search
main
Топ 10
Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Астраханский школьник изобрел систему учета посещаемости С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском Педагог из Иванова заняла первое место в конкурсе «История в школе: традиции и новации»
0

Школа для всех и для каждого. Программа предполагает личностно ориентированный подход

Разработанная в автономном округе нормативно-правовая база и стабильное финансирование позволяют совершенствовать и развивать условия для воспитания и получения доступного качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Размер компенсации затрат в детских садах составляет около 5 тысяч рублей на каждого ребенка-инвалида, а общая компенсация в 2007 году на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в школах Югры превысила 639 миллионов рублей. Более 620 родителей, воспитывающих и обучающих детей-инвалидов самостоятельно, получили выплаты, общая сумма которых составила около 970 тысяч рублей.

– Программа «Сообщество» предполагает личностно ориентированный подход и в работе с родителями, – рассказывает директор Галина Григорьевна Шамрицкая. – У нас работает управляющий совет, грамотно выстроена индивидуальная траектория «учитель – родитель – ребенок». Родитель выступает в роли ассистента, участвует в процессе обучения и воспитания. У нас действует семейный проект «Взрослые и дети». Дети и родители участвуют во многих творческих конкурсах и программах, шьют красивые куклы. Это превращается в яркий незабываемый праздник. В образовательном учреждении создана «», ведется «Семейный дневник».

СтатфактВ настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре насчитывается более 12 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них более 4300 – дети-инвалиды. В 2008 учебном году в дошкольных образовательных учреждениях воспитываются 4846 детей, в общеобразовательных школах учатся 4173 ребенка, обучаются на дому – 755, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях – 1906 детей, в учреждениях профессионального образования – 384. В автономном округе действуют 19 специальных (коррекционных) учреждений образования.

Обучение на дому

В Югре внедряются новые формы и модели воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, с сентября 2007 года на базе средней школы №18 города Сургута организовано дистанционное обучение 80 детей-инвалидов. Данный опыт распространяется и на город Нижневартовск, где начато обучение 53 детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этих целей приобретено 133 единицы специального оборудования для учеников и 34 – для педагогов. По мнению специалистов, организация дистанционного обучения будет способствовать не только качественному освоению школьной программы, но и позволит детям получить предпрофильную подготовку и сориентироваться в плане выбора профессии. Дистанционная форма обучения поможет детям с ограниченными возможностями здоровья стать полноправными членами общества.

В 2008 году в автономном округе планируют подключить к дистанционному образованию еще около 150 детей в городах Радужный, Мегион, Нягань и Нефтеюганск. В связи с этим в образовательных учреждениях проводятся перепланировка помещений, монтаж лифтов, установка пандусов, специальных поручней, оснащение специализированным оборудованием. На эти цели запланировано около 30 миллионов рублей. Но проблемы все равно остаются. К сожалению, для организации интегрированного, а в дальнейшем и инклюзивного образования недостаточна нормативно-правовая база на федеральном уровне. Также не разработана система подготовки специалистов в педагогических вузах, ощущается дефицит методических и учебных пособий.

Индивидуальный подход

Мне удалось побывать в средней школе №18 города Сургута, где прошел педагогический семинар «Школа для всех и для каждого». Учителя и представители вузов делились опытом дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

По словам заместителя директора Департамента образования администрации города Сургута Анны Томазовой и директора средней школы №18 Марии Стеблиной, создан принципиально новый учебный план, изучен московский опыт. С каждым родителем заключен индивидуальный договор, в семьи передана электронная техника. Дети проходят обследование в специальной медико-педагогической комиссии, с медиками обязательно согласовывается учебная нагрузка. Составляются индивидуальные планы. Пробуются разные модели обучения. Раньше учитель просто приходил к ребенку-инвалиду домой и занимался с ним по предметам. В школе №18 создали виртуальный класс. Теперь дети, находящиеся дома, знакомятся не только с учителем, но и между собой. Естественно, потребовалась подготовка учителей, все они прошли несколько специальных курсов и нуждаются в дальнейшей поддержке. Самое главное, по словам сургутских специалистов, – увеличиваются не только учебные возможности ребенка, он расширяет свое жизненное пространство, приобретает навыки работы в группе, профессионально готовится к дальнейшему обучению.

– В нашем вузе на разных курсах учатся 16 студентов с ограниченными возможностями здоровья, – дополняет декан факультета педагогического образования Сургутского государственного университета Филипп Рассказов. – Студенты обязательно найдут себе работу. Им по силам стать дизайнерами в домашних условиях и чувствовать себя полноправными гражданами общества. Еще одна проблема – реабилитация и профессиональная переподготовка людей, которые получили различные производственные травмы, увечья и ранения. Сегодня в СурГУ создан центр дистанционного обучения, на нашем факультете действует центр социального и педагогического сопровождения. Мы пытаемся всем помочь, ведь люди с ограниченными возможностями хотят быть физиками, программистами, лингвистами.

Семейная гостиная

В нефтеюганской начальной школе – детском саду №3 воодушевляют даже яркие стены коридора, которые гармонируют с осенним пейзажем за окном – желто-зеленой листвой стройных берез. Детям здесь тепло и уютно.

Общаясь с воспитателями и педагогами, узнаю, что за последние три года материально-техническая база образовательного учреждения заметно улучшена, есть автобус для подвоза детей. Кабинеты оборудованы необходимой для занятий и отдыха мебелью, созданы центры активности, приобретены компьютеры, сканеры, принтеры. В 2007-2008 учебном году в начальной школе – детском саду №3 продолжалась работа по внедрению технологии образовательной программы «Содружество», направленной на индивидуализацию обучения детей с нарушением и потерей слуха. В рамках методической работы проведены семинар-практикум «Включение ребенка в предметно-развивающую среду», тренинг для педагогов «Заполнение карт учета индивидуальных возможностей и потребностей слабослышащего ребенка», серия занятий на тему активных форм обучения и воспитания.

Творческая работа высокопрофессиональных педагогов, психологов, воспитателей, медицинских специалистов, помноженная на современные методики и оборудование, дает положительный результат. Так, успеваемость в начальной школе составляет 100 процентов. Дети с нарушением слуха приняли участие и заняли призовые места в школьных олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру, в речевой олимпиаде. Воспитанники начальной школы – детского сада №3 также успешно выступили в «Веселых стартах» и интеллектуальном марафоне.

В образовательном учреждении воспитываются 146 дошколят и 169 школьников, из них девять детей – слабослышащих и позднооглохших. Из 64 воспитателей и педагогов подавляющее большинство – с высшим образованием. Работают высококвалифицированные дефектологи и психологи, четыре педагога получили международные сертификаты. Работа с родителями организована на высшем уровне.

– Программа «Сообщество» предполагает личностно ориентированный подход и в работе с родителями, – рассказывает директор Галина Григорьевна Шамрицкая. – У нас работает управляющий совет, грамотно выстроена индивидуальная траектория «учитель – родитель – ребенок». Родитель выступает в роли ассистента, участвует в процессе обучения и воспитания. У нас действует семейный проект «Взрослые и дети». Дети и родители участвуют во многих творческих конкурсах и программах, шьют красивые куклы. Это превращается в яркий незабываемый праздник. В образовательном учреждении создана «Семейная гостиная», ведется «Семейный дневник».

Начальная школа – детский сад тесно сотрудничает с городской школой №8, которая четвертый год работает с детьми с нарушением слуха, так как специализированного учебного заведения в Нефтеюганске нет. О высокой профессиональной подготовке учителей говорит красноречивый факт. В ноябре 2007 года педагоги 8-й школы проходили курсы повышения квалификации. Методическую помощь им оказывали специалисты Уральского государственного педагогического университета из города Екатеринбурга. Была изучена тема «Специальное образование. Особенности работы со слабослышащими детьми в основной школе». Во время курсов преподаватели из Екатеринбурга посетили ряд уроков и по результатам их анализа отметили методическую грамотность нефтеюганских учителей, обоснованное проведение коррекционной работы, умение войти в контакт с детьми, доброжелательное к ним отношение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте