search
main
0

Школа должна стать адвокатом

​Вот и начался новый учебный год. Для кого-то этот год связан с волнениями первых школьных дней, для кого-то – с заботами о подготовке к школе. Образовательные учреждения (детские сады, школы), в которых ребенок порой проводит большую часть своего времени, оказывают огромное влияние на процесс формирования его личности. И от того, как будет складываться диалог между участниками воспитательного процесса, насколько грамотно и тактично подойдут они к выбору путей сотрудничества, зависят уровень развития и психическое здоровье каждого конкретного ребенка.

К сожалению, в последние годы прослеживается негативная тенденция сверхраннего обучения. Усилия родителей, педагогов, воспитателей сводятся в основном к ускорению темпов интеллектуального развития ребенка. Всем известный «джентльменский» набор для маленького ребенка: утром – в детский сад, во второй половине дня – полный ассортимент «обучалок»: и английский язык, и дошкольная гимназия, и спортивная секция, не забудут заботливые родители про музыкальную школу и изостудию. Конечно, неплохо такое проявление родительской заботы, но за этим напрочь забываются желания и потребности ребенка, игнорируются его возможности, а порой подрывается и здоровье. Это весьма негативно влияет на творческое, образное мышление, а зачастую и физическое развитие ребенка. Дошкольный возраст рассматривается как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка «дозревает» до того уровня, который позволит ему органично перейти к систематическому школьному обучению. Попытки обесценить дошкольный этап, а иногда стремление даже перескочить через него посредством раннего обучения могут обернуться ущербностью и односторонностью психического и личностного развития ребенка. «Чем сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра? Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, занимает ребенка сегодня. Ради завтра, которое ребенок не понимает и не испытывает потребности понять, расхищаются годы и годы жизни…» (Я.Корчак)Не пройдя определенные этапы развития, не наигравшись вдоволь, не умея строить отношения в сложном для него мире, ребенок подходит к началу школьного обучения, не достигнув того уровня психологической зрелости, который позволит ему быстро и безболезненно адаптироваться к достаточно жестким школьным требованиям. Поэтому проблема готовности ребенка к школьному обучению лежит прежде всего в области психологии и подразумевает не только интеллектуальную готовность, то есть умение писать, считать, читать, а также определенный уровень развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности поведения, развития общей и мелкой моторики.Максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка-дошкольника достигается лишь в том случае, если применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста. Не правы те родители, которые посредством специальных развивающих занятий хотят решить все проблемы ребенка. Смысл развивающих занятий в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, то есть те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенком в будущем собственно учебной программы.Но для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться с взрослыми и сверстниками, играть в разнообразные игры, слушать чтение книг, проводить время в семейном кругу, познавая мир с помощью родителей. Количество слов живого языка, обращенных к ребенку (не стоит путать это с беспорядочным просмотром телепередач, «общением» с компьютером, вовлечение во взрослые разговоры), имеет жизненно важное значение для развития базовых лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков и умений ребенка. Как часто психологи, воспитатели, педагоги взывают к родителям: говорите со своими детьми, отвечайте на их постоянные, порой смешные и нелогичные, с точки зрения взрослых людей, вопросы, слушайте их маленькие и порой несвязные рассказы. И со временем это общение становится познавательным и интересным не только для юных почемучек, но и для их умудренных жизненным опытом родителей.В настоящее время многие педагоги совместно с психологами выступают против сверхраннего обучения, аргументируя это тем, что сокращение дошкольного детства на целый год может нарушить сложившийся процесс развития детей и не принести пользы. Однако не всегда получается донести это до родителей, которые, руководствуясь собственными желаниями, стремятся отдать ребенка в школу как можно раньше и по самой сложной и модной образовательной программе.Отсутствие четких требований к уровню подготовки детей, наличие разнообразных программ обучения, многообразие лицеев и гимназий, работающих по собственным программам, чрезмерная инициатива и активность родителей, стремящихся удовлетворить свои собственные амбиции, сделали из поступления в школу ребенка серьезную проблему. Необходимо помнить, что возраст ребенка – один из худших показателей, на основании которого можно принимать решение вопроса о начале его учебы в школе. Решение должны принимать с учетом специфических факторов неврологического, социального, психологического и педиатрического характера. Также следует учитывать, что мальчики по сравнению с девочками чаще отстают в развитии в среднем на полгода, поэтому особенно важно выяснить их готовность к школьному обучению. Но многие родители не готовы грамотно и объективно оценить реальные возможности своих детей, «…желание всех отцов: видеть осуществленным в сыновьях то, что не удалось им самим, как бы прожить вторую жизнь, обязательно использовав в ней опыт первой» (И.В.Гете).Как показали проводившиеся в школах комплексные исследования, у первоклассника, попавшего в формализованную систему обучения, при которой не учитываются его возрастные особенности, снижается вес, уменьшается количество гемоглобина в крови, появляются головные боли, учащаются случаи простудных заболеваний.Поэтому в последнее время так остро встал вопрос о школьной дезадаптации. По данным разных авторов, затруднения в адаптационный период испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем есть тенденция к дальнейшему росту их количества. Трудности, которые могут возникать у ребенка в период начального обучения, связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. Это прежде всего несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей; во-вторых, несоответствие этим особенностям темпа учебной работы в гетерогенном классе. В-третьих, экстенсивный характер учебных нагрузок, а также преобладание отрицательной оценочной стимуляции и возникающие на этой основе «смысловые барьеры» в отношениях ребенка с педагогами. Наконец, конфликтный характер отношений в семье, формирующийся на основе учебных неуспехов ребенка.К сожалению, нередкость, когда, попадая в первый класс, читающий, считающий и пишущий ребенок вдруг оказывается в числе отстающих, вступает в конфликт с учителем, перестает подчиняться требованиям родителей. Как правило, в таких ситуациях начинается поиск виноватого, но ни один из участников процесса не желает признать допущенных ошибок. Семья чувствует ответственность за развитие ребенка, но не за ошибки, совершенные им. Все желательное – результат воспитания родителей, все нежелательное – вопреки ему, из-за дурного влияния друзей, улицы, школы, средств массовой информации. Учителя тоже пытаются найти причины во внешней среде, ссылаясь на модную сегодня теорию социально-педагогической запущенности, нарушения семейного стиля воспитания, отклонения в психическом развитии ребенка. Разорвать порочный круг можно, лишь изменив установки и оценки родителей и учителей. Только их активный диалог, сотрудничество и понимание индивидуальных особенностей каждого ребенка приведут к положительному результату, облегчат и без того непростую адаптацию к школе.И учителя, и родители часто забывают о том, что отметка в начальной школе не просто оценка результатов учебной работы детей. По сути, это оценка личности в целом, она определяет социальный статус ребенка. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Учеба, взаимодействие с учителем – основная деятельность младшего школьника, если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Это может вызвать удивление, но младшие школьники (в отличие от подростков) осознают всю важность и необходимость для человека таких качеств, как ум и знания. В начальной школе самыми популярными и предпочитаемыми в среде сверстников называются хорошо успевающие дети, знания которых высоко оцениваются учителями. У неуспевающих учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. Но, к сожалению, не всегда оценка со стороны учителя справедлива и объективна. Педагоги, склонные к авторитарному стилю, сильно недооценивают развитие у учащихся таких качеств, как коллективизм, инициативность, самостоятельность, требовательность к другим.Нередко встречаются случаи, когда учителя под впечатлением хороших успехов учащегося переоценивают и другие его достоинства («он не может поступить плохо, ведь он такой хороший ученик!»). Педагог с таким представлением, естественно, воспринимает ученика только через оценку: хорошо успевает – он его ценит высоко, относится к нему соответствующим образом, слабо успевает – он воспринимает его как обузу в классе, не делая какую-либо поправку на причины его отставания и не замечая имеющихся у него достоинств. По данным некоторых психологов, «эффект ореола» встречается примерно у 72% педагогов.Среди педагогов распространена и тенденция к инертности первого впечатления – сохранению однажды сложившегося представления об ученике. Положительная или отрицательная оценка того или иного ученика может «затвердеть» и во многом определять отношение педагога к нему. Дети обычно замечают эту инертность и невольно снижают свою активность. Приведу примеры признаков, по которым согласно данным исследования можно опознать наличие негативной установки учителя, то есть бессознательно плохое отношение к ученику:- он дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем «хорошему», не дает ему подумать;- если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ;- он либеральничает, оценивая положительно неверный ответ;- в то же время он чаще ругает «плохого» ученика за неверный ответ;- соответственно реже хвалит за правильный;- стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не замечая поднятой руки;- реже улыбается, меньше смотрит в глаза «плохому», чем «хорошему»;- реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.Однако первоначально дети, особенно с адекватной самооценкой, не соглашаются с позицией отстающего. Но позднее они не выдерживают неравную борьбу (особенно без поддержки родителей), и их потребность приобрести более высокий статус снижается. Количество учеников, считающих себя более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в 3 раза от первого к четвертому классу. Именно в таких ситуациях на первое место выходит позиция родителей. Нельзя отрицать, что отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. Для ребенка становится важным то, на что обращают внимание родители. Их может заботить прежде всего престиж (а кто написал лучше или хуже тебя?), вопросы послушания (как ты сегодня себя вел на уроке?), быта (не дует ли из окон, хорошо ли вас кормили?). А иногда родителей вообще мало что волнует: школьная жизнь или не обсуждается, или обсуждается формально. Порой родители настолько неуверены в своих силах, что считают лучшим переложить ответственность на школу, безоговорочно принимая на веру все претензии к своему ребенку педагогов. Вмешиваются только за тем, чтобы наказать провинившегося, или не вмешиваются вовсе. Они вроде исполнены самых добрых побуждений, но почему-то руки добра скрещены на груди, вытянуты в указующе-повелительном жесте или сжаты в кулаки чаще, чем раскрыты для объятий. В этих случаях достаточно сложно прийти к конструктивному диалогу не только с учителем, но и с собственным ребенком. Как разрешить противоречия так, чтобы выиграли все?Нужно научиться находить альтернативы, ведь не случайно мы живем в мире постоянных компромиссов и переговоров. Нахождение альтернативы означает возможность разрешения конфликта между родителями и детьми, между педагогами и родителями, между детьми и педагогами так, чтобы каждый почувствовал себя лучше и понял суть противоречия.Грамотно выстроенные отношения приносят реальную пользу всем участникам процесса. Кто, как не родители, знает все тонкости характера ребенка, его сильные и слабые стороны, его задатки и способности. Но научиться искренне верить в своего ребенка и поддерживать во всех начинаниях – это для любящих родителей порой очень сложная задача. Для того чтобы этому научиться, родителям часто приходится менять привычный стиль общения и взаимодействия с ребенком. Родители сами должны испытывать уверенность: нельзя поддержать других, пока не научился принимать себя, не достиг самоуважения. Ведь поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности, опираясь на значимых для себя людей.Учителя, так же как и родители, – люди неоднозначные, имеющие свои сильные и слабые стороны, таланты, недостатки, достоинства. Но лучшие учителя много работают над собой, ни на минуту не забывая, что они должны знать и уметь больше своих воспитанников, для того чтобы научить их самостоятельно мыслить.Именно учитель, отличающийся высоким профессиональным мастерством, позволит природным задаткам ребенка перерасти в способности, откроет пусть маленький, но индивидуальный талант каждого ученика. Важнейшая задача педагога – укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью, а также научить их с надеждой смотреть в будущее. Важно уважать каждого ученика, не отказываться даже от тех детей, с которыми трудно. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они «не такие, как все», но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны.Таким образом, основа преемственности в образовательных учреждениях – это активное вовлечение педагогов, воспитателей, родителей в формирование такой системы взаимоотношений, которая наиболее полно раскроет внутренний потенциал ребенка, позволит ему самореализоваться в соответствии с его жизненными целями.Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. К сожалению, в последние годы работа школы с родителями заметно ослабла в силу разных причин, в том числе неблагоприятных внешних обстоятельств, но это не значит, что такая работа уже не нужна школе. Разрушить сложившуюся систему просто, но как все это восстановить? Основная цель и родителей, и педагогов одна – подготовка детей к самостоятельной жизни с использованием полученных знаний и умений. Эта задача должна стать одной из важнейших. Школа будет противовесом обществу, молящемуся на технологии и проповедующему всеобщее потребление. Она должна взращивать терпимость и уважение к другим и помогать детям видеть смысл и ценности жизни. Школа должна стать адвокатом для детей при всем многообразии и сложности их характеров. Возможно, именно возврат родителей в систему школьного обучения поможет решить проблему глобальной разобщенности общества, научит детей работать в команде, брать ответственность на себя и при самых сложных обстоятельствах не отказываться от своих устремлений.Н.МОРОЗОВА, педагог-психолог ЦПМСС «Феникс»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте