search
main
0

Школа инноваций,. или Новые возможности для школьников

​Ольга МАКСИМОВИЧ, заместитель главного редактора «Учительской газеты»: – В центре внимания нашей сегодняшней встречи проект, который реализуется благодаря книге – учебному пособию Сергея Леонидовича Лескова «Живая инновация. Мышление XXI века». А тема сегодняшнего «круглого стола» – «Школа инноваций: новые возможности для школьников». Мышление и инновации – звенья одной цепи. Причем сегодня существуют разные техники и методики обучения мышлению. Прочитала недавно исследование, где перечислялись шесть типов мыслительных навыков, которые требуются руководителю в XXI веке, чтобы преуспеть в своей профессии. Он должен уметь критично мыслить, чтобы анализировать и оценивать мысли; мыслить творчески, чтобы создавать новые мысли и их направления; мыслить системно, чтобы понимать сложную структуру в контексте; научно мыслить, чтобы наблюдать, выдвигать гипотезы, прогнозировать и обосновывать при помощи доказательств; иметь дисциплинарное мышление, чтобы объединять, передавать, синтезировать и интегрировать, и, наконец, эмоционально мыслить, чтобы строить связи при помощи сравнения, сомнений и обобщенного опыта. Согласитесь, набор внушительный. Но самое главное, что такого рода мыслительным процессам можно учить и учиться. И школа – хороший трамплин к этому процессу.

Сегодня на нашем «круглом столе» собрались педагоги, которые на практике используют учебное пособие «Живая инновация». Об инновациях, наверное, нельзя рассказывать скучно. Но как встроить в канву урока, говоря языком терминов, формирование интереса ко всему инновационному и развитие творческого потенциала? Как именно учебное пособие «Живая инновация», его содержание работает на выполнение задач, стоящих перед современным учителем?Татьяна СЕНЦОВА, зам. директора по учебно-воспитательной работе школы №1119, Москва:- Проблема школы в том, что мы пытаемся просто учить ребенка, но ведь главное – научить его учиться: понимать, оперировать определенными знаниями, умениями и навыками и одновременно развивать критическое мышление и умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Для ребенка важно умение поставить проблему и попытаться ее решить. Пособие Сергея Леонидовича Лескова «Живая инновация. Мышление XXI века» как раз решает эту задачу. Сейчас часто говорят о технологиях проблемного, критического обучения. Но пособий в помощь учителю по этим вопросам не хватает. Как и материалов, которыми он может воспользоваться и работать, не выискивая в каких-либо источниках методическое обеспечение учебного процесса. «Живая инновация» – одна из тех возможностей, которые позволяют учителю использовать новые технологии для развития в целом и отработки критического мышления, а еще умения анализировать, сопоставлять и работать с информацией, что на сегодняшний день очень актуально.Ольга МАКСИМОВИЧ:- И все-таки давайте конкретизируем. Какие ориентиры это учебное пособие дает учителю? Чем помогает в работе?Елена ГУБИНА, учитель экономики школы №1119, Москва:- Охватывая комплекс проблем, это пособие способствует тому, что у ребенка возникает понимание инновации как таковой и собственного участия в этом процессе. Мы пошли немного другим путем, начав не с изучения пособия как такового. Я посмотрела темы, которые рассматриваются в книге. И поняла. Они автономны, их вовсе не обязательно объединять. Вполне возможно использовать выборочно. Поэтому мы сначала предложили детям самостоятельно поискать интересную им информацию. А рамку задали такую: о каких инновациях им хотелось бы поговорить. В пособии есть очень хорошая глава «Разложение без математики», эту тему можно свести к учебе как таковой в жизни человека. Это вызвало не только интерес, но и бурные дискуссии, и даже не на самом уроке, а в период подготовки к нему. Ребята из разных параллелей даже провели социологическое исследование. Составили анкету, обработали ее и выдали результаты. Это дало им основания для размышлений о том, как в принципе рождаются интерес, конечный результат и что этому способствует. Дальше они начали осмысливать собственную роль в принятии решения о своем будущем. А потом они стали читать это пособие. Получилось, что мы дали им сначала «затравку», а потом уже подключили материалы пособия в целом, в том числе и для проектной деятельности.Дмитрий МАРГАСЮК, учитель биологии и химии школы №199, Москва:- На мой взгляд, ценность этого пособия в том, что оно нетривиально и ставит основную проблему. Термин «инновация» ведь сейчас затаскан, замылен, инновацией называют все что угодно. С одной стороны, это не учебник изобретательства (чему научить, видимо, нельзя). Здесь есть освещение одной определенной проблемы – как мысль становится вещью. Здесь есть история разработок, от появления вопроса, сформулированного в виде «а что, если…» в голове человека, до конкретного воплощения. И это именно то, чего так не хватает нашей стране. У нас на протяжении всей истории (и этому масса примеров в данном пособии) всегда было огромное количество идей. Тем не менее, как правило, воплощается все это где-то в других странах, а мы потом покупаем. Появление пособия и его использование на уроках, в проектах будут способствовать изменению ситуации.Сейчас ведь есть еще одна проблема. Современное образование становится технологией. Введение ГИА, ЕГЭ подводит нас к неким промежуточным итоговым контрольным мероприятиям. И учитель, хочет он того или нет, все равно должен готовить учеников к этим мероприятиям. Иначе они не покажут высоких результатов и будет непонятно, что он делает как учитель. Так вот, если мы требуем от учителя что-то кроме подготовки к ГИА и ЕГЭ, то надо давать ученикам в том числе и историю развития идей, историю их воплощения. Насколько я знаю, в других пособиях такого просто не существует.Наталья СПИРИНА, зам. директора по учебно-воспитательной работе школы №199, Москва:- А для меня важно, что пособие дает возможность учителю выйти за рамки урока. Мы ведь с вами понимаем, что за 40-45 минут урока очень много хочется сказать и, к сожалению, очень мало удается сделать.Мы в своей школе еще не работали по этому пособию. Но когда я его внимательно прочитала, то увидела, что мы очень активно можем использовать этот материал в проектной деятельности. А для нас это важно и ценно, потому что в нашей школе очень развита проектная и учебно-исследовательская деятельность – функционирует школьная академия наук, один раз в год проходят ее выездные сессии… Поэтому те проблемы, которые поставлены автором пособия Сергеем Леонидовичем Лесковым, и та информация для учителя, которая помогает подвести ребенка к самостоятельному поиску информации и решению поставленных задач, конечно, являются прекрасным материалом, помогающим научить самостоятельной работе под руководством учителя.Наталия ПОДОЛЬСКАЯ, учитель химии центра образования №497, Москва:- Когда нам предложили провести открытый урок по «Живой инновации» и я открыла оглавление, то поняла, что третья глава – это как раз то, что мы с детьми уже делали в прошлом году. Действительно, мы даже выступали на конкурсе «Грант префекта» по теме «Нанобиотехнологии. Шаг в будущее».Мы решили в этом году продолжить эту тему, только уже в другом классе, и дать открытый урок. Ни для кого не секрет, что сейчас проблема в школе – это неумение детей говорить. Они могут сформулировать какие-то определенные понятия, но при этом, если нужно порассуждать, «почему» и «зачем», и дать развернутый ответ, они зажимаются. Я говорю про старшеклассников. Маленькие детки еще открытые, и поэтому они легко идут на контакт, и даже если говорят что-то неправильно, относятся к этому спокойнее. Старшеклассники боятся сказать что-то неправильно или быть неправильно понятыми. Может быть, обрастают комплексами. А пособие «Живая инновация» позволяет раскрепостить детей. Проверила это на своем опыте. Я веду химию и биологию. На химии достаточно мало возможностей порассуждать. Зато на открытом уроке по нанотехнологиям ребята активно вступали в дискуссию. Я считаю, что, например, в 11-м классе при изучении предмета «Естествознание» эта книга очень помогает избавиться от «комплекса молчунов».Мария ПИТИРИМОВА, учитель математики школы №1700, Москва:- В аннотации к пособию Лескова «Живая инновация. Мышление XXI века» написано, что оно рекомендовано для уроков истории, обществознания и естествознания. Я же математик, и поэтому прежде всего мы с учениками обратили внимание на главу «Разложение без математики». Подготовили и провели открытый урок, наполнив его тем, что интересует ребят. Все было построено на вполне конкретных, актуальных и современных примерах: что происходит сейчас в нашем государстве, математике, экологии, спорте.Наталья СПИРИНА:- Я тоже обратила внимание на то, что в этом пособии устанавливается связь времен и в научной, и в художественной области. Как учитель словесности, я также обратила внимание на то, что, несмотря на естественно-научную направленность книги, в ней есть работа над словом, над терминами. Задания предполагают, например, написать эссе, порассуждать. Моя коллега права – ребята даже к старшим классам не научились и боятся говорить. То есть навык говорения у них, к сожалению, не вырабатывается – по крайней мере, у большинства из них. Работа с этой книгой предполагает работу над словом, взаимный диалог, развитие коммуникативных навыков.Борис ГУБИН, учитель информатики школы №1119, Москва:- Задачи, которые стоят перед современным учительством, очень сложны, потому что переход к новым технологиям, инновациям в образовании, безусловно, требует от учителя нетрадиционных подходов. И я думаю, в этой книге пути перехода к новым технологиям обучения обозначены хорошо. Техника сегодня развивается очень быстро, и через пять – десять лет навыки, которые дети приобрели в школе, устареют. Моя задача как преподавателя информатики состоит в том, чтобы дать им системное мышление в этой области, которое поможет через какое-то время осваивать новую технику, новые технологии и подходы к работе с информацией. Учебное пособие «Живая инновация» вполне адекватно помогает решать эту задачу.Елена СКВОРЦОВА, зам. директора по учебно-воспитательной работе школы №1700, Москва:- А мы решили составить элективный курс, причем из разных предметов, используя пособие «Живая инновация». При таком подходе эта книга помогает еще и в профориентации школьников, потому что расширяет их кругозор в отдельных предметах. Ведь многие ребята просто не знают, как применить свои знания и способности в жизни, а при помощи этого курса они смогут это сделать.Татьяна СЕНЦОВА:- Мне еще кажется, что книга решает проблему обучения детей работе с информацией. Потому что если ребенок умеет это делать, он начинает и ясно мыслить, и ясно излагать. Эти информационно-коммуникативные возможности как раз и развивают такого вида пособия.Елена ГУБИНА:- Я думаю, что на самом деле результат зависит не только от умения излагать мысли и критически относиться к информации. Мы хорошо делаем то, что нам действительно интересно и необходимо. Книга написана «вкусным» языком, и вкус к учению я у своих ребят заметила, потому что мы не отбирали, кто будет участвовать в открытом уроке, это было по желанию. Один мальчик у нас проучился с пятого по девятый класс, и мы редко слышали его голос. И вдруг он удивленно сказал: «Мне интересно!» Я считаю, что это тоже определенная победа данного пособия, потому что, если хотя бы один ребенок вдруг произнес слово «интересно» и сам этому удивился, это большой плюс.Дмитрий МАРГАСЮК:- Дело в том, что школьное обучение, в частности естественным наукам, разбито на предметы. Это делается в значительной мере для удобства. Образно говоря: если это зеленое, значит, биология; если бьет током, значит, физика; если взрывается, значит, химия. Но поскольку есть окружающий нас мир и нет биологии, химии и физики в природе, а есть некие вещи, которые мы выделяем для удобства изучения, то у детей не складывается четкая картина мира – целостная, взаимосвязанная. Еще одно достоинство пособия «Живая инновация» в том, что во главу угла ставятся не отдельные предметы, а общие закономерности познания, реализации идей… По сути, это практическая реализация межпредметных и метапредметных связей и взаимодействий. И в общем, это оригинальное решение проблемы, потому что необходимо, чтобы человек, выходя из школы, имел целостную картину мира.Ольга МАКСИМОВИЧ:- Давайте теперь спросим ребят, которые пришли на наш «круглый стол», что в этом пособии и на открытых уроках было интересно, что зацепило? И какой результат был для вас важен?Анна ГРИГОРЬЕВА, ученица 10-го класса «Б» школы №1119, Москва:- Здорово, что подготовка к открытому уроку «Разложение без математики» нас сдружила, мы стали единой командой. Понятно, у нас бывают разногласия и с одноклассниками, и с учителями, но, готовясь к уроку, мы вместе искали материал, делали презентации, отбирали информацию. В итоге даже придумали и спели на уроке классную песню. И конечно, такой урок запоминается надолго!Анастасия ЧЕТКИНА, ученица 11-го класса «В» школы №199, Москва:- Я из медицинского класса, и биология для нас один из самых главных предметов. На самом деле в 11-м классе практически нет времени на внеурочные мероприятия и на проектную деятельность. У нас есть жесткая цель – подготовиться к экзаменам, окончить школу и поступить в вуз. Но никто не отменял, что выпускник школы должен уметь формулировать свои мысли, видеть связи между предметами, анализировать информацию, и делать это так, чтобы на экзамене быстро найти ответ на любые поставленные вопросы. Пособие «Живая инновация» учит строить систему. Причем материал дается не в традиционной урочной, а в немного игровой форме. Многие боятся выступать перед публикой и камерой. А на нашем открытом уроке «Биотехнологии и медицина» мы этому учились. Ведь можно знать много, но, если не умеешь показать свои знания в той форме, в которой от тебя хотят их увидеть, не добьешься ничего. Эта книга не столько дает знания, сколько учит, как их найти и презентовать.Андрей ЮНДИН, ученик 10-го класса «А» центра образования №497, Москва:- У нас был открытый урок, посвященный нанотехнологиям. Я узнал для себя много интересного, например, что такое вещество, как алмазоид, дешевле сделать, чем добыть настоящий алмаз. В пособии «Живая инновация» интересно рассказывается о самых привычных сегодня изобретениях – жвачке, например. О том, как человек, создавший Макдоналдс, заработал 600 миллионов долларов за 20 лет. В общем, я много для себя почерпнул из этой книги.Анна ГОСТЕВА, ученица 10-го класса «А» центра образования №497, Москва:- А на мой взгляд, книга «Живая инновация» помогает расширить кругозор и определиться с будущей профессией. Кто-то, может быть, даже резко поменяет свое направление или утвердится в выбранной специальности. Например, я собираюсь поступать на факультет «Государственное и муниципальное управление». Прочитав эту книгу, я выбрала для себя кафедру «Управление наукой и инновациями», ведь это действительно актуально сейчас и нужно нам всем. И мы от этого никуда не уйдем, ведь надо двигаться вперед, создавать что-то новое. А самая интересная глава в этой книге для меня – «Инновации, которые победили». Здесь узнаешь, как и кем делались открытия, и думаешь, можешь ли ты сам это сделать через год, два или десять лет.Мария СУПРУН, ученица 11-го класса «Б» школы №1700, Москва:- Мы на открытом уроке разделились на четыре группы, и каждая выбрала свою тему. Мы, например, выбрали математику: чем интересна жизнь математиков и чем они занимаются? Мы искали интересную информацию об этой профессии. На уроке каждая группа представила свой доклад. Наша – про то, как математика и математики могут помочь в борьбе с терроризмом. Это интересно и актуально. Что касается меня, то, если честно, я не очень люблю читать. Но даже я с удовольствием прочитала несколько глав – про ту же жвачку, например. Книга написана не нудно, а на очень живом молодежном языке, и все, что прочитала, я поняла. Я узнала о людях, таких же обычных, как и все мы, которым пришла в голову какая-то уникальная идея, и они не побоялись дать ей ход и воплотить в жизнь, и получилась какая-то сумасшедшая инновация. Эти люди принесли пользу не только себе, но и своему государству и даже всему миру.Александр СКОБЕЕВ, ученик 11-го класса «Б» школы №1700, Москва:- Лично для меня «инновация» – амбивалентное понятие, так как я человек категоричный и не люблю выделять хорошее. Меня больше интересуют отрицательные стороны того или иного явления. Инновации – это, с одной стороны, хорошо. С другой стороны, это создание атомного оружия. Да, безусловно, атомная энергия вещь полезная. Но все говорили про мирный атом, а на деле выходит, что это угроза как войны, так и катастроф, как это случилось в Японии. Здесь говорили, что книга «Живая инновация» хорошая, написана на молодежном языке. Но ведь это сленг! Ведь по плану Далласа Россия сама себя уничтожит, если Америка будет развращать людей! Сейчас все говорят об инновациях. Но не все, что изобретается, является инновацией. И с этой точки зрения мне было интересно читать эту книгу.Ольга МАКСИМОВИЧ:- Я так понимаю, что все уроки, о которых мы сейчас говорим, требовали значительной подготовки – и личной, и командной – по самым разным темам. Что же все-таки от них осталось? Узнали много нового, было интересно, что еще? Это вопрос и к учителям, и к ребятам.Елена ГУБИНА:- Есть такое понятие – «отсроченная задача». Ребята получили информацию к размышлению. В принципе от них исходил посыл о том, что надо возвращаться к этим темам, потому что дети подобрали очень обширный материал, который в рамки урока явно не укладывался, и им не удалось сказать все, что хотелось. Ребята хотели бы продолжить такую работу, но у нас есть проектная деятельность, элективные курсы – например, спецэкономика, где можно обсуждать связанные с этой темой вещи, поскольку инновация – это то, что инвестировано, что имеет результат, продукт с послепродажным обслуживанием.Ребята рассматривали инновации с точки зрения пользы и вреда для человечества, с нравственной составляющей в том числе. Обязательно находились те, кто критически оценивал любой постулат, изложенный в пособии и с которым большинство было согласно. Поэтому мы как минимум вначале вынуждены были проработать правила ведения дискуссии: не перебивать, вычленять главное, признавать право на ошибку (и свою в том числе), прислушиваться к чужому мнению. В этом также был плюс открытых уроков. И работа продолжится. Другое дело, что она не будет идти ровно по книге, которая явилась очень хорошим трамплином и толчком. А дальше у ребят появился позыв думать, что-то искать. А у нас, учителей, всегда есть возможность задать им нужное направление в таком поиске.Наталия ПОДОЛЬСКАЯ:- У нас в 10-м классе есть предмет «Химия» и отдельный предмет «Биология». «Естествознание» будет только в 11-м классе. Так как мне в кабинет дали большое количество таких книг, то я решила на каждом классе проработать отдельные темы. Например, на уроке биологии у нас была тема «Популяционно-видовой уровень». Мы рассматривали там жизнь организмов. И мы прямо на уроке прочитали главу из пособия «Трудно быть богом. Скоро человек будет жить в десять раз дольше». Мы эту тему обсуждали до бесконечности, потом ребята сделали мини-проекты, которые и были домашним заданием.Анна ГОСТЕВА:- Вы сказали о домашнем задании. Нам задали мини-проекты, но не заставляли их делать в обязательном порядке, и мы их готовили, не воспринимая как домашнее задание, поскольку нам это было интересно.Татьяна РЫЧАГОВА, координатор проекта «Школа инноваций-2», Некоммерческое партнерство «Телешкола»:- Когда мне предложили заниматься этим проектом, я первым делом прочитала учебное пособие Сергея Лескова и обнаружила, что в своем возрасте многого не знаю, хотя я всегда была связана с наукой и техникой. При этом такое обилие фактологического материала для меня было подарком. Книга интересная, она мне очень понравилась. И я рада, что коллеги, которые участвуют в проекте, так душевно откликнулись и провели открытые уроки с полной отдачей. Было много интересных решений, как выстроить урок. Педагоги просто воодушевили детей! Все уроки снимались на видео. Мы даже сверх программы сняли урок в 3-м классе. Это тоже был очень интересный урок! Если некоторые старшеклассники действительно боятся камеры и не очень уверенно говорят, то у третьеклассников этот барьер отсутствует. Им ставили камеру на стол, снимали крупным планом, а они при этом взахлеб спорили. Класс поделили на четыре группы. И учитель проводил «мозговой штурм», ролевую игру, в результате которой третьеклассники (!) должны были составить докладную записку в адрес двух министерств – образования и здравоохранения. И самое интересное – они с этой задачей великолепно справились! В группах были «конструкторы», «программисты», «учителя» и «медики». Тема была такая: компьютер – полезная вещь. Но как сделать его таким, чтобы он не был вреден для здоровья учеников и они могли работать с ним столько, сколько хотят? Дети что-то изобретали, предлагали свои решения. Потом оформляли все это в виде записок с предложениями. И каждую записку обсуждали вместе, вычеркивая оттуда явно нереальные предложения, оспаривая их. Каждая группа выдвигала контраргументы против предложений другой. Мне очень понравилась молодая учительница, которая проводила урок. И конечно, эти дети, я надеюсь, станут инноваторами.Ольга МАКСИМОВИЧ:- Таким образом, как я понимаю, в рамках проекта «Школа инноваций» создается методическая копилка с конкретным материалом, как формировать инновационный потенциал школьников. Во многом этому помогает пособие Сергея Леонидовича Лескова «Живая инновация», о котором мы сегодня говорили. Книга запускает проектную деятельность, становится стартовой информацией для проведения необычных уроков. Есть ориентиры, и результат, и желание двигаться дальше. Как показывает опыт, используя пособие, можно построить работу с ребятами разных возрастов, даже с учениками из начальной школы. И по самым разным предметам. Можно сделать элективный курс. А можно просто выбирать понравившиеся главы и использовать их для уроков. Если подытожить, «Живая инновация» – дополнительное пособие для учителей-предметников, классных руководителей и вполне может пригодиться во внеурочной деятельности. А вообще, если интересно педагогу и есть живой, актуальный материал, то, как показывает наше сегодняшнее обсуждение, и детям обязательно будет интересно. И конечно, хочется, чтобы в результате освоения таких курсов, уроков и пособий в списках авторов полезных, важных и просто забавных изобретений человечества оказались и ваши ученики!«Круглый стол» подготовила Ольга МАКСИМОВИЧ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте