search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Школа, где одаренность каждого развивается в процессе творчества

Когда в Москву приезжают гости из разных регионов России и зарубежные делегации, их обязательно приглашают в Центр образования №1409. Сначала гости знакомятся со зданием школы, выстроенной по индивидуальному проекту, и сразу видно, как они потрясены интерьерами и оборудованием. Но потом удивление и восхищение становятся необычайно большими, ведь в этой школе уже создана модель воспитания не просто детей, а детей одаренных. О ней рассказывает заместитель директора ЦО №1409 по работе с одаренными детьми кандидат педагогических наук Наталья ДУТКО.

Корень слова «одаренность» – «дар». Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не выучено», а то, что ему «даровано». По определению К.Платонова, одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в творческой деятельности.

Сегодня одной из первоочередных задач по достижению стратегической цели в области образования становится создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, разработка модели научно-методического сопровождения одаренных детей, создание системы мониторинга. Это стало актуальной задачей нашего Центра образования №1409.

Мы создали Центр по работе с одаренными детьми «Просветитель», которым руководит доктор педагогических наук профессор МПГУ И.Подругина. Дело этого центра – выявление и поддержка наиболее способных учеников центра образования №1409; обеспечение школьникам возможности приобретать углубленные знания в области гуманитарных, естественных, технических, математических и других наук в условиях современных меняющихся требований к будущим специалистам этих профилей; совершенствование методического обеспечения, разработка, апробирование и использование в учебном процессе новых перспективных обучающих методов и технологий. В соответствии с поставленными целями центр «Просветитель» реализует дополнительные образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами; организует работу зимних и летних профильных школ для наиболее одаренных детей; проводит конкурсы, викторины, турниры, олимпиады для выявления юных дарований; разрабатывает программы и методические материалы, используемые в преподавании школьных дисциплин; организует циклы лекций, практических и лабораторных занятий, семинаров для учащихся и учителей ЦО №1409; проводит специальную подготовку команд для участия в окружных, всероссийских и международных предметных олимпиадах. В центре созданы девять структурных комплексов:

– Научное общество обучающихся и педагогов «Карамзинисты»;

– Учебно-профориентационный комплекс «Абитуриент»;

– Балканский культурно-образовательный центр;

– Итальянский культурно-образовательный центр;

– Усадебно-музейный комплекс «Открытие»;

– Театрально-просветительский комплекс «Сопричастность»;

– Информационно-издательский комплекс «Эрудит»;

– Координационно-аналитический центр;

– Экспертно-оценочный центр.

Основное внимание уделяется формированию исследовательских компетенций учащихся, повышению образовательного потенциала педагогов и школьников за счет включения учеников и учителей в опытно-экспериментальную, самообразовательную деятельность, углубления сотрудничества школы с вузами.

Координационно-аналитический центр обеспечивает взаимодействие всех методических структур Центра образования по работе с одаренными детьми для дальнейшей дифференциации и адресности распределения информационных потоков, создает управленческие и информационные банки качественных образовательных технологий; структурирует разрозненный опыт работы с одаренными детьми в классно-урочной и внеклассной деятельности в одну работающую систему, разрабатывает целенаправленные программы дифференцированного обучения, содержательного сопровождения развития одаренной личности, управляющую систему по координации усилий всех структурных подразделений, работающих с одаренными детьми, обеспечивает сопровождение одаренных детей выдающимися личностями науки, искусства, культуры и других творческих союзов.

Во главе координационно-аналитического центра – научные руководители городских и окружных экспериментальных площадок: доктор психологических наук, член-корреспондент РАО В.Слободчиков, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией профессионального развития субъектов образования ИРДО РАО В.Рябцев; кандидат педагогических наук, проректор по инновационной деятельности МГПИ В.Новичков.

Структура Научного общества учителей и учащихся включает в себя Малые академии наук по филологии, математике, физике, химии, биологии. Каждая МАН прикреплена к профильному факультету вуза, что позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Очевидно, что такой механизм – гибкая система дифференцированного обучения, которая составляет индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика, способствует более тщательной подготовке к олимпиадам и конференциям различного уровня, а также стала моделью внутришкольной профилизации обучения.

Внутри МАН создаются творческие группы педагогов и учащихся, объединенные в клубы по различным областям знаний: клуб изящной словесности, клуб филателистов, клуб любителей химии, физики, литературы, географии и другие. Клубы трех видов: это индивидуально выбранное творческое объединение в соответствии с личными интересами учащихся; коллективно выбранная целевая комплексная программа, по которой работает весь класс, или тематически выбранная программа, по которой работает разновозрастная группа. Во главе каждого клуба стоит руководитель (учитель), консультант (представитель творческого союза) и координатор (ученик) из научно-проектного комитета школьной ученической думы. Например, клуб изящной словесности консультирует главный редактор журнала «Русский колокол» М.Замшев, а клуб любителей музыки – композитор Алексей Карелин, ребята под их руководством выполняют научно-исследовательские проекты, издают журналы и газеты, участвуют в работе лекториев по темам проектов, по тем или иным вопросам культуры.

Экспертно-оценочный центр представлен фестивалем творческих инициатив «Леонардо», который ежегодно демонстрирует интеллектуальные и творческие достижения учителей, учащихся и родителей. Фестиваль представлен следующими направлениями:

– «Человек и география»;

– «Человек и история»;

– «Человек и культура»;

– «Человек и страны мира»;

– «Человек и математика»;

– «Человек и физика»;

– «Человек и языкознание».

Такое разделение ставит в центр внимания человека как исследователя и творца, преодолевающего препятствия ради открытия новых горизонтов, новых перспектив, непривычных точек зрения, которые помогут всем нам приблизиться к осознанию многообразия жизни во всех ее формах и сферах, воспитать в себе толерантность и уважение к другому. Нам интересны его взаимоотношения с окружающим миром и с себе подобными. Именно поэтому символом фестиваля стала фигура Леонардо да Винчи – универсального человека, яркой творческой личности, творившей на благо всего человечества. По условиям фестиваля, представляемый проект должен выходить за рамки одной культуры, сопоставлять явления разных культур и быть ориентированным на общечеловеческие культурные ценности. Мы считаем, что проект должен строиться на основе интегративного принципа, объединяющего методы и инструменты различных наук, одна из которых становится ведущей (например, таких, как музыка и география: авторам проекта нужно исследовать влияние географических особенностей страны – климата, ландшафта и так далее – на народную музыку или творчество композитора той или иной страны). Все работы должны сочетать в себе аналитический и синтетический подходы. Одним из результатов проекта должен стать продукт творчества участников (например, для работы в рамках направления «Человек и искусство», использующей театральные элементы, помимо аналитического исследования необходимым условием будет подготовка собственного арт-проекта на основе проведенной исследовательской деятельности).

Рожденные в процессе фестиваля проектные работы в дальнейшем проходят апробацию на окружных, городских и всероссийских конкурсах проектно-исследовательских работ и научных конференциях. Например, работы учеников 9-го класса «А» Юрия Мананникова «Экология Москвы» и Никиты Лебедева «Экология Подмосковья» были представлены на 14-й Российской научной школе-семинаре «Академия юных» по программе «Шаг в будущее», где Юрий занял 2-е место в олимпиаде по экологии и был выдвинут экспертным советом МГТУ имени Н.Э.Баумана на присуждение Премии Президента Российской Федерации, а Никита занял 3-е место. Безусловно, фестиваль «Леонардо» способствует интеллектуальному и творческому развитию учащихся ЦО №1409. В этом учебном году на Московскую открытую конференцию школьников в МГТУ имени Н.Э.Баумана было направлено 7 научно-исследовательских проектов учащихся 9-11-х классов, все 7 были допущены к публичной защите по различным секциям, хотя из нашего округа было выбрано всего 20 проектов из 55 представленных. Интересен и опыт подготовки собственных арт-проектов в виде поэтических произведений. Ученица 9-го класса «А» Диана Кагермазова написала целую главу к «Евгению Онегину» по теме «Судьба героев за страницами романа».

По результатам II Всероссийского литературно-художественного конкурса «Очарованный странник» ученица 6-го класса «А» Юлия Дутко, ученица 11-го класса «А» Анастасия Пирогова, ученица 10-го класса «А» Кристина Малютина стали лауреатами конкурса, заняв первые места в трех номинациях. Юлия со своим стихотворением «Моя семья», посвященным Году семьи, вошла в фонд «Новые имена России».

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России также одаренные взрослые – педагоги.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте