Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Школа – поле битвы за умы и сердца подрастающего поколения

УГ - Москва, №24 от 14 июня 2011. Читать номер
Автор:

Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений, предупреждение и локализация негативных процессов среди учащейся молодежи сегодня важнейшая составная часть противодействия террористическим проявлениям.

– В настоящее время при оценке обстановки в области противодействия терроризму НАК исходит из того, что банк подполий не снижает активности по рекрутированию в свои ряды новых членов прежде всего за счет молодежи, подвергшейся целенаправленной идеологической обработке преимущественно на основе идей религиозного экстремизма либо недовольства сложившейся в регионе сложной социально-экономической ситуацией. Идейная обработка и вербовочные работы ведутся не только на территории республик Северного Кавказа. Экстремистские организации стремятся активизировать свою подпольную деятельность и в Поволжье, и на Урале. В последние годы активизировалось проникновение вербовщиков северокавказского бандподполья в образовательные учреждения и молодежную среду в целом. О масштабах этого явления, его негативных результатах свидетельствуют некоторые факты.Анализ данных за последние годы показывает, что возраст 4 из 5 бандитов, преступная деятельность которых была пресечена в эти годы, составляет не более 30 лет. Статистика, в частности, говорит о том, что из 546 членов незаконных вооруженных формирований, сдавшихся правоохранительным органам в период амнистии 2006 года, которая была объявлена Государственной Думой по инициативе НАК, молодые люди в возрасте от 19 до 30 лет составили около 80%. Из 92 бандитов, участников вооруженного нападения на объекты правоохранительных органов в Нальчике в октябре 2005 года, 58 были молодыми людьми в возрасте до 25 лет. Для противодействия всем этим негативным тенденциям в молодежной среде органы государственной власти, местного самоуправления, образовательных учреждений с привлечением возможности гражданского общества должны сосредоточить свои усилия прежде всего на работе по следующим направлениям:- информационно-аналитическое направление, включающее выпуски книг, памяток, брошюр, обращений, плакатов социальной рекламы о деятельности по противодействию терроризму, деятельности антитеррористических комиссий, правоохранительных органов в создании тематических документальных фильмов и видеопродукции, пропагандистская, дифференцированная для различных категорий населения, контрпропагандистская, адекватная реакция на выступления, высказывания главарей бандформирований, дезинформацию, распространение листовок и пропагандистской литературы;- идеологическое направление – формирование национальной и религиозной терпимости, патриотизма, здорового образа жизни, приоритета общечеловеческих ценностей;- организационное направление – содействие деятельности общественных и религиозных объединений конструктивной и антитеррористической направленности, взаимодействие со СМИ, проведение конкурсов научных материалов антитеррористического характера, конференций, слетов, «круглых столов»;- образовательное – создание системы подготовки специалистов в области противодействия терроризму, в том числе противодействие его идеологии.Наряду с информационно-разъяснительной работой с молодежью следует действовать по устранению самих предпосылок формирования сознания, ориентированного на насилие. Инструментом для проведения такой работы следует избрать школы и учебные заведения как важнейший институт воспитания и социализации молодежи. Школа – это поле битвы за умы и сердца подрастающего поколения. Необходимо формировать в сознании детско-юношеской аудитории установки на противодействие факторам распространения идеологии терроризма, разоблачение ложных стереотипов в экстремизме и терроризме.НАК разработал программу и модульный сетевой учебно-методический курс воспитания антитеррористического поведения и иммунитета к религиозному экстремизму, который используется для дополнительной подготовки и методической поддержки работников сферы образования. В прошлом году по заказу аппарата НАК издательство «Просвещение» завершило разработку учебников по «Основам безопасности жизнедеятельности» для 5, 7, 9, 10 и 11-х классов, которые включают в себя разделы по основам противодействия терроризму и экстремизму РФ, справочника по противодействию терроризму для 5-11-х классов, а также двух брошюр, которые дополняют эти учебные издания. Разработанные издания обсуждали на открытых семинарах преподаватели и директора школ, детские психологи, представители заинтересованных министерств и ведомств. Они прошли экспертизу Минобрнауки России, Российской академии образования, МЧС России и получили положительные экспертные заключения. Вопросы противодействия экстремизму и терроризму регулярно рассматривают на заседаниях комиссий, координационных совещаниях правоохранительных органов. На основе обстановки, складывающейся в субъектах РФ, разрабатываются и реализуются целевые программы по противодействию терроризму и экстремизму, предусмотрены меры, направленные на поддержку традиционных религиозных конфессий, развитие национальной культуры, борьбу с ксенофобией, особенно в молодежной среде, активизацию информационно-пропагандистской работы через муниципальные и региональные СМИЕще одно направление деятельности НАК – обеспечение террористической защищенности образовательных учреждений. Министерство образования и науки РФ осуществляет мониторинг состояния безопасности подведомственных образовательных учреждений. С 2008 года по настоящее время отмечается серьезная положительная динамика в совершенствовании антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В большинстве из них разработаны паспорта антитеррористической защищенности, которые согласованы с органами внутренних дел, разработаны инструкции по действиям персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровью учащихся, захватов заложников, обнаружению предметов и взрывных устройств, а также инструкции по взаимодействию с правоохранительными органами, совместные планы взаимодействия администрации учреждений образования для охраны персонала с ОВД, ЧОПом при получении сигналов и информации о возможной подготовке к совершению теракта или обнаружении взрывчатых веществ.В образовательных учреждениях муниципальных образований формируется институт школьных инспекторов милиции. В должностных инструкциях определена компетенция руководителей образовательных учреждений в части обеспечения безопасности. Ежегодно при подготовке к началу учебного года, в том числе во время августовских совещаний, проводятся инструктажи руководства и персонала учреждений образования по порядку действий в случае возникновения угрозы или совершения террористического акта, приняты меры по обеспечению инженерно-технической укрепленности объектов, установка ремонтных ограждений, наружное освещение зданий в темное время суток, установка дорожных знаков, запрещающих въезд на территорию образовательных учреждений. В рамках реализации муниципальных комплексных программ безопасности образовательных учреждений продолжается работа по оборудованию учреждений образования средствами тревожной сигнализации с подключением на пульты централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Ежегодно в преддверии нового учебного года учреждения образования проверяют на предмет их антитеррористической защищенности. По результатам проверки вносятся предложения по совершенствованию контрольно-пропускного режима, системы охраны, повышения технической укрепленности, оборудования средствами пожарной сигнализации, повышению бдительности персонала. Все эти мероприятия образуют алгоритм действий каждого учебного заведения по обеспечению своей защищенности, в том числе и антитеррористической.Для налаживания целевой повседневной работы наиболее перспективным, по нашему мнению, станет создание в регионах и муниципалитетах сети информационно-аналитических и пропагандистских центров антитеррористической направленности при образовательных и культурно-просветительных учреждениях. Это своего рода обществознание, но на принципиально новой основе. В состав этих центров, помимо официальных представителей власти, должны входить видные деятели науки, культуры, авторитетные представители религиозных общественных организаций, активисты молодежных образований. Главной задачей центра должно стать глубокое научное изучение современной идеологии терроризма, противодействие этой идеологии на практике, подготовка аналитических сборников, докладов, предложений, рекомендаций по вопросам противодействия терроризму, организация конференций, семинаров, школ по актуальным проблемам терроризма для эффективной грамотной антитеррористической пропаганды среди различных групп населения. Кроме того, общественные аналитические и пропагандистские центры антитеррористической направленности при одном из ведущих вузов каждого региона могли бы стать органами, которые бы организовывали, координировали и направляли усилия многих ученых и сотрудников учебных заведений по написанию научно-популярных книг и статей, а представителей художественной интеллигенции, писателей, кинорежиссеров, артистов – на создание убедительных по содержанию рассказов, кинофильмов о разрушительной сути и деструктивных целях современного терроризма. Особо следует выделить СМИ, сеть «Интернет».В рамках мероприятий по информационному противодействию терроризму в РФ или, еще более глубоко, противодействию идеологии терроризма с участием негосударственных структур сегодня реализуются проекты, направленные на создание нравственно ориентированных образов, демонстрирующих идеалы справедливости, идей межнационального и межрегионального мира и согласия, проводятся международные, научно-практические конференции и семинары по различным правовым, организационно-практическим аспектам органов государственной власти, правоохранительных органов со СМИ, общественными организациями. Для привлечения научной и студенческой молодежи к решению проблемы противодействия терроризму ученые ведущих вузов России – МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана – в прошлом году обратились к научному сообществу РФ с предложением создать проекты гуманитарных, экономических и технических программ, направленных на противодействие терроризму. Итоги одного из таких проектов – открытого конкурса работ студентов, аспирантов, молодых ученых гуманитарных и технических вузов «Наука и образование против террора-2010» – были подведены на конференции в октябре 2010 года в МГТУ имени Баумана. Из 112 работ, представленных 55 вузами из 34 городов РФ и одним вузом из Белоруссии, победителями стали 6. В 2011 году мы проводим второй этап конкурса. Условия для участников, результаты этой работы размещены на интернет-портале «Наука и образование против террора», который включает в себя открытый дискуссионный клуб, экспертный форум, конкурсы идей в области антитеррористической деятельности, виртуальную библиотеку с материалами по проблематике антитеррористической деятельности. Постоянно идет работа по повышению качества его оформления и информационного наполнения. С августа 2010 года посещаемость возросла до 3,5 тысячи обращений в месяц, отмечен интерес к порталу из зарубежных источников, кроме того, в сети «Интернет» созданы сайты «Молодежь за чистый Интернет» и «Молодежь за честный Интернет», форумы, сайт «Террору нет» и несколько тематических блогов. С декабря 2010 года действует интернет-сайт «Журналисты против террора».Важнейшие пути повышения эффективности противодействия терроризму на современном этапе в молодежной среде:- подготовка специалистов в сфере противодействия идеологии терроризма и повышения квалификации участников антитеррористической пропагандистской деятельности;- системное проведение конференций, молодежных фестивалей, форумов, «круглых столов», а также организация лекционной, пропагандистской работы среди населения по материалам, включающим не только сам терроризм и экстремизм, но и пособничество террористам со стороны гражданских лиц, общественных организаций, коммерческих и предпринимательских структур;- индивидуальная и групповая работа с молодежью из так называемой группы риска;- развитие толерантности у молодых людей, в том числе формирование отрядов волонтеров по предупреждению и пресечению экстремистских акций в студенческой и молодежной среде;- проведение среди вузов конкурса на лучший социально-психологический проект повышения эффективности противодействия идеологии терроризма в молодежной среде;- разработка и введение в высших учебных заведениях факультативных курсов по обучению навыкам психологического и физического поведения в экстремальных ситуациях;- создание в вузах междиаспаральных дисциплинарных советов, в состав которых бы входили наиболее авторитетные студенты, представители всех национальностей, обучающиеся в этих вузах;- проведение уроков дружбы, тренингов для студентов из различных регионов России, особенно из постконфликтных районов, а также содействие интеграции иностранных студентов в молодежную среду;- проведение журналистских конкурсов и других материалов, направленных на пропаганду идей толерантности и дискредитацию националистических идей путем размещения или продвижения их в СМИ;- организация студенческого добровольческого движения «Открытые сердца».Уверен, что совещание, проведенное в РУДН, послужит катализатором в совершенствовании комплексной безопасности образовательных учреждений и даст новый импульс этой работе, направленной на борьбу с одним из наиболее масштабных вызовов современности – терроризмом и распространением идеологии насилия.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту