search
main
0

Школа «Ковчег». Опыт инклюзии обучающихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательную среду

«Школа №1321 «Ковчег», возникшая более 25 лет назад в партнерстве специалистов Центра лечебной педагогики и родителей, своей миссией обозначила создание оптимальных условий для успешного образования и социальной адаптации любого ребенка независимо от особенностей его психофизического развития, состояния здоровья и социального статуса семьи.

В школе создана образовательная среда, позволяющая максимально гибко выстроить образовательный маршрут обучающегося в зависимости от его образовательных потребностей, подобрать наиболее оптимальную форму обучения.  Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройствами аутистического спектра, обучаются в нашей школе в следующих формах: инклюзивные общеобразовательные классы, в которых организовано совместное обучение детей как с особенностями развития, так и развивающихся типично, и малокомплектные общеобразовательные классы для детей с ОВЗ, которые созданы для обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии о создании специальных условий обучения. Комплектование таких малых классов идет с учетом состояния здоровья обучающихся, возможности самостоятельного передвижения или с помощью взрослых и при отсутствии у ребенка опасного поведения. При необходимости организуется сопровождение тьютора. Кроме того, организовано индивидуальное обучение как в школе, так и непосредственно на дому.С 2015-2016 учебного года в рамках реализации проекта Департамента образования города Москвы «Инклюзивная молекула» начал работу ресурсный класс, в котором обучаются дети с расстройствами аутистического спектра. В настоящее время в школе работают два таких класса.Психологические особенности развития и обучения детей с РАС таковы, что традиционные методы обучения – лекция, беседа, чтение текста – малоэффективны. В то же время благодаря современным технологиям – интерактивной доске, доступу в сеть Интернет, компьютерным коммуникаторам – учитель школы «Ковчег» получает широчайшие возможности выбора мотивационной наглядности, вариантов коммуникации, средств обучения.Самые важные ресурсы для обучения детей с РАС – это возможности образовательной среды инклюзивной школы «Ковчег». Реализуется множество способов и стратегий, форм работы, для того чтобы поддержать друг друга и сформировать классное сообщество: школьные праздники, тематические внеурочные мероприятия, музыкальные и другие занятия в рамках дополнительного образования, школьный туристический клуб. Известно несколько примеров, когда именно трэвел-терапия показывала наиболее значительный результат для детей с РАС. В школе используется подход, при котором осуществляется опора на сильные стороны ребенка, создается возможность продемонстрировать эти сильные стороны на уроке, оценка несет не соревновательный, а обучающий и индивидуально мотивационный характер. Для развития социальной адаптации детей с РАС и другими особенностями развития поддерживаются необходимые внешние связи – осуществляется сотрудничество с общественными организациями и внешкольными институтами, работающими на включение людей с РАС и другими особенностями развития в общественную и культурную жизнь, трудоустройство и дальнейшее обучение (театр-студия «Круг-II», РООИ «Перспектива», Центр реабилитации «Наш Солнечный Мир», учреждения профессионального и высшего образования). Наши ученики и выпускники – постоянные участники таких городских инклюзивных мероприятий, как «Театральная перспектива», «Строим мосты – фотоаппараты в руках детей», паралимпийские фестивали и другие.Опыт работы нашей школы свидетельствует о том, что включение детей с расстройствами аутистического спектра не только возможно, но и может быть эффективно обеспечено в рамках общеобразовательной организации, если принципы инклюзии разделяются всеми участниками школьного сообщества – педагогами, специалистами, учениками и родителями, в школе создается гибкая образовательная среда, а атмосфера принятия любого ребенка создана не только в отдельном классе, группе, но и во всей школе.Наталья БОРИСОВА, куратор инклюзивного образования школы №1321 «Ковчег»;Максим БУШМЛЕВ, учитель-дефектолог школы №1321 «Ковчег»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте