search
main
0

Школа на холме…

Нехватка педагогических кадров в школах – одна из острых проблем. Думаю, решать ее надо комплексно. Но пока этого, к сожалению, не происходит. Мне вспомнилось то время, когда мы, вчерашние выпускники вуза, начинали свою трудовую жизнь. Рассуждали слегка высокопарно, но искренне: «Поедем, куда Родина пошлет». Родина послала нас в Калининградскую область.

 

И вот мы, двадцать пять выпускников Московского педагогического института, прибыли в сельские школы бывшей Восточной Пруссии. Мне повезло: в небольшую семилетку, где всего-то 78 ребят, приехала осетинка Тася Газзаева, окончившая физмат нашего вуза. Так началась наша «педагогическая поэма» в поселке Сопкино Правдинского района.

Нам поначалу понравилось все: чистый, весь в зелени поселок, белокаменная школка на холме, наша большая квартира в бывшем немецком доме, русская печка и даже небольшой чулан для продуктов. Но в первую незабываемую ночь мы почувствовали себя неуютно в пустой и чужой для нас хате (так назвала квартиру пожилая учительница начальных классов, белоруска). «Девки, не тужите, школа у нас хорошая, народ здесь добрый. Все образуется!» – утешала она нас.

Однако в ту ночь мы действительно затужили: «Какая глушь! Этот год отработаем – и назад, ближе к родному дому!» Но утром тишина взорвалась людскими голосами. Какие-то парни втаскивали в дом кровати, стол, табуретки. Кто-то затапливал печь, чтобы жилым духом в доме пахло! Словно по волшебной палочке, кухня и комната заполнились разной нехитрой утварью. Высокий застенчивый парень устанавливал радио, другой приспосабливал самодельный абажур над лампой, пояснив с улыбкой: «Это, чтобы вы не ставили двойки в тетради». Красивая полная молодуха скомандовала у стола: «А ну, москвички, завтракать! Вот вам картошечка в мундире с огурчиками и грибками!» Запахло яблоками и сливой, это рыжий мальчишка принес фрукты в корзине и, прыснув в кулак, выскочил за дверь…

…Проплакав два дня о Москве и доме, мы неохотно отправились в клуб. Маленький клуб был с читальней, здесь по вечерам собиралась чуть ли не вся деревня. Парни играли в домино или шашки, а старики у крыльца курили самосад да обсуждали колхозные дела. По субботам устраивались танцы, было весело и людно, так как приходила молодежь из двух соседних поселков, где не было гармонистов. Два раза в неделю приезжал из района киномеханик. Он часто опаздывал (крутил кино в нескольких поселках), и народ скучал. Однажды кто-то из старших попросил: «Девчата! Пока нет кина, рассказали бы нам о Москве».

Я рассказала о Москве, Тася – о Кавказе, где прошло ее детство. Показали виды Москвы и Кавказа на открытках. Так и повелось с того дня: до начала киносеанса сопкинцы собирались в клубе послушать «лекции наставниц», так они нас называли. Темы они предлагали всегда сами: о международном положении, о том, есть ли жизнь на других планетах. Мы серьезно по очереди готовились, ездили в районную библиотеку, привозили журналы, делали их обзор, и журналы охотно разбирали.

К сожалению, молодежь читала мало, колхозники много работали, им было не до книг. Получали за труд не деньги, а зерно, комбикорм. Поэтому держали свиней, кур, корову, надо было кормить семью, растить детей. Это был тяжелый труд. А нам так хотелось приохотить к чтению всех! Иногда мы устраивали вечерние читки. Помню, тракторист Володя Кудаков, прочитав «Робинзона Крузо», по-детски удивлялся этой книге и допекал вопросами: «А это не вранье? Неужто можно выжить на острове одному?» И когда возвращал книгу, сказал, что читал дома вслух, мать слушала, приговаривала: «Ох, бедный Робинзон, хужей ему, чем на войне!»

В ноябре мы с Тасей стали готовить молодежь к смотру самодеятельности. Сначала парни стеснялись, находили повод для отказа, но самый серьезный повод был – отсутствие гармониста. А моя гитара? К сожалению, сначала селяне не признавали ее за инструмент, говорили: «Без гармошки у нас ничего не получится!» Верно, гармонь приносила людям настоящий праздник, но вот беда – гармониста взяли в армию. И тогда решили мы с Тасей в секрете от всех освоить баян. Думали, что это легко: Тася окончила в юности музыкальную школу по классу фортепьяно, а я в детстве пыталась играть на баяне отца. Взяли в клубе баян. Ох, нелегкая оказалась затея, но кое-что стало получаться.

Приближались праздники. Всю субботу и воскресенье мы с Тасей дома наяривали танцы на гармошке. А директриса, жившая с нами по соседству, слушая наши упражнения, подумала, что у нас затянувшаяся вечеринка. В понедельник она устроила атаку на наши уроки, чтобы уличить в плохой подготовке. Посетив по три урока у каждой, видимо, осталась довольна, но сказала скупо: «Неплохо… Но, если бы не вчерашняя ваша вечеринка, эти уроки были бы лучше». Мы не оправдывались, Александра Ивановна была требовательным и справедливым директором. Мы ее уважали.

Зато сопкинцы оценили нашу затею. У нас получился замечательный концерт, о котором даже написали в районной газете. Но песни мы пели все же под гитару. Вероятно, читателям удивительно, что я, учитель, вспоминаю не об учениках, а о молодежи и сельчанах. Разумеется, я помню и свои первые уроки, и шустрых забавных ребятишек, помню свои первые учительские промахи и большие радости. Мы много времени проводили с Тасей в школе с детьми. Я преподавала русский язык, литературу, немецкий язык, рисование, физкультуру и пение. А Тася вела физику, математику, историю и труды. Но о работе с детьми – это уже отдельный рассказ.

Всего только один год довелось пожить и поработать в Сопкино, потом нас перевели в большую школу в поселок Домново, где были два магазина, больница и средняя школа. Однако в нашей памяти и в сердцах навсегда останутся это небольшое село и его люди – добрые, простые. И школка на холме…

Нина КОЗЛОВСКАЯ, заслуженный учитель РФ, Правдинск, Калининградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте