search
main
0

Школа – для всех, школа – для каждого

Для многих детей-мигрантов русский язык неродной, поэтому детям достаточно сложно адаптироваться, так как не всегда они могут понять, о чем говорит учитель. В результате, не зная русского языка, ребенок не сможет полноценно усвоить весь программный материал и по другим предметам. Для решения существующей проблемы открылся лингвистический центр на базе школы №1946 в Южном Бутове, где семей мигрантов больше, чем где-либо.

В нашей школе учатся дети  18 национальностей (русские, украинцы, белорусы, азербайджанцы, армяне, татары, евреи, киргизы, таджики, грузины, афганцы, чеченцы, молдаване, латыши, корейцы, кенийцы, кабардинобалкарцы, сербы). При поступлении в школу обязательно анкетирование родителей ребенка, что позволяет судить о степени владения русским языком прежде всего семьи, в которой ребенок пребывает, и его окружения, а также, если хотите, и о степени социальной ответственности.Проблем на сегодняшний день много: как обучить ребенка, который впервые слышит русскую речь и не понимает смысла; как научить его читать и писать; как научить выражать свои мысли. Учителя, работающие с такими детьми, столкнулись еще и с тем, что семьи стали привозить с собой не только детей, которые должны обучаться в начальной школе, но и более взрослых учащихся, которые не владеют даже основами грамматики русского языка, хотя и понимают разговорную речь на бытовом уровне. Естественно, эти дети нуждаются в специальном преподавании русского языка, так как испытывают большие трудности в изучении предметов школьной программы, особенно русского языка. Проблема возникает не только у обучающегося, но и у педагога – как сделать, чтобы ребенок не чувствовал себя изгоем в классе, в конечном итоге успешно сдал ЕГЭ и ГИА. Но наш лингвистический центр вполне способен справиться с проблемными задачами.С самого основания школа работает под девизом «Школа для всех – школа для каждого». Открытие ЛЦ позволяет реализовать этот девиз в полной мере. Наш педагогический коллектив не делит детей ни по национальной принадлежности, ни по социальному статусу, ни по религиозному составу. Учителя школы стараются, чтобы каждый ребенок получил необходимый и достаточный ему объем знаний и смог определиться с жизненным выбором.Учебный год начинается с 1 сентября. Продолжительность обучения в центре составляет один учебный год (34 недели). Каждая группа формируется как группа специального (коррекционного) обучения в соответствии с уровнем владения учащимися русским языком, при этом в возрасте обучающихся допускается разница до 3 лет внутри одного класса. Максимальная наполняемость класса 9-12 человек. Отсутствует балльная система оценок; учителя ведут регулярный учет и контроль успешности каждого ученика с поэлементным анализом знаний; предпочтительна словесная форма поощрения. В этом направлении усиленно работает и школьный библиотекарь, ребята могут в любое время прийти и также с пользой для себя почерпнуть много нужного и важного: дополнительно ознакомиться, например, с устным народным творчеством России (пословицы, загадки, поговорки, потешки, считалки). Курс обучения русскому языку носит интенсивный характер. Учителя лингвистического центра (Е.Щукина, М.Кондрашова) работают по методике Е.Кокориной, Л.Костылевой, Т.Савченко «Говорю и пишу по-русски». Отбор учебного материала ориентирован на предметы школьной программы: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, биологию, географию, математику. Идет огромная работа по отбору тем и текстов, которые формируют элементарные представления о русской культуре, традициях и обычаях русской ментальности. Тексты, которые используют на занятиях, различны по жанровой и функционально-стилистической принадлежности, это в основном оригинальные тексты бытового (например, пословицы, поговорки, загадки), учебного, научно-популярного характера и минимально адаптированные художественные тексты.Каждый урок содержит упражнения для работы над одной или несколькими лексическими и грамматическими темами. Ребятам очень нравится работать с рисунками-иллюстрациями к отдельным словам на какую-либо букву. Картинка дает богатые возможности и для визуализации языкового знака, и для изучения разнообразных семантических связей, существующих в языке. Объем теоретических сведений о системе русского языка намеренно сведен к минимуму, его дают не в виде правил, а в виде краткой информации в рамочках.Важно, чтобы учителя были готовы радушно принять и понять учащихся-мигрантов, преодолевать конфликты и культурно обогащать всех. Для успешной работы школа организует экскурсии, где дети-мигранты знакомятся с культурными нормами, традициями. Атмосфера сотрудничества царит как среди учителей, так и среди обучающихся, что позволяет рационально развивать два направления в воспитательной работе: с одной стороны, разрабатывать и внедрять программы адаптации и интеграции для детей-мигрантов как условие формирования неконфликтного поведения и их «мягкого растворения» в российской культурной среде. Для детей иной этнокультуры очень важно знать, что культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе. В дальнейшем это положительно скажется на социализации ребенка в группе сверстников и даже на учебных успехах. С другой стороны,  формировать у всех детей-россиян установки на бесконфликтное проживание в интернациональной среде. В рамках работы ЛЦ учителя стараются по возможности выстраивать образовательную программу для каждого ученика и привлекать ребят к мероприятиям различной направленности: фестивалям, конкурсам, соревнованиям, спектаклям, концертам.Благодаря такой сложной, но в то же время интересной работе происходит обоюдный живой процесс познания культурных традиций, национальных особенностей друг друга, появляется возможность почувствовать себя значимой личностью, с одной стороны, а с другой – частью дружного творческого коллектива.Лингвистический центр сотрудничает с сербской школой «Первая основная школа короля Петра Второго» в городе Ужице. Школа уже провела несколько дистанционных мероприятий (День Земли, телемост «Нет наркотикам»). Надеемся продолжать сотрудничество.Реализация программы обучения «Русский язык как иностранный» (РКИ) предполагает воспитание в детях чувств толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, терпимости; формирование у учащихся умений разбираться в своем внутреннем мире, позитивной социальной активности, уверенности в своих силах; выработку умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь в поисках истины. Факт  отсутствия межэтнических конфликтов между учащимися  школы свидетельствует о том, что мы на правильном пути.Е.ЩУКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1946, методист МЦ ЮЗОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте