То, насколько свободно руководитель оперирует цифрами и фактами, выдает его компетентность и владение информацией и ситуацией. Говоря с нами о муниципальной системе образования, глава Копейского городского округа Михаил КОНАРЕВ ни разу не заглянул ни в какую «шпаргалку». Видно, что для него эти сведения – не сухая основа для докладов, а претворенные в жизнь или только задуманные дела, за которыми стоят новые и отремонтированные школы, награжденные учителя, устроенные в детский сад малыши. Об этом мы и побеседовали с Михаилом Петровичем.
– Михаил Петрович, каким образом географические и исторические особенности влияют на образовательную политику округа?
– Наша первая особенность состоит в том, что в Копейский городской округ кроме центра входят еще семь поселков и село Калачево. Поэтому, конечно, мы имеем дело в том числе с небольшими школами в 100-150 человек. Но мы не закрыли ни одной поселковой школы: я убежден, что школа – душа поселка и с ее закрытием он просто зачахнет. По мере необходимости мы подвозим поселковых ребят в центр – например, на уроки физкультуры в городской бассейн.
Хотя лично я против централизации образования, потому что сам родился и вырос, как у нас говорят, «на поселке» и знаю, что мы сразу потеряем влияние на этих ребят. Поэтому мы открываем детские учреждения на местах: к примеру, в селе Калачево мы создаем школу по стендовой стрельбе, где ребят будет тренировать трижды чемпионка мира Елена Ткач со своим тренером. Или возьмите центр эстетического воспитания «Радуга» в поселке Горняк: его уровень сопоставим с уровнем Копейской школы искусств, и результаты ребята показывают не хуже, существенное отличие лишь в том, что в поселковом центре не выдают диплома об окончании.
Ну а вторая наша особенность продиктована историей: система образования округа до 1990-х годов была настроена на угольную отрасль, поскольку Копейск был шахтерской территорией (поселки, вошедшие в наш округ, строились вокруг шахт).
В советские годы на нашей территории действовало более 40 шахт. Сегодня осталось только две, что связано с экономическим кризисом 1990-х годов и реструктуризацией угольной промышленности. Всю инфраструктуру шахтерских поселков – больницы, школы, детские сады, дворцы культуры – в 90-е годы угольщики «сбросили» на наши плечи. Что касается учреждений начального и среднего профессионального образования, то их пришлось перепрофилировать, хоть это и было трудно: надо было переучивать преподавателей, менять учебную базу. Так, Копейский горный техникум был преобразован в Горно-экономический колледж. Он по-прежнему готовит горных электромехаников, разработчиков, обогатителей, но, кроме этого, еще специалистов для метростроя, для «Южуралзолота» и для нашего основного предприятия – Копейского машиностроительного завода.
– Какие на сегодняшний день самые востребованные профессии в округе и какие механизмы вы используете, чтобы подготовить нужных специалистов?
– Сейчас нам очень нужны станочники, сварщики, строители. По первым двум профилям мы готовим специалистов в профессиональном училище №11 (директор – народный учитель А.С. Жимоедов), на базе которого по инициативе губернатора создан ресурсный центр с современным оборудованием. В будущем планируем готовить в училище и строителей.
Наши учебные заведения успешно ориентируются на рынке труда благодаря Центру занятости и общественному координационному совету по предпринимательству при администрации округа, который изучает потребности рынка. Потом по результатам мониторинга идет работа с предприятиями, школами и училищами. В частности, мы проводим дни открытых дверей на предприятиях города, чтобы ребята могли своими глазами увидеть место возможной работы. Хорошо поставлена и профориентационная работа муниципального межшкольного учебного комбината (МУКа). Там, в частности, ребята знакомятся с основами профессий, которые тоже очень нужны округу, – воспитателей дошкольных учреждений и медицинских работников.
– Есть у вас свои секреты, как убедить выпускников школ остаться работать в родном городе?
– Я считаю, очень важно, чтобы ребята видели внимание со стороны власти, чтобы они почувствовали свою значимость и необходимость для города. Этому, как нам кажется, способствует, например, Последний звонок, который мы проводим на уровне округа вот уже лет семь-восемь. Это красочный, объединяющий весь округ праздник – мы привозим автобусами из поселковых школ Копейска всех выпускников этого года и собираем на главной площади города. Прибавьте к этому родителей, учителей – ощущение, что пол-округа собирается. Получается где-то 800 человек. Представляете, какой дополнительный вес приобретают награды, которые мы вручаем старшеклассникам! Ребята получают стипендии главы Копейского округа – это не только отличники, но и отличившиеся в общественной жизни с 9-го по 11-й класс, а также победители олимпиад, спортивных соревнований. Я как глава округа сам обязательно говорю им напутствие, на память мы дарим им календари с фотографиями Копейска и подписью главы округа.
Ну и потом, ребятам есть куда пойти работать – благо в Копейском округе много промышленных и иных предприятий. Да и средняя зарплата по округу немаленькая – 12 тысяч рублей.
– Тогда сразу больной вопрос: а какова зарплата педагогов в округе? Действует ли система поощрений для учителей?
– Благодаря соглашению с Профсоюзом работников образования руководители школ и дошкольных учреждений сейчас получают 100% доплаты к окладу за высшую категорию (начинали мы с 25%). 60% надбавки получают руководители образовательных учреждений с первой квалификационной категорией. Кроме того, администрацией города совместно с управлением образования округа разработана обширная система поощрения успешной деятельности педагогов: учреждены 5 премий главы Копейского округа по 10 тысяч рублей и 3 премии Городского собрания депутатов по 10 тысяч рублей. Эти премии ежегодно получают лучшие учителя, участвующие в инновационных проектах, подготовившие победителей олимпиад разных уровней, показавшие отличные результаты по ЕГЭ, призеры конкурса «Учитель года» и т.д.
Также учителя, подготовившие победителей и призеров олимпиад, получают доплату к окладу, в зависимости от уровня соревнования. Есть еще почетные грамоты главы округа и Городского собрания (к ним прилагаются по 3 тысячи рублей). Премируем мы также победителей городского смотра методической работы. И особняком стоит премия «Человек года», в номинацию которой регулярно попадают учителя (5 тысяч рублей).
Это все, не считая 6 получателей грантов Президента РФ и 6 – грантов губернатора области. Их наши учителя получают третий год, общее количество премий уже 36. Также гранта губернатора удостоены 3 работника дошкольных учреждений. В результате обширной системы доплат мы пришли к тому, что у нас средняя зарплата школьного учителя – примерно 11 тысяч рублей (для сравнения: воспитатели детских садов, увы, получают гораздо меньше – 5 тысяч рублей). То есть зарплата успешного и активного учителя сейчас практически сравнялась со среднегородской зарплатой.
– А подъемные для привлечения молодых педагогов в округе есть?
– Пока только губернаторская субсидия в 10 тысяч рублей. Но спасибо «Учительской газете» за идею – мы введем и свои муниципальные подъемные. Тоже в размере 10 тысяч рублей.
– Какие еще задачи в образовании округа ждут первоочередного решения?
– Это, скорее, социальные задачи, однако без них система образования не может эффективно работать, – это обеспечение педагогов жильем и введение новых детских садов, которых не хватает.
Если взять квартирный вопрос, то сейчас формируется программа «Кадры» на ближайшие два-три года. В ней мы определимся, сколько жилья нужно для бюджетников. В основном мы пока вынуждены решать квартирный вопрос через муниципальную программу реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье». Безвозмездными субсидиями на приобретение жилья для работников бюджетных учреждений в прошлом году воспользовались 14 учителей. В этом году планируем дать бюджетникам 21 квартиру, учителей из них будет, наверное, около половины. К сожалению, ипотека мало кому из учителей доступна. Поэтому мы ставим вопросы по снижению процентной ставки по ипотеке и снижению порога заработной платы, позволяющего получить кредит. Считаю, что гарантом учителя должна выступать не зарплата, а муниципалитет. Я входил в рабочую группу по подготовке этих предложений в Законодательном собрании области. Эти предложения, насколько я знаю, пошли в российское правительство.
Но есть и другой, более эффективный, хотя и подзабытый способ решения проблемы – предоставление служебного жилья. В сентябре этого года мы впервые – как только бюджет нам позволит – выделим служебное жилье для учителей, врачей, муниципальных служащих. В этом году учителя получат три-четыре служебные квартиры, потом, надеемся, мы сможем предоставить больше. И это будет не просто наемное жилье, а по сути вариант льготного приобретения в собственность: мы будем заключать с учителями договор, по которому они по прошествии 5 лет имеют право получить субсидию (сейчас в 30%, потом планируем ее поднять) и выкупить квартиру в рассрочку.
Что касается детских садов, то их нехватка очевидна. Сегодня у нас 913 детей стоят в очереди. Для решения этой проблемы мы разработали программу по строительству новых садиков, возврату и реконструкции старых зданий. Так, в прошлом году мы вернули и реконструировали один детсад, в этом – еще три. В августе мы открыли один садик, строим еще один на 220 мест. В течение ближайших трех лет мы планируем открыть еще 5-6 дошкольных учреждений, что должно решить проблему.
– Есть ли у вас педагогическое лобби во власти и какую часть своих доходов округ тратит на образование?
– Судите сами: из 25 членов Городского собрания депутатов трое – директора школ. Конечно, они всегда выступают за «своих» – в том числе в вопросе распределения жилья – и мы по возможности их поддерживаем. Прислушиваемся мы и к управлению образования, работаем в тесной связке с ним.
Бюджет у нас увеличивается, и мы можем направлять больше средств в систему образования. В этом году превышение доходов над расходами составило около 170 миллионов рублей, 43 миллиона из них мы выделили на ремонт, противопожарное оснащение и новое оборудование для школ.
Комментарии