search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Школа полного дня в новых условиях финансирования

​Так получилось, что встретились на страницах «УГ-Москва» два директора: Елена Терентьева, которая вместе с коллегами упорно осваивает новые подходы к экономике образования, вырабатывает все новые и новые предложения по эффективному расходованию бюджетных средств; Елена Локотко, которая, судя по всему, пока еще только ищет подходы к развитию школы полного дня в новых условиях финансирования, поэтому так много вопросов в ее монологе. Возможно, эта встреча в «Директорском клубе» «УГ-М» позволит найти ответы на эти вопросы, возможно, уже есть директора и коллективы, которые нашли возможности сохранить школу полного дня и при нормативно-подушевом финансировании, и при новой системе оплаты труда, не отказавшись от специалистов и воспитателей, которые необходимы для работы в рамках такой модели ОУ. Мы предлагаем тем директорам, у которых уже есть ответы на вопросы, возникшие у Елены Локотко, поделиться своим опытом на страницах газеты.

У каждого человека есть мечта, мы мечтаем работать в системе, которая не только ясно и точно определяет цели своего развития, но и оценивает возникающие риски, находит адекватные средства решения поставленных задач, осмысливает критерии оценки результативности работы, стимулирует к инициативе и творчеству.Думаю, каждый, кто выбрал для себя профессию учителя, в детстве был счастливым учеником. Именно счастливым, потому что рядом с нами были настоящие учителя, способные уже в малыше увидеть самостоятельную личность, требующую признания и уважения. Нас учили профессионалы, мастерски умеющие направлять движение мысли, вовлекать ребенка в диалог, побуждать к развитию через познание. Именно диалога сегодня так не хватает нашему образованию на самых разных уровнях. Слишком велик соблазн оставить трудный вопрос без ответа, вместо объективного анализа допущенных ошибок наказать кого-нибудь послабее, а собственное мнение заменить способностью угадывать чужое. На страницах «УГ-Москва» появляется все больше интересных статей, в которых опытные директора, ученые, общественные деятели предостерегают от ошибок, обозначают проблемы, предлагают обоснованные пути их решения. Читают ли нашу газету специалисты, формирующие законодательную базу образования, согласны ли они с идеями педагогов-практиков, учитывают ли какие-то научные разработки, принимая масштабные управленческие решения?Надежным местом, где ни один вопрос не остается без ответа, остается школа, в которой каждый день нас ждут дети. Они с надеждой смотрят на нас, они верят, что в школе точно знают, кто и как сделает их «инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения, осознанно выбирать профессиональный путь, обучаться в течение всей жизни». Каждое образовательное учреждение, определяя свой путь развития, опирается на идеи, изложенные в государственных программах. Мы внимательно изучили приоритетный национальный проект «Образование», цель которого – достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям; соотнесли наши возможности с задачами, поставленными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», разработали свою образовательную программу и целенаправленно работаем над ее реализацией.В нашем Центре образования обучаются большинство детей микрорайона, то есть это обычное образовательное учреждение с разнообразным контингентом не только учеников, но и родителей, поэтому для нас действительно очень важно обеспечить доступное и качественное образование для каждого ребенка независимо от его способностей и социального статуса семьи. Главный ресурс, обеспечивающий решение поставленных задач, – кадровый состав коллектива. Мы должны понимать, что, постоянно расширяя обязанности образовательного учреждения, увеличивая долю несвойственных образованию функций, школу вынуждают либо включать в штат дополнительных специалистов (что противоречит принципам новой системы оплаты труда), либо возлагать дополнительные функции на учителей. А для результативной работы важен каждый сотрудник, хотя ведущая роль учителя сегодня никем не оспаривается.«Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…» Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего.«Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха» (НОИ «Наша новая школа»). При соотношении поставленных задач с оценкой результативности работы школы, определяемой целевыми индикаторами пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда педагогов, возникает некоторое недоумение. Нам нужны специалисты, которые и призваны обеспечить работу школы как центра досуга в том числе и в выходные дни. При оптимизации штатного расписания не получится ли так, что функции социальных педагогов, педагогов-организаторов, воспитателей групп продленного дня мы будем вынуждены возложить на учителей, что позволит повысить им зарплату? Но не слишком ли дорого мы заплатим за эту зарплату? Новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет, – это люди, которые кроме развитого интеллекта, позитивной мотивации к повышению профессиональной компетентности и большой заработной платы должны иметь время и здоровье для чтения разноплановой литературы, для посещения учреждений культуры, для систематической подготовки к урокам, для неторопливого общения с самыми сложными своими учениками. Все это дает позитивную энергию, предупреждает эмоциональное выгорание, делает учителя способным обеспечить высокое качество образовательного процесса.Вернемся к программным требованиям: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» (НОИ «Наша новая школа»). Реализация этой идеи с точки зрения интересов общества абсолютно необходима. Мы прекрасно понимаем, что все дети независимо от их способностей, социального положения семей должны получить качественное образование, приобрести устойчивую нравственную позицию, разумно подойти к выбору профессии, и если школа этого не обеспечит, то завтра государство будет решать проблемы и отсутствия квалифицированных специалистов, и асоциального поведения граждан. Мы должны принять как свершившийся факт, что большинство семей в силу различных причин практически полностью возлагают на школу не только обучение своих детей, но и воспитание, организацию досуга, обеспечение физического и нравственного развития. И если для качественного проведения уроков в школе созданы достойные условия, то обеспечить занятость школьников во второй половине дня при современной системе финансирования становится все труднее. Устойчивая мотивация учреждения к экономии денежных средств подталкивает к сокращению любых бесплатных занятий, не входящих в базисный учебный план, к максимальному сокращению групп продленного дня. Удивительно, но модельная методика НСОТ даже не упоминает, что в школах существуют воспитатели. Однако мы уверены, что, как бы ни побуждала новая система финансирования отказаться от организации занятости детей в течение полного дня, делать этого не следует.Наш Центр образования пять лет работал в режиме школы полного дня (ШПД), что позволило решить много учебно-воспитательных задач, усовершенствовать образовательную среду учреждения, накопить позитивный опыт работы воспитателей, выработать принципы оптимального взаимодействия всех участников образовательного процесса в учреждении.Принимая решение о переходе на режим ШПД, мы в первую очередь ориентировались на социальный заказ семей, при необходимости разъясняли родителям, что в условиях мегаполиса нельзя забывать о безопасности ребенка, напоминали, что в профилактике безнадзорности нуждаются не только дети из неблагополучных семей, убеждали, что педагогическое сопровождение ребенка в течение всего дня позволит повысить качество образования, обеспечит сохранение здоровья. Простой пример: между началом занятий во второй половине дня и последним уроком обязателен перерыв продолжительностью не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10). Требование вполне понятное, если не видеть конкретного подростка, дом которого отделяет от школы восьмиполосное шоссе, родители которого заняты на работе до позднего вечера. Что ему делать в эти 45 минут? Бежать домой, где никто его не ждет и не контролирует, или слоняться во дворе в поисках приключений? У нас в центре таких вопросов уже давно не возникает. Единое расписание первой и второй половины дня позволяет объединить в единый функциональный комплекс образовательный и оздоровительный процессы, осуществить интеграцию основного и дополнительного образования, исключить перегрузку учащихся. Вместе с воспитателем дети успевают после уроков и погулять, и пообедать, и позаниматься дополнительно, и сделать домашние задания, а кроме того, придумать и провести развлекательные мероприятия. Ежегодно расписание дорабатывается, создается более гибкий документ, учитывающий все виды групповой и индивидуальной деятельности учащихся, отдельных групп, в том числе и разновозрастных. Для исключения перегрузки учащихся план работы в группе каждого воспитателя согласуется с учебным планом, планом воспитательной работы центра, методических объединений по предметам, планами педагогов-психологов, социальных работников. Для свободного общения детей выделены специально оборудованные пространства (игровая комната, кабинет музыки, библиотека, холлы с мягкой мебелью).В начале учебного года воспитатели совместно с родителями, классными руководителями и педагогами-психологами имели возможность составить (и в течение года корректировать) индивидуальный маршрут развития каждого ребенка по дням недели, времени, видам деятельности, контролировали его реализацию во время пребывания учащихся и в школе, и в учреждениях культуры, домах творчества, спортивных школах.В процессе совершенствования форм и методов работы в ШПД постепенно вырабатывался единый стиль решения образовательных задач. Например, такая несложная работа, как ведение классной тетради, позволяет осуществлять связь воспитателя с педагогами-предметниками и классным руководителем, проводить анализ количества домашнего задания и времени, затраченного на его выполнение в процессе самоподготовки, выделить учащихся, испытывающих учебные затруднения, и своевременно обеспечить консультирование учителя-предметника и помощь воспитателя. Всем детям очень нравятся клубные часы, при подготовке и проведении которых развивается познавательная активность, формируются информационно-коммуникативные компетентности учащихся, накапливаются и систематизируются знания из самых разных предметных областей.Важнейшим результатом работы ШПД стало решение проблемы учебной неуспешности школьников. Анализируя много лет причины неуспеваемости детей нашего центра, мы определили три самые главные: неорганизованность ребенка; уверенность, что «сам все равно не справлюсь», замедленный по сравнению со сверстниками процесс усвоения учебного материала. Все эти причины можно устранить при целенаправленной системной работе воспитателей. Слабоуспевающие ученики по особому расписанию посещают индивидуальные и групповые консультации воспитателей, имеющих базовое образование учителей-предметников, в том числе и во время каникул (только за прошедший учебный год воспитатели провели со слабоуспевающими учащимися 437 индивидуальных консультаций). В итоге у прежде неуспешных детей наблюдается рост учебной мотивации, проявляется активность в общественной жизни класса, школы.Для мотивированных учащихся во второй половине дня наиболее интересной оказывается проектная деятельность, возможность консультировать младших школьников и развивающие занятия, которые находят продолжение в программе лагеря для одаренных детей «Умные каникулы».Опыт работы нашего Центра образования в режиме школы полного дня, в том числе его методическая составляющая, был представлен на окружном семинаре «Использование ресурсов школы полного дня для повышения качества образования», проходившем на базе нашего учреждения. Работа центра по развитию школы полного дня получила высокую оценку участников семинара, материалы обобщены, опубликованы в методическом сборнике Управления образования Северо-Восточного округа и рекомендованы окружными методистами к широкому внедрению.Для нашего учреждения, как и для других массовых школ, очевидны достоинства режима занятости детей в течение всего рабочего дня. Тем более что вовлечение детей в различные виды организованной развивающей деятельности происходит на основании не только пожеланий родителей, которые далеко не всегда способны адекватно оценить возможности ребенка, понять его потребности, но и с учетом профессиональных рекомендаций школьного психолога, социального педагога, классного руководителя, учителя-предметника. Немаловажным моментом стала и возможность обеспечить в широком смысле безопасность школьников.Однако в современных условиях многие требования, изложенные в Типовом положении о школе полного дня, безнадежно устарели, их необходимо переосмыслить и изменить для оптимизации материальных затрат и обеспечения индивидуального подхода к потребностям каждого ребенка, возможностям его семьи. Обновление нормативных требований позволит оптимизировать работу по обеспечению взаимодействия школы, семьи и социальной среды в интересах ребенка, позволит сохранить и актуализировать позитивный опыт работы ШПД.Если подкорректировать нормативы работы школ полного дня в соответствии с современными подходами, то появятся дополнительные ресурсы для достижения высокого уровня качественного образования. Думаю, целесообразно отказаться от обязательного ежедневного присутствия в учреждении всех учащихся до 18.00 (что сейчас обязательное требование к ШПД), вместо этого для каждого ученика вполне реально составить индивидуальное сбалансированное расписание на неделю с учетом его занятости не только в школе, но и в других учреждениях социума. Обязательные сейчас классы-группы во второй половине дня можно преобразовать в разновозрастные коллективы детей с наполняемостью 20-25 человек, что будет способствовать социализации, позволит использовать современные, интересные самим школьникам, формы организации самоподготовки.Для сохранения воспитателей групп продленного дня желательно пересмотреть нормы их рабочего времени, учесть не только непосредственное пребывание с классом-группой, но и время для подготовки к занятиям, взаимодействие с родителями, учреждениями социума, школьными педагогами, индивидуальное консультирование в ходе самоподготовки учащихся, оказание предметной помощи в выполнении учебных заданий с использованием информационно-коммуникационных систем, работу с документацией. Существующая практика умаления педагогической роли воспитателя в образовательных учреждениях не способствует повышению социального статуса работников образования. Опыт показывает, что воспитатель группы продленного дня при грамотной организации его работы в школе не только успешно решает учебные проблемы, но и оказывает значительную помощь учителям-предметникам, классным руководителям, совершенствует образовательную среду учреждения.Очень важное подтверждение необходимости сохранить группы продленного дня – поддержка семьями режима полного дня в нашем Центре образования. Родители не только однозначно высказываются «за» в ходе опросов общественного мнения, отмечают позитивные изменения в отношении детей и к процессу образования, и к школе в целом. У многих родителей вдруг появилось и время, и желание активно участвовать в общешкольных мероприятиях, в семейном проектировании, помогать в организации профориентационной работы, быть полноправными участниками образовательного процесса.Определяя приоритеты в образовательной политике учреждения, очень не хочется переместить ребенка с первого места на любое другое в угоду экономической целесообразности, нам очень нужно сохранить ценности, и не только материальные.Елена ЛОКОТКО, директор ЦО №1486

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте