search
main
0

Школа информатизации – реальная инклюзивность

Когда сегодня говорят об инклюзивности образования, то под этим часто понимают включение наибольшего числа детей с ограничениями здоровья в образовательный процесс обычных школ (с физическим присутствием особенных детей в школе), а также приспособление среды школ (пандусы, туалеты и т. п.) для пребывания в них таких детей. Это – важное направление (если не доводить его до крайности). Однако не менее, а, может быть, еще более важно в максимальной степени обеспечить включение в учебную и социальную жизнь детей, которые все-таки не смогут присутствовать в том же физическом пространстве, что и другие дети, но смогут жить и учиться вместе с ними в виртуальном пространстве. Возможна (и очень продуктивна) и комбинация физического и виртуального присутствия. О такой модели инклюзивного образования идет речь в нашей статье.

Центра образования «Технологии обучения» создана на базе широкой среды с открытым кодом Moodle. В процессе использования этой среды дистанционного обучения была выявлена необходимость расширить ее возможности за счет дополнительных модулей, которые позволяют учитывать как специфику обучения детей-инвалидов, так и специфику организации образовательного процесса в российских школах. Все программные продукты в информационной системе Центра образования «Технологии обучения» позволяют при необходимости модифицировать их для нужд любого другого образовательного учреждения.

В 2003 году в рамках проекта «Развитие образовательной информационной среды для детей-инвалидов» в Центрe информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО) была открыта школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья (i-Школа). В начале 2007 года школа была преобразована в самостоятельную организацию – Центр образования «Технологии обучения».

В Центре образования учатся дети с тяжелыми формами хронических заболеваний, с последствиями ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, последствиями черепно-мозговых травм, посттравматическими состояниями, нарушениями зрения, нарушениями речи, онкологическими заболеваниями.

Центр образования работает как общеобразовательная школа и реализует многочисленные программы дополнительного образования. Индивидуализация образования для нас особенно важна, ученики могут выбирать среди таких курсов, как: «Информационный поиск», «Веб-программирование», «Уроки сочинительства», «Литературный перевод с английского языка», «Компьютерная графика», «Анимация во Flash», «Натурная мультипликация», «Рисованная компьютерная анимация», «Цифровое видео», «Робототехника».

Дети-инвалиды часто были лишены возможности получить качественное образование. Как им помочь? В последние годы Правительство Москвы реализует масштабную программу создания современной информационной образовательной среды для детей с ограничениями здоровья. На помощь таким детям пришли дистанционные образовательные технологии.

За счет применения таких технологий не только реализуется конституционное право детей на образование – они получают возможность общения со сверстниками. Оказывается возможным реализовать такие модели образовательного процесса, которые не осуществимы в обычной школе со здоровыми детьми. Например, в обычной школе сложно реализовать индивидуализацию, хотя бы потому, что невозможно «рассадить» множество детей по отдельным помещениям. Для детей, которые большую часть времени учатся, находясь у себя дома, проблема индивидуализации получает очевидное решение, хорошо это или плохо, но дети уже «рассажены». Каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Поскольку предлагаемые учащемуся учебные материалы имеются в цифровом (электронном) виде, то не возникает и проблемы, как учащимся с разным уровнем подготовки и способностей пользоваться одним учебником. Для каждого можно подобрать материал, соответствующий его зоне ближайшего развития, и корректировать его объем и трудность в соответствии с результатами учащегося. Дистанционные технологии обеспечивают равные возможности получения образования, независимо от места проживания и материальных условий, дают доступ к богатейшим информационным ресурсам, размещенным в Интернете.

Сегодня дистанционные образовательные технологии развиваются очень активно, специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его. Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы быстро найдут нужные материалы… Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки по сравнению с классно-урочной системой.

Учебная среда позволяет контролировать «посещаемость», активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке. Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости. Учитель может подробно комментировать каждую работу учащегося. Его комментарии могут быть учтены учащимся при создании следующей версии работы. Важная особенность специальной учебной среды – то, что она позволяет учителям вместе с учащимся создавать и хранить коллекции его работ (портфолио): сами работы в цифровом формате и последовательные приближения к результату, оценки и комментарии учителя к ним, образцы взаимодействия учащегося с учителями и сверстниками.

Органично реализуются различные модели совместной деятельности учащихся: совместное решение учебных задач, выполнение проектов, обмен знаниями. Система поддерживает различные виды коммуникации: сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях, форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. Сообщения в форуме могут получать комментарии и оценки как учителей, так и учащихся.

Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в Центре образования: лекция (в режиме реального времени, с элементами видео, аудио и контроля); самостоятельное изучение ресурсов (в первую очередь – гипермедиа в Интернете, а также предоставляемых учащемуся ресурсов на цифровых носителях, на бумажных носителях); самостоятельная и коллективная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая); конференция в чате; конференция в форуме; индивидуальная и коллективная проектная работа, где сценарий (план) создается самими учащимися; тренировочные упражнения, в том числе с использованием тренажеров и обучающих сред (машинопись, упражнения по арифметике); контрольная работа (которая может включать задания с выбором ответа, с кратким и подробным ответом); консультация. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов (в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.).

В работе с учащимися в Центре образования широко используются творческие и исследовательские проекты, проводятся фестивали увлекательной науки, фестивали школьных проектов.

i-Школа стремится участвовать в самых разных конкурсах, выставках, чтобы расширить круг общения своих учеников, дать им возможность применить полученные знания на практике, проявить себя. Палитра достижений очень пестрая – это свидетельствует о том, что школа сильна не одним-двумя предметными направлениями. Среди учащихся Центра образования есть призер мировой олимпиады роботов, победители конкурсов переводчиков, организованных Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы под патронатом Совета Европы, лауреаты Всероссийского конкурса детского компьютерного творчества «Волшебная мышь», призеры Московского конкурса ученических компьютерных проектов, победители Московского конкурса детского рисунка имени Нади Рушевой. В 2006 и 2007 годах учащиеся Центра образования представляли свои проекты и доклады на педагогических марафонах. Учащиеся ЦО всегда активные участники Дней московского образования на ВВЦ, становятся подмастерьями в творческих мастерских педагогов школы; несколько учащихся награждены именными медалями ВВЦ.

Опыт Центра образования «Технологии обучения» в информатизации применим не только в школе, занимающейся дистанционным обучением детей-инвалидов, но во многих случаях и вообще в школе информатизации, реализующей курсы с ИКТ-поддержкой.

Какой же опыт информатизации накоплен в Центре образования «Технологии обучения» и может ли он быть интересен коллегам, а также каковы проблемы, которые решает школа, вставшая на путь информатизации.

Информационная среда

«i-Школа» обеспечивает:

Создание, хранение, представление информации об образовательном процессе, его участниках и результатах; цифровых образовательных ресурсов, документов.

Планирование, контроль выполнение планов; система напоминаний.

Взаимодействие участников образовательного процесса.

Различные уровни доступа к информации.

Информационная среда Центра образования «Технологии обучения» создана на базе широкой среды с открытым кодом Moodle. В процессе использования этой среды дистанционного обучения была выявлена необходимость расширить ее возможности за счет дополнительных модулей, которые позволяют учитывать как специфику обучения детей-инвалидов, так и специфику организации образовательного процесса в российских школах. Все программные продукты в информационной системе Центра образования «Технологии обучения» позволяют при необходимости модифицировать их для нужд любого другого образовательного учреждения.

Электронный классный журнал – модуль информационной среды, предназначенный для учета результатов образовательного процесса в электронно-цифровой форме. Важной функцией электронного классного журнала является адресное информирование учащихся и их родителей о результатах обучения.

Внесение информации в электронный классный журнал, просмотр информации осуществляются через веб-интерфейс. Установка дополнительного программного обеспечения на компьютеры пользователей не требуется – достаточно иметь любой интернет-браузер. В части сведений, сохранение которых на бумажном носителе считается обязательным (например, сведений об итоговой, государственной (итоговой) аттестации), система позволяет параллельно просматривать информацию через веб-интерфейс и выводить ее на печать в той форме, которая предусмотрена в традиционном (бумажном) классном журнале.

Для обеспечения безопасности при работе с персональными данными журнал поддерживает работу по специальному защищенному протоколу https, который может быть активирован администратором системы для защиты всех операций с электронным классным журналом, осуществляемых через сеть «Интернет». Определен минимум обязательной информации о пользователях, вносимой в базу данных для работоспособности системы (необходимость безошибочной идентификации пользователей). Каждому пользователю присваивается уникальный идентификационный код. Для каждого пользователя определены права доступа к информации в соответствии с предоставленной ролью в системе. Система работает только с авторизованными пользователями (в начале каждого сеанса требуется введение логина и пароля).

Через электронный классный журнал непосредственно доступна информация об образовательном процессе: учебные предметы, тематическое планирование по предметам, учебные периоды, классы/группы, система оценивания, контрольные мероприятия и др.).

Тематическое планирование по предметам вносится в систему перед началом учебного года. В дальнейшем при заполнении электронного классного журнала учитель выбирает темы из списка – нет необходимости вводить их с клавиатуры. Возможно редактирование тематического планирования (изменение, удаление отдельных тем уроков, отклонение от плана фиксируется и при необходимости комментируется).

При создании и редактировании тематического планирования учитель имеет возможность сформировать шкалу оценивания, а также задать тип оценки (оценка за урок, оценка за контрольную работу, оценка за лабораторную работу). Оценка в журнале непосредственно связана с заданием, за которое она получена и результатом выполнения.

Таблицы электронного классного журнала напоминают страницы его бумажного прототипа, однако заполнять электронный классный журнал гораздо удобнее, так как большая часть информации генерируется в нем автоматически, максимально использованы выпадающие меню, возможности копирования и вставки текста.

На основе электронного классного журнала формируется электронный дневник учащегося. В таблице электронного дневника понедельно выводится информация о текущих оценках, а также отмечается присутствие учащегося на уроках. Электронный дневник формируется автоматически на основании информации электронного журнала. Электронный дневник может быть выведен на печать для ознакомления родителей в бумажном виде.

Информатизация образовательного процесса позволяет существенно обогатить его. К этому общему утверждению уже все привыкли. Интересно посмотреть на конкретные примеры его реализации. Это можно сделать в Интернете, обратившись к работе школы. В рамках газетной статьи можно дать только краткое описание того, что происходит в школе.

Первый пример – курс «Русский язык, 5 класс». На пространстве этого курса в специальной учебной среде учащийся может:

осваивать теоретический материал разного уровня сложности;

выполнять практические работы с максимальным использованием возможностей дистанционного взаимодействия – принимать участие в тематических форумах, чатах, в коллективном составлении виртуальных словарей и другой проектной и творческой деятельности;

составлять дидактический материал для одноклассников, демонстрируя тем самым степень усвоения полученных знаний;

писать проверочные и контрольные диктанты, прослушивая звуковые файлы, размещенные на сайте курса;

составлять диалоги и монологи, озвучивать свои видеомультипликационные работы и слайд-шоу, тем самым развивая речь;

обращаться за консультацией к учителю в режиме реального (чат, интернет-телефония) или отложенного времени (форум, электронная почта);

корректировать свое правописание, работая с учителем индивидуально.

В курсе особое внимание уделено развитию речи, воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его освоению и изучению. Этому способствует обращение к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств художественной литературы, в которой наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи. В рамках курса не только формируются коммуникативные навыки, но и сама коммуникация в разнообразных видах (общение в режиме реального и отложенного времени) является средством обучения детей.

В дидактическое оснащение курса введены элементы суггестивной педагогики. В начале каждого урока дается целеполагание, которое одновременно и краткий план урока (так называемые шаги, которые должен сделать ученик, чтобы пройти урок), призванное настроить учащегося на освоение учебного материала. Пошаговый принцип подачи информации пронизывает весь курс: новый материал дается маленькими порциями, а задача каждого упражнения разбивается на подзадачи. Деятельность ученика в курсе оказывается, таким образом, максимально структурированной и организованной.

Объяснение нового материала перемежается с решением проблемных задач и/или контролем, что обеспечивается различными интерактивными учебными модулями. Важнейшей особенностью курса является активное использование созданных в электронной учебной среде пошаговых инструкций, призванных выработать у ученика навыки логического мышления. Эти инструкции построены таким образом, чтобы максимально приблизить процесс обучения к живому общению учителя с учеником.

В архитектонику каждого урока, как правило, входит дополнительный материал разного рода, в частности:

игровой (под рубриками «Игра!», «Веселая работа»);

познавательный («Знаешь ли ты, что…», «Всякая всячина»);

повышенной трудности («Вопросы на засыпку», «Трудная задача»).

Курс призван повысить учебную мотивацию учащихся, стимулировать их увлеченность школьным предметом, способствовать повышению эффективности образовательного процесса, направленного на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

Курс формирует такие важные для современного человека умения, как:

поиск, сбор, отбор и анализ информации;

организация и представление информации;

использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач;

организация дискуссии и участие в дискуссии.

Иначе построен курс «Литература, 10 класс».

Материалы курса:

учебники, рекомендованные МО РФ;

теоретико-литературные, литературно-критические материалы («бумажные» и цифровые варианты);

справочные издания («бумажные» и цифровые варианты);

система практикумов анализа художественного текста;

система учебных обсуждений;

дополнительные материалы (интернет-ресурсы о жизни и творчестве писателей, интернет-ресурсы по филологии и др.).

Основные формы учебной деятельности школьников:

изучение материалов учебника (-ов);

изучение теоретико-литературных, литературно-критических материалов;

чтение художественных текстов;

участие в учебных исследованиях;

участие в учебных обсуждениях;

участие в проектах.

Материалы курса разнесены по тематическим блокам, которые соответствуют изучаемым обзорным темам и изучаемым персоналиям.

Каждый тематический блок построен по двухуровневой схеме. Первый уровень – набор материалов и заданий, размещенных в рубриках «Источники для изучения», «Уроки внимательного чтения», «Практикум», «Исследование» и т. д. Материалы этого уровня могут быть использованы как полностью, так и частично, в различных логиках – в зависимости от модели обучения.

Второй уровень задается Путеводителем, который представляет собой пошаговое руководство для учащегося и ведет пользователя по материалам тематического блока в определенной логике. В Путеводителе указано рекомендуемое количество часов на изучение каждой темы в блоке, даны четкие указания о содержании работы учащегося. Выстроена система оценивания, система обязательных и дополнительных заданий.

Материалы курса включают следующие структурные элементы:

учебник;

глоссарий;

библиотеки;

источники для изучения;

уроки внимательного чтения;

практикумы;

учебные исследования;

дополнительные материалы;

материалы для написания сочинения.

Учебник в курсе – своеобразное организующее начало. Использование учебника позволяет реализовать связь дистанционного курса с существующей практикой традиционного обучения.

Глоссарий – средство организации работы с терминами и с персоналиями. Глоссарий позволяет каждому учащемуся добавлять свои словарные статьи; учитель оценивает эту работу. Таким образом, глоссарий становится в курсе активным средством обучения, а не просто справочным источником. Добавление словарных статей возможно по различным сценариям: копирование статей из существующих «бумажных» словарей с корректным оформлением ссылок на источники; иллюстрирование словарных статей примерами; создание собственных словарных статей.

Библиотеки содержат все тексты изучаемых произведений в цифровом виде.

Источники для изучения содержат литературоведческую и критическую литературу в цифровом виде. Изучение источников способствует более осознанному восприятию учебного материала, существенно расширяет представления о литературном процессе и персоналиях, которые формируются при работе с учебником. Изучение источников завершается обсуждением в форуме. Вопросы в форуме – это своеобразный план изучения источников. Каждый учащийся имеет возможность отвечать на вопросы учителя, дополнять ответы одноклассников. Наиболее содержательные ответы учитель оценивает. Работа в форуме, учительские оценки и комментарии открыты для всех участников курса (принцип «все видят всё»), что способствует созданию эффекта присутствия на уроке, соучастия в общем деле. Завершенные форумы являются материалом для повторения и обобщения изученного.

Уроки внимательного чтения содержат вопросы и задания, способствующие формированию навыка внимательного чтения художественных произведений. Обычно работа проводится в форуме (принцип «все видят всё»), возможны индивидуальные задания.

Практикумы – система заданий по формированию умения анализировать художественный текст через призму различных задач (например, при анализе прозаического произведения: анализ эпизода, анализ роли сюжетообразующей детали, анализ литературного портрета). Практикумы представлены в виде форума (принцип «все видят всё») или в виде элементов курса «Урок» и «Задание» (для индивидуальной работы).

Учебные исследования – это система заданий, способствующих формированию навыков исследовательской работы (выявлению проблемы, выдвижению рабочей версии исследования, доказательства или опровержения рабочей версии исследования, выдвижению итоговой версии исследования, подведению итогов исследования). Исследования представлены в виде форума (принцип «все видят всё»), а также в виде заданий (индивидуальная работа). При работе в форуме каждый учащийся имеет возможность выполнять задания учителя, дополнять сообщения одноклассников, участвовать в дискуссиях. Наиболее содержательные сообщения учитель оценивает. Завершенные форумы – материал для повторения и обобщения изученного.

Дополнительные материалы способствуют расширению кругозора учащихся, дают материал для факультативного изучения.

Материалы для написания сочинения представлены рекомендациями по написанию сочинения, темами сочинения, аналитическими блоками.

Проектная деятельность реализована в различных формах. Проект «Фонотека» предполагает создание фонотеки произведений русской литературы XIX века в исполнении самих учащихся и в актерском исполнении (используется элемент курса «Глоссарий»). Проект «Коллекция ссылок» предполагает создание систематизированной коллекции ссылок по различным направлениям: «Советую прочитать», «Антикнига», «Иллюстрации к произведениям», «Литературоведение в Интернете», «Сайты о жизни и творчестве писателей». (Используется элемент курса «Форум»). Проект «Продолжение следует» предполагает творческое самовыражение учащихся в рамках различных жанров: стихотворения, рассказа, дневника, вопросов к самому себе, диалога с воображаемым собеседником. Использована технология блогов, позволяющая вести закрытые дневники и, по желанию, публиковать записи на сайте.

Особенность всех разработанных курсов заключается в том, что изменяется характер взаимодействия учителя и ученика (партнерство, совместное решение учебных задач), вводятся новые формы оперативного контроля за учебной деятельностью (онлайн-консультирование, рецензирование всех работ учащихся, взаимопомощь учащихся в форуме), создается портфолио работ каждого учащегося.

Важное значение как для самого Центра образования «Технологии обучения», так и для коллег из других образовательных учреждений имеет документирование опыта информатизации в различных ее направлениях. В частности, нам представляется очень полезным документирование процесса создания курсов с ИКТ-поддержкой: разработка тематического планирования таких курсов, а в дальнейшем и разработка методических рекомендаций к курсам.

Виктор МЯЭОТС, руководитель отдела интернет-технологий

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте