечно, ведь воспитание – это не только радости первых слов и открытий, это еще и ежедневный труд. Тут сразу всплывает в памяти реклама (правда, не помним точно чего), где мама маленькой девочки не находит для нее времени, так как моет посуду, а следующим кадром идет момент, когда уже мама пытается зайти в комнату подросшей дочери (подросток), а та в пирсинге и «боевой раскраске» отправляет ее мыть посуду. Девочка-то подросла и уже не нуждается в маме и ее внимании. Здесь важно точно понимать, что именно мы хотим от своих детей, грамотно расставить приоритеты.Не находя дела для подростка, именно мы толкаем его к компьютеру, телевизору или гулять на улицу. Но где гарантия, что ребенок, не приученный делиться впечатлениями о прошедшем дне, чем-то захочет с вами поделиться, что-то расскажет? Может оказаться и так, что именно там, на улице, он встретит того человека, у которого на него найдется и время, и желание выслушать… Дай бог, чтобы такой человек не причинил вреда ребенку, не научил его всякой гадости.Мы попросили родителей начальной школы, которые жаловались на недостаток времени, отсутствие условий для занятий, перечислить на листочке свои отсутствующие возможности. На эту просьбу откликнулись многие, даже советовались, обсуждали что-то друг с другом. Но когда после обсуждения (см. материалы таблицы) в конце родительского собрания мы попросили сдать листочки с их записями, для того чтобы мы вместе потом, через несколько лет, могли их еще раз посмотреть, взвесить, определить, что же нам действительно важно в этой жизни, а что можно и отложить на время, сданных записей не оказалось.На самом деле родителям чаще не хватает организующего начала, некоего толчка извне для того, чтобы найти время на общение с ребенком. Таким организующим началом вполне может быть сообщество педагогов и психолога. У нас в школе на протяжении многих лет есть опыт такой профилактической работы, которая мобилизует на взаимодействие родителей, педагога (классного руководителя), психолога и детей. Организована эта работа так: родителям первого класса предлагаем проводить родительские субботы совместно со своими детьми. Встречи проходят один раз в две недели. На таких встречах дети имеют возможность лучше познакомиться со своими родителями, научиться смотреть на них как на самых замечательных и неповторимых в мире людей. Родители знакомят детей с особенностями своих профессий, учат их тому, что умеют сами, вместе что-то строят, чинят, пекут, штопают. Дети из неполных семей, дети, воспитываемые опекунами, дети, которые видят мало ласки и внимания, имеют возможность посмотреть на другие, возможно, недоступные по каким-то причинам для них взаимоотношения. Многие находят для себя поддержу и опору среди окружающих мам и пап. Происходит это безболезненно и как само собой разумеющееся. Дети из благополучных семей начинают в большей степени ценить своих родителей.Стабильность проведения таких встреч дает возможность сформировать у детей и родителей новые, более открытые взаимоотношения, снижается уровень тревожности и недоверия. Такие встречи включают обсуждение наболевших и возрастных проблем, тут предлагают к обсуждению информацию о различиях в характерах, поступках и возможных проблемах, которые они влекут за собой, проблемы вреда курения, последствия воровства, предательства, обмана. Дети учатся говорить о том, что их тревожит, а родители – терпеливо слушать и совместно искать выход из сложных ситуаций.С первого класса, с того момента как дети научаются писать, начинает свою работу «почта доверия». В обычный ящик письменного стола детям разрешают класть записочки (обязательно с подписью), где они записывают свои обиды друг на друга и переживания, а вот читают их все вместе на классном часе (каждую неделю). Тут самое главное – разобрать именно все, ничто не должно остаться без внимания. Детям важно научиться не только высказывать свои обиды, эмоции и претензии, но и делать это в цивилизованной форме, формулировать и аргументировать свои мысли и поступки, научиться искать компромисс. Естественно, что такая работа требует огромной отдачи и вложения сил не только педагога, психолога, но и родителей, детей, важно не отступиться, в трудный момент продолжать идти дальше, помогая, поддерживая друг друга.Что касается результата, то он очевиден – дети, которые обучались в классе с самого начала, образуют единый, дружный коллектив, умеющий радоваться успехам друг друга, помогать без подсказок, предупреждающий новичков, что «у нас не врут и не воруют» (цитата). Дети, прошедшие такую подготовку, имеют меньше проблем с саморегуляцией эмоций (и не только) в подростковом возрасте, плюс у них есть возможность обсудить свои проблемы с родителями или значимыми взрослыми. Никто из этих детей не попадал ни в группу риска, ни на какой-либо учет. Это дети, которые с удовольствием принимают участие в жизни класса, школы, умеют отстоять свою точку зрения, имеют мужество признать свою ошибку и попросить прощения.Такая работа бесспорно требует больших эмоциональных, творческих, интеллектуальных и временных затрат, но и окупает себя в полном объеме. В год это 18 встреч, а за четыре года – 72 встречи, которые помогают гармонично развивать детско-родительские отношения, основанные на взаимопонимании.Каринэ ОВСЕПЯН, директор школы №167 имени маршала Л.А.Говорова,Ольга ОШУРКОВА, педагог-психолог


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту