Сегодня в системе образования происходят изменения, направленные на формирование простых и прозрачных механизмов получения учреждениями ресурсов для своей деятельности, процедур и критериев оценки результатов этой деятельности, не зависящих от воли чиновников. И обязательным условием успешности таких изменений является вовлечение общественных структур в управление образованием за счет передачи реальных полномочий. За повышением самостоятельности и открытости школ стоит вопрос о том, появятся ли у нас местные сообщества граждан, вместе решающие общие социальные проблемы и, главное, доверяющие друг другу.
Общественность – это в первую очередь разные формы родительских объединений – родительские комитеты, управляющие советы. Школа должна ориентироваться на оценку этих людей. И как только такие объединения при каждой школе получают реальные полномочия по распределению и контролю расходования бюджетных средств, обеспечению условий для организации учебного процесса, многие острые вопросы, в том числе связанные с наболевшей для всех темой привлечения родительских денег, становятся прозрачными и теряют свою актуальность. Привлечение общественности к управлению системой позволит обеспечить влияние на то, чтобы ее работой были удовлетворены и те, кто использует ее результаты, и те, кто их производит.В основу реализации пилотного проекта по развитию общего образования заложены принципы прозрачности контроля качества и информационной открытости. Общество, как профессиональное, так и родительское, получило рычаги участия в управлении школой. При этом их интересы не противопоставляются. Интересы администрации школы, учителей и родителей теперь объединены в единое целое, потому что у них есть общий интерес – высокий уровень качества образования тех детей, которые в этой школе учатся.На сегодняшний день в 100% учреждений созданы и работают родительские комитеты, в 70% – управляющие советы (их наличие стало одним из индикаторов реализации пилотного проекта модернизации общего образования участниками).Управляющий совет – коллегиальный орган управления школы, реализующий в форме самоуправления принцип государственно-общественного характера управления образованием. Решения совета, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех работников школы, обучающихся, их родителей (законных представителей).В нашей школе управляющий совет состоит из 29 человек, представляющих интересы всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей, педагогов, выпускников. Принцип формирования нашего совета различен – выборы, назначение, кооптация.15 членов совета избираются от родителей на родительской конференции; по 4 от педагогов избираются на заседании педагогического совета и от учащихся на заседании ученического совета. В совете представлены 4 человека от выпускников, представителей муниципальной власти, организаций науки и культуры, кооптированные управляющим советом; в него входят также директор школы по должности и представитель окружного Управления образования, который назначается приказом руководителя ЗОУО.Чем же занимается наш управляющий совет? Например, это:- активное участие в разработке новой редакции устава и локальных актов школы;- распределение стимулирующей части ФОТ педагогов и сотрудников школы;- сбор предложений от учеников и родителей по благоустройству территории школы, разработка на его основе плана благоустройства с обустройством спортивных и детских площадок, модернизацией стадиона, организацией аллеи выпускников;- разбор конфликтных ситуаций между учениками, родителями, педагогами силами Комиссии по примирению.А в целом можно сказать, что наш управляющий совет активно и серьезно, основательно принимает участие в жизни школы.А.МОЛОТКОВ, председатель управляющего совета школы №875Информация к сведениюПолномочия управляющего совета:- принимает устав школы, изменения и дополнения к нему;- согласовывает школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования и профили обучения;- утверждает основные направления развития школы;- согласовывает выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации;- устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся;- содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы;- согласовывает по представлению директора школы бюджетную заявку, смету бюджетного финансирования и смету расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников, имеет право осуществления контроля расходования средств;- разрабатывает и утверждает критерии оценки качества труда педагогических работников и распределяет стимулирующую часть фонда оплаты труда работников школы;- дает согласие на сдачу в аренду школой в установленном порядке (при наличии разрешения собственника имущества) закрепленных за ней объектов собственности;- заслушивает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года;- осуществляет контроль соблюдения здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе, принимает меры к их улучшению;- дает рекомендации директору школы по вопросам заключения коллективного договора;- распределяет стимулирующую часть фонда оплаты труда коллектива школы;- ходатайствует при наличии оснований перед директором школы о расторжении трудового договора с работниками школы;- ежегодно совместно с директором школы представляет учредителю и общественности информацию (доклад) о состоянии дел в школе;- по вопросам, входящим в его компетенцию, представляет школу.
Комментарии