search
main
0

Школа и поликлиника – партнеры

Жизнь школы стремительно меняется на наших глазах, появляются новые типы образовательных учреждений, на базе которых реализуются различные формы обучения. Значительные изменения претерпели программы обучения, педагогические технологии.

Северном округе большую часть дня (более 70% времени) дети проводят в стенах образовательных учреждений. Время пребывания в школе или детском саду – период роста и развития, когда организм особенно восприимчив не только к благоприятным, но и к неблагоприятным воздействиям. Задача педагогов и медиков  – сохранить здоровье детей в период обучения в школе. Проблемы      медицинского обеспечения такого обширного и разнородного по своей структуре контингента детей  медики решают в тесном взаимодействии с Северным окружным управлением образования, префектурой, управами, службой Роспотребназдора в САО. Мы регулярно проводим педагогические советы с участием руководителей детских поликлиник округа, обсуждаем результаты целевой диспансеризации, определяем задачи по оздоровлению учащихся,  работаем в медико-педагогической комиссии по комплектованию коррекционных классов.      Медицинское обеспечение в образовательных учреждениях (детские дошкольные учреждения, учебно-воспитательные комплексы, школы) осуществляют  детские городские поликлиники – это 14 самостоятельных ДГП и педиатрические отделения при ДИБ №12 и ГП №193.     На современном этапе развития одна из задач государства в области здравоохранения  – гарантия обеспечения безопасности и качества медицинской помощи. Основой обеспечения  этих гарантий стали лицензирование медицинской деятельности; аккредитация медицинских учреждений; аттестации и сертификации медицинского персонала.  Сегодня:     из 136 медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, центров образования) лицензия на медицинскую деятельность  есть  у 121 учреждений;     из 207 дошкольных учреждений лицензия  есть у 159 медицинских кабинетов (76,8%). Наряду с медицинскими работниками –  штатными сотрудниками лечебных учреждений, в образовательных учреждениях трудятся медики, входящие в штат образовательного учреждения  В последние годы пристальное внимание уделялось укреплению материально-технической базы медицинских кабинетов образовательных учреждений. Это и целевые программы префектуры, и совместная работа управлений образования и здравоохранения, проводимая в рамках подготовки учреждений к новому учебному году и проведению лицензирования медицинской деятельности в УО – проводятся ремонты медицинских кабинетов, оснащение их медицинской аппаратурой.В 2009-2010 учебном году 6 школ  САО работали в статусе «Школ здоровья», «Центры содействия  сохранению здоровья обучающихся»  – в  Школах здоровья и 7 образовательных учреждениях.  Система мероприятий в рамках программ включает целевую диспансеризацию с проведением скрининг-диагностики, реабилитационно-оздоровительные мероприятия, вакцинопрофилактику, организацию зимнего и летнего отдыха детей, санаторно-курортное лечение, оптимизацию учебного процесса, введение дополнительных уроков физкультуры – 3-й урок – в 74 школах. Значительное внимание мы уделяем рациональной    организации учебно-воспитательного процесса: оптимальному  выбору учебного плана, нагрузки (100% ОУ); расписанию с учетом шкалы трудности предметов (100% образовательных учреждений) и  динамической паузой; дополнительному образованию с учетом  состояния  здоровья и  личных интересов ребенка (100% в Школах здоровья и учреждениях, имеющих Центры содействия здоровью обучающихся; оптимальному режиму двигательной активности (утренняя зарядка, подвижные перемены, 3 урока физической культуры в Школах здоровья и кадетских образовательных учреждениях). Мы регулярно проводим тематические лектории  по здоровому образу жизни  для родителей и учащихся социально-педагогическими службами школ (100% образовательных учреждений),  с приглашением специалистов из учреждений социальной сферы, высшей школы – 63% образовательных учреждений,  совместно с образовательными учреждениями  организуем тематические мероприятия, приуроченные к 31 мая  (День борьбы с курением), 26 июня (День борьбы с наркоманией, 7 апреля (Всемирному и Всероссийскому  дням здоровья). Вошлиа в практику нашей совместной работы организация детско-родительских проектов, спортивных праздников «Мама, папа, я – спортивная семья»,      конкурсов,    викторин.  Мы придаем большое значение реализации принципа социального партнерства:  100% образовательных учреждений переоформили договоры о сотрудничестве с поликлиниками, реализованы проекты сотрудничества с Центрами помощи семье и детям в отношении поддержки детей группы риска (94% образовательных учреждений), заключены договоры с МНТК «Микрохирургия глаза» для Школ здоровья и ЦО №1296, успешно реализован проект взаимодействия с наркологическим диспансером №11 на уровне отдельных образовательных учреждений и семинаров для педагогических работников, продолжено сотрудничество с Центром «Дети улиц»  в 23 образовательных учреждениях, взаимодействуют с учреждениями высшей школы (МГПИ, МГППУ МГПУ)  65% образовательных учреждений. Медицинское сопровождение по договору  осуществляют НИИ гигиены детей и подростков, МНТК МГ  им. Святослава  Федорова, НИИ ортопедии и протезирования, в структуре которого  имеется стационар одного дня для детей, где воспитанники школы получают лечение, Ассоциация «Народный  СпортПарк».Во исполнение постановления Правительства Москвы, объявившего 2010 год  Годом учителя, на 30 июня 2010 года лечебно-профилактическими учреждениями УЗ САО были  проведены диспансерные обследования педагогических работников учреждений образования САО:- по программе дополнительной диспансеризации – 2308 чел.;- в рамках проведенияДней здоровья – 4063 чел.;- по программе целевой диспансеризации населения – 3367 чел.;- распределение по группам состояния здоровья: 1 группа – 1440 человек; 2 группа – 1203 человека; 3 группа – 3728 человек;- направлены на обследование в центры здоровья УЗ САО по формированию здорового образа жизни  866 работников образовательных учреждений.Всего диспансерным обследованием были  охвачены 6371 человек, проведены 76 тематических лекций с работниками центров образования, школ, колледжей, лицеев, детских образовательных учреждений по профилактике актуальных заболеваний и формированию здорового образа жизни, исключению употребления алкоголя и табакокурения.         Управление образования совместно с  Окружным методическим  центром образования  реализовали систему мероприятий  по повышению  квалификации педагогических работников в  области здоровьесберегающих технологий, проведя  8 семинаров,  4 лектория,  организовав курсовую систему  повышения квалификации на базе МИОО,  МГППУ, МГПИ.Итоги  прошедшего учебного годаАнализ набора и содержания программ  сохранения здоровья в образовательных учреждениях показывает увеличение количества мероприятий с использованием активных методов обучения и воспитания: защиты проектов, конкурсы плакатов и видеоклипов, спортивные игры, викторины, КВН, интерактивные проекты.  Система противоэпидемических мероприятий в период сезонного повышения заболеваемости гриппом в целом  обеспечила стабильное функционирование образовательных учреждений.  Не отмечается снижение показателей по группам здоровья.Удалось восстановить  необходимое количество Паспортов здоровья и    организовать работу по предложенному протоколу взаимодействия с поликлиниками.Повышение  ответственности образовательных учреждений к вопросам здоровьесбережения школьников проявилось в активной позиции в проведении месячника здоровья в апреле 2010 года: индивидуализации программ месячника, разнообразии форм и методов проведения работы, в том числе с привлечением родителей.Контроль деятельности Школ здоровья показал, что  во всех учреждениях сложилась многокомпонентная модель реализации здоровьесберегающих  технологий, основными составляющими которой  стали совершенствование содержания образования через увеличение объема знаний о здоровом образе жизни на уроках и во внеурочное время, в том числе через дополнительное образование, формирование установок на здоровый образ жизни и безопасное поведение, усиление воспитывающей функции обучения; систематические мониторинги уровня заболеваемости, динамики состояния здоровья учащихся, социометрические и психологические исследования (с фиксацией результатов в Паспорте здоровья школьника) как основа для выстраивания учебно-воспитательной работы, вовлечение родителей, общественности в  совместную работу по сохранению здоровья учащихся, повышение компетентности педагогического персонала в вопросах  охраны здоровья школьников. Медицинский компонент представлен в ОУ №№ 682, 149, 668,1159.Школы здоровья накопили опыт системной работы по сохранению здоровья учащихся. Этот опыт был представлен мастер-классами  школы №149 на V Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России», проходившем с 16 по 19 сентября 2009 года в ЦВЗ «Манеж».  В  городском этапе всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья» свой опыт представили  школы №№682,  425, ЦО №1409 (первое место – ЦО №1409).В рамках месячника здоровья в апреле 2010 года  Школы здоровья организовали и провели окружные мероприятия: Школа здоровья №682 (спортивный праздник  «Здоровье в движении»), Школа здоровья №149 (окружной открытый урок для школьников района Сокол  «Вода  и здоровье города»), Школа здоровья №668 (театрализованный урок для дошкольников и младших школьников района Дмитровский по основам ЗОЖ «Правильное питание – здоровое питание»),  «Школа здоровья»  №1159 (семинар для педагогов школ округа  «Сохранение и укрепление нравственного и физического здоровья детей как приоритетное направление деятельности школы»),   Школа здоровья  №1029  (открытый урок для учащихся   начальных классов района Восточное Дегунино    «Растем здоровыми»). Тиражирование опыта здоровьесберегающих технологий и повышение мотивации педагогических коллективов в реализации здоровьесберегающих технологий создало базу для увеличения в 2010-2011 учебном году школ с Центрами содействия  сохранению здоровью обучающихся.Обеспечен рост количества детей,  охваченных активными  формами и методами воспитательной работы по профилактике ПАВ  (92%). В  связи с экономическими особенностями года  не реализованы программы переоснащения медицинских кабинетов общеобразовательных школ, обновления компьютерной базы, лицензирования медицинских услуг (перепланировка и ремонт дошкольных учреждений).Сегодня много говорится о повышении эффективности работы и ответственности медиков, но добиться коренного улучшения здоровья детей невозможно без заинтересованности и активной позиции семьи.    Повышение активности и ответственности родителей в вопросах, касающихся здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни – одна из важных задач нашего общества и медицинских работников. Изменения в обществе, сознании людей требуют новых форм этой работы. Старые методы санпросветработы уже не годятся, нужны проведение различных акций, реклама, видеофильмы, печатные издания, листовки, плакаты, размещение информации на тетрадях, дневниках.    Это должна быть комплексная просветительская программа непрерывного действия, дифференцированная по различным социальным и психолого-возрастным группам населения, представляющая собой единое информационное пространство, доступное для всех без исключения категорий населения. Такой опыт в Северном округе уже есть: при финансовой поддержке префектуры второй год к началу учебного года выпускается Дневник учащегося Северного округа, в котором, наряду с учебной информацией, размещены в доступной для детей форме советы по здоровому образу жизни. Мы выпускаем закладки, листовки для детей с использованием образа известных спортсменов (жителей округа) и советами по физическому воспитанию.

Информация к сведению В Центре образования «Школа здоровья» №1317 состоялось заседание Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генсовета ВПП «Единая Россия». Участники заседания под председательством академика Виктора Садовничего рассмотрели проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в учреждениях общего образования. Свое мнение высказали председатель Комитета ГД РФ по образованию Григорий Балыхин, его заместитель Ирина Роднина, заместитель председателя Комитета ГД РФ по делам молодежи Алина Кабаева, первый заместитель руководителя Департамента образования президент Федерации фитнес-аэробики России Ольга Слуцкер, директор Департамента воспитания Минобрнауки РФ Алина Левитская, ректор МГПУ Виктор Матросов, председатель ВПС Валентина Иванова, директор ЦО № 1317 Константин Петров и другие. Итогом обсуждения стали предложения по повышению качества медицинского обеспечения, физического воспитания и здорового питания в российских школах.

Л.Ивахина, заместитель начальника Управления здравоохранения САО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте