Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Школа – это маленькое государство, которое будет процветать, если каждый его житель научится нести ответственность за общее дело

УГ - Москва, №45 от 9 ноября 2010. Читать номер
Автор:

​Класс – это семья, и, как во всякой семье, все стороны должны научиться уважать права друг друга. Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, который станет орудием воспитания ребенка и создания для него ситуации успеха.

Самоуправление – современная форма работы по становлению ученического коллектива, позволяющая детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты. Но постоянно возникает вопрос: нужно ли самоуправление в классе, нужно ли оно здесь и сейчас?Конечно, развитие классного самоуправления дело сложное, требующее работы в течение долгого времени, но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, это способ сплочения учеников в дружный и крепкий коллектив.Классное самоуправление – это серьезно. Школьное братство может иметь все атрибуты – свои устав, эмблему, песню, законы, заповеди, правила. Например: «Вместе мы сила», «Каждый день – это маленькая жизнь», «Нас классная семья недаром породнила, мы школьные друзья, и в этом наша сила».Сегодня в разных школах и разных классах есть много эмблем, разработанных учениками.Задачи самоуправления: планирование свободного времени класса, организация культурных и спортивных мероприятий, трудовое воспитание, шефская помощь, помощь отстающим ученикам, помощь учителю в проверке дневников, классная пресса, обеспечение правопорядка в классе и школе и многое другое.Доктор педагогических наук В.Бочкарев сформулировал принципы школьного самоуправления в своем труде «Ученическое самоуправление в школе», эти принципы можно применить и к отдельному классу:    Принцип равноправия – все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации.    Принцип выборности – в соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов.    Принцип обновляемости и преемственности – этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, в то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления.    Принцип открытости и гласности – вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации.    Принцип демократии – предполагает вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса.    Принцип законности – необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам.    Принцип представительства – классные коллективы должны иметь своих представителей в школьных органах самоуправления.    Принцип целесообразности – деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов.    Принцип гуманности – органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности и наказания должны быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка.    Принцип коллегиальности и персональности – коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения.    Принцип совета и согласия – перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления.    Принцип свободы и самодеятельности означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность.    Принцип критики и самокритики – свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей.    Принцип распределения полномочий – четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного самоуправления.    Принцип отчетности – все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.В структуре органов самоуправления в классе главным органом может быть содружество «ученик – учитель – родитель», члены которого должны разносторонне взаимодействовать между собой, например, на родительском собрании, собрании учащихся, на классном часе, выездных мероприятиях, одновременно все вместе могут общаться на собрании содружества.Что может входить в компонент «ученик»?Ученический совет класса. В него поочередно избираются представители классного коллектива, которые возглавляют направления работы:- участие в обсуждении и составлении плана;- назначение ответственных за конкретные дела;- организация участия класса в КТД;- заслушивание отчетов о работе ответственных по направлениям.Лидер – заместитель классного руководителя – курирует организацию работы всех секторов самоуправления, помогает учителям-предметникам, работающим в классе, в обеспечении учебного процесса. Именоваться он может по-разному – староста, президент, командир, бригадир, даже мэр, а в некоторых школах применяют весьма экзотические названия, например «ригель» (этим словом обозначают железобетонную опорную балку перекрытия или выступающий участок дна, склона ледниковой долины).Учебный сектор – опора лидера и классного руководителя, так как он помогает в проверке дневников; организует работу по развитию познавательных интересов; формирует команды к участию в викторинах и конкурсах интеллектуальных марафонах; ведет дисциплинарный дневник, учет посещаемости; организует оказание помощи отстающим в учебе.Трудовой сектор занимается организацией дежурства по школе и по классу, организацией уборок территории и проведения генеральных уборок в классе, обеспечивает участие одноклассников в трудовых акциях, ведет работу по оформлению кабинета, озеленению, поддержанию мебели в хорошем состоянии.Спортивный сектор – организатор спортивно-оздоровительной работы, он отвечает за участие в спортивных мероприятиях класса и школы, за формирование команды к спортивным турнирам, эстафетам, а главное – всеми своими действиями пропагандирует здоровый образ жизни!Культмассовый сектор – это массовики-затейники, организаторы классных огоньков, общешкольных и внутриклассных праздников. Посещение театров, музеев и проведение экскурсий – это тоже их сфера деятельности.Пресс-центр (редколлегия, или PR-команда) готовит оформление к праздникам и вечерам в классе; участвует в конкурсах газет, листовок к различным знаменательным датам и акциям; помогает в создании костюмов; ведет классный альбом или портфолио класса и всячески рекламирует свой коллектив.Ответственный за питание – нужная должность в ученическом коллективе. Кроме контроля за сервировкой и уборкой в столовой, он следит за распределением порций отсутствующих детей, имеющих право питаться, между учениками из резерва класса, тем самым выполняя важную социальную функцию. Это вполне применимо в школах, учащиеся которых питаются по льготной системе.Представитель класса в школьном комитете самоуправления. В его обязанности входит посещение сборов общешкольного комитета самоуправления, он должен быть связующим звеном между ним и классом, который, конечно же, хочет быть в курсе всех событий школьной жизни.Если в классе присутствуют хотя бы две трети из представленной здесь структуры ученического самоуправления, это уже хорошо. Если есть все, то не стоит останавливаться на достигнутом! Ведь можно придумать новые интересные и важные должности.Главное в работе классного руководителя – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности и подсказывая при необходимости. Но все ребята очень разные, есть такие, которые ни к чему не имеют стремления, есть робкие и отважные, есть ленивые и очень старательные, есть дети, разум которых невозможно разжечь никакими сильными впечатлениями, а есть такие, которые все схватывают с полуслова или намека. Цель самоуправления – в течение школьной жизни задействовать в управлении классом всех!Работа с классом должна строиться по принципу «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!». Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Важно, чтобы дети говорили: «Это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали!»Педагогу необходимо составить карту лидерских качеств, успехов и умений каждого ребенка и умело вводить его в деятельность. Ведь для каждого ученика важно, чтобы его статус в классе постоянно менялся, возвышаясь, а самоуправление может создать соответствующие условия для этого роста.Самоуправление – актуальная форма взаимодействия и образовательного процесса, и учеников, и учителей, и родителей, направленная на развитие нужных коммуникативных компетенций у детей, а также на сплочение коллектива. Самоуправление – это то, что нужно здесь и сейчас!Е.ТАРАСОВА, учитель биологии школы №619, классный руководитель 6-го «А» класса


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту