Зачем ребенок приходит в школу и проводит в ней 11 лет? А еще пару лет «готовится» к школе? «Чтобы поступить в хороший вуз, найти приличную работу, быть успешным», – услышим мы в ответ. Но что мы понимаем под выражением «этот человек успешен»?
Есть замечательный фильм «Однажды, двадцать лет спустя» с Н.Г.Гундаревой в главной роли. Героиня фильма – всеобщая любимица, староста класса, отличница – спустя 20 лет о своих достижениях удовлетворенно говорит: «Я работаю мамой». Ее одноклассники снисходительно воспринимают эту информацию. Но когда в конце фильма они узнают, что она мама 10 замечательных детей, в едином искреннем порыве бросаются обнимать, целовать и поздравлять с успехом.Мне кажется, главное, что должен узнать ребенок по окончании школы, – это себя. Да-да, именно себя. Школьные знания должны быть не набором информационных предметных кластеров, а инструментом для раскрытия заложенных в ребенке способностей, его индивидуальности. Процесс обучения должен строиться исходя из личных потребностей ученика, содержание – определяться самим учеником. Ребенок при участии учителей и родителей «собирает» себя как пазл, конструктор. В этом случае обучение становится его потребностью, а знания востребованы для решения самостоятельно поставленных задач.Очень часто ученики недоумевают: для чего им нужно знать пропорцию, основное тригонометрическое тождество, логарифмы и формулу Герона? Многих вдохновляет совет М.В.Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Опытные учителя начинают изучение тем с практико-ориентированных задач, но и эти задачи часто не воспринимаются школьниками как важные, жизненно необходимые, не становятся личными задачами. А вот ученица, которая захотела угостить весь класс на свой день рождения фирменными пирожками по рецепту мамы, применит пропорцию, чтобы рассчитанное на четырех человек угощение приготовить для большего количества гостей. Ученик, который будет определять количество краски для собственноручно выпиленного самолета, применит для нахождения площади крыла формулу Герона. Тот, кому будет любопытно, почему радуга разноцветная, обязательно заинтересуется волновой теорией света и тригонометрией. Приведу отрывок из статьи русского физика А.А.Эйхенвальда: «Товарищ мой по гимназии любил играть на рояле, но не любил математики. Он даже говорил с оттенком пренебрежения, что музыка и математика друг с другом ничего не имеют общего. Представьте же себе, как был поражен мой товарищ, когда я доказал ему, что, играя по клавишам современного рояля, он играет, собственно говоря, на логарифмах…»Вместе с тем образовательная программа становится гибкой и трансформируемой под индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. А с программой гибкими становятся и методы обучения: не учитель ставит задачи перед учениками, а ученики формулируют задачи, в решении которых учитель направляет своих подопечных.Трудно отрицать, что существует универсальный набор знаний, которые необходимы каждому человеку. Это, например, знания о своем организме, стране, в которой ты живешь, базовые экономические знания, международный язык общения. Именно в этой части приобретаемых в школе знаний пересекаются государственный, общественный, родительский запросы и личный запрос ученика, и тогда знания становятся базисом для создания условий успешной социализации ребенка.В социуме востребован тот, кто обладает большим набором компетентностей. Понимание учеником того факта, что главный проект его жизни – это он сам, позволит ему принять необходимость непрерывного образования (lifelong learning) в течение всей жизни. Способность человека адаптироваться к изменениям в экономике, профессиональной жизни, культуре и обществе становится одним из основных признаков того, что он будет успешным.Сегодня в системе образования столицы каждый учитель получил доступ к неограниченным возможностям Московской электронной школы (МЭШ), которая позволяет реализовать качественное и доступное образование для всех детей. Для освоения этого ресурса не требуется большого количества времени, можно использовать публикации коллег, которые находятся в открытом доступе, и создавать авторские уроки. Проект интегрирован в общегородской электронный журнал, что позволяет расширить методический арсенал учителя. Московская электронная школа буквально открывает двери класса. Урок может проходить в любом месте, где находится ученик и имеется доступ в Интернет. Кроме того, Московская электронная школа способствует использованию технологии BYOD (Bring Your Own Device), когда гаджеты, которые есть практически у каждого ребенка, используются на уроке и помогают, а не мешают учителю.Вся система московского образования сегодня представляет собой единый живой организм. В частности, это реализуется в рамках сетевого взаимодействия столичных школ друг с другом, а также с другими организациями города. Каждый ребенок имеет возможность выбрать программу основного или дополнительного образования в соответствии со своими образовательными потребностями. Коллаборация внутри школы позволяет повысить эффективность процесса обучения, обеспечивая межпредметное взаимодействие и системное формирование метапредметных умений ученика, коммуникации и целостной картины мира.На мой взгляд, современный учитель – это менеджер процесса обучения, стремящийся построить индивидуальную траекторию развития учащегося, чтобы максимально раскрыть его задатки и способности. Учитель сегодня перестал быть единственным источником знаний, но все еще остается модератором образовательного контента. Его роль меняется с развитием технологий, но он по-прежнему остается культурным образцом, формируя личным примером поведение в социуме, коммуникативные качества ученика, его отношение к Родине, окружающему миру, науке, определяя вектор развития современного общества.Современная школа стремится обеспечить все условия для реализации способностей ученика. Включение в каждый урок увлекательных практических заданий, сотрудничество с вузами, лабораториями, экскурсии и встречи с известными людьми позволили реализовать один из основных принципов ФГОС: обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.Успехом школы, с моей точки зрения, будет успешность каждого ее выпускника спустя 20 лет. Для школы должны быть важны победы всех учеников, освоение ими максимума своих возможностей, а не всеобщего минимума знаний.Татьяна МАНСУРОВА, учитель математики московской технологической школы ОРТ – гимназии №1540
Комментарии