Современная система образования сегодня рассматривает общеобразовательную школу как школу для всех, открытую для каждого ребенка в соответствии с его потребностями, интересами и возможностями.
Законе «Об образовании в РФ» 2012 года были закреплены понятия «интеграция» и «инклюзия». Инклюзивное и интегрированное образование приобрело государственный характер.С каждым годом увеличивается практика инклюзивного и интегрированного обучения в общеобразовательных учреждениях. Это обусловлено увеличением количества детей с отклоняющимся развитием различного происхождения.В данной статье мы хотим поделиться своим первым опытом работы по включению в образовательный процесс детей с особенностями здоровья. Сегодня заменой специализированным школам выступает другая образовательная система – инклюзивное образование. Такое образование подразумевает полное включение детей во все аспекты школьной жизни с различными возможностями. Это и обычные дети, и одаренные дети, и дети с особенностями в развитии, и дети-инвалиды.Свои первые шаги в направлении инклюзивного образования мы начали с 2015 года, имея опыт в рамках коррекционной работы.В своей работе мы опирались на то, что в школе сегодня есть: – квалифицированные педагоги, воспитатели, готовые к приобретению опыта работы с данной категорией детей;- социально-психолого-педагогический блок специалистов; – материально-техническое оснащение кабинетов;- территория подразделений оборудована базовыми ассистивными технологиями (пандусы, поручни, оборудованные санитарно-технические узлы).На начальном этапе работы мы увидели проблему, которая заключалась в недостаточности системных мероприятий по включению детей с ОВЗ в единое образовательное пространство. Поэтому решались следующие задачи: – создание новых дополнительных программ обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;- разработка психолого-педагогической системы изучения познавательных, образовательных проблем таких детей и создание своевременной и квалифицированной помощи;- повышение квалификации педагогов по обучению детей с ограниченными возможностями;- и самая важная задача – вовлечение семьи в работу комплекса с целью обеспечения сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.Решение вышеперечисленных задач приводит к тому, что формируется база для системной работы с учащимися данной категории, которая опирается на качественную научно-методическую базу при включении всех участников образовательного процесса: и ученика, и его родителей (законных представителей), и педагогов, и специалистов, и административный состав.Разработана нормативно-правовая база образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти документы дают нам право развиваться дальше.На курсах повышения квалификации была освоена программа «Технология инклюзивного образования в условиях введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ». Педагоги принимали активное участие в плановых семинарах, мастер-классах, консультациях со специалистами как школы, так и ЦПМПК Москвы, лекториях на педагогических советах и методических объединениях. Также в течение года наши педагоги и специалисты слушали вебинары по данной тематике. Курсы помогли педагогам не только понять новые методы, приемы, систему организации работы с детьми с ОВЗ, но и разработать АООП в соответствии требований ФГОС ОВЗ. Программа написана с использованием реестра примерных адаптированных образовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. На данный момент в комплексе реализуются программы для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата.Кроме этого для каждого ученика, имеющего статус ОВЗ, специалистами определен индивидуальный маршрут развития. Создан мониторинг психолого-педагогического сопровождения, разработан алгоритм организации специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы психолого-педагогического консилиума.Реализация данной программы невозможна без использования системы внеурочных занятий. Поэтому для учащихся реализуются программы дополнительного образования по разным направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, краеведческое.Во второй половине дня определены часы индивидуальных консультаций с педагогами по разным предметам (русский язык, математика, окружающий мир).Особенно сложно решалась задача организации психолого-педагогического взаимодействия детей с ОВЗ и их родителей (законных представителей), в которых родитель (законный представитель) выступает активным участником целостного образовательного процесса, включающего в себя и педагогические, и коррекционно-развивающие мероприятия. Данная задача и сейчас остается самой проблемной. Но школа активно занимается привлечением родителей в коррекционно-педагогический процесс. Наблюдая работу психолога, логопеда, дефектолога, родители знакомятся с приемами эффективного познавательного, речевого, личностного развития, создавая систему единства требований по отношению к ребенку.Проделана большая работа, как организационная, так и методическая. Проанализированы все ресурсы комплекса. Организовано взаимодействие специалистов: консилиумы и службы сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребенку и его родителям (законным представителям).Результатами данного профессионального взаимодействия можно считать: – выявлены особенности развития обучающихся и воспитанников, выделены проблемные зоны на основе диагностических процедур, определены пути решения проблем;- составлен список обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; – разработан индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся с ОВЗ;- проведен анализ специалистами программ сопровождения конкретного ребенка, его результатов;- организовано качественное психолого-педагогическое, методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми данной категории.Таким образом, решая задачи включения детей с ОВЗ в единое образовательное пространство, можно сделать вывод о том, что школа может принимать детей с различными возможностями. Как видим, выстроенная система меняет структуру работы школы, адаптирует школьное пространство к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать их различия.Людмила КОВАЛЕВА, заместитель директора школы №867,Елена РЯБОШТАН, педагог-психолог школы №867
Комментарии