Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Школа безопасности» востребована жизнью. Убежден депутат Московской городской думы Александр СЕМЕННИКОВ

Учительская газета, №23 от 7 июня 2005. Читать номер
Автор:

Недавно в «Военном образовании» была опубликована статья «Наука выживать, а не «Камасутра» для подростков» («ВО» №15(171), 2005 г.), посвященная преподаванию в школе Основ безопасности жизнедеятельности. Автор остро поставил вопрос: предмет ОБЖ должен быть в первую очередь практическим, помогающим в жизни. Повысить интерес школьников к его изучению можно использованием активных, нетрадиционных форм и методов обучения. И таких примеров немало. Недавно в Юго-Западном административном округе столицы на учебно-методическом полигоне Главного управления ГОЧС Москвы прошли соревнования школьных команд «Школа безопасности – 2005». Активное участие в подготовке и проведении этих состязаний принял депутат Московской городской думы Александр СЕМЕННИКОВ. Наш корреспондент попросил его ответить на несколько вопросов.

– Александр Григорьевич, какое место в вашей работе занимает помощь школам, общение с учащейся молодежью?

– Общение со школьниками для меня – такое же серьезное и важное дело, как и другие мои депутатские обязанности. Не буду повторять расхожую фразу о наших детях и нашем будущем. Замечу лишь: есть истины, которые от частого повторения, быть может, кажутся банальными, но от этого они не становятся менее важными. Ведь все, что мы делаем, будут продолжать наши дети. А вот как они это будут делать – во многом зависит от нас. Я сам отец, и очень хорошо это сознаю.

Мое общение со школьниками носит самые разнообразные формы. В течение всего учебного года я регулярно проводил в школах Юго-Западного округа уроки граждановедения, всего их было свыше 130. Каждый понедельник организовывал по две экскурсии в здании Московской городской думы на Петровке, 22. Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, пройти по рабочим помещениям московского парламента, заглянуть на зал заседаний, задать вопросы депутату на его рабочем месте – все это важно и для учебного процесса, и для гражданского воспитания. Вместе со школьниками проводил различные акции, например, экологическую в Южном Бутове по очистке русла речки Гвоздянки. Учредил приз депутата Семенникова для баскетбольных команд округа. Помогаю организовывать и проводить различные соревнования, в том числе и недавние – «Школа безопасности – 2005».

– Расскажите, пожалуйста, об этих соревнованиях подробнее.

– Районные, окружные и городские соревнования «Школа безопасности – 2005» служат улучшению подготовки учащихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. В апреле нынешнего года в Юго-Западном административном округе в соответствии с распоряжением префекта ЮЗАО В.Ю. Виноградова были проведены районные соревнования, а 18 – 20 мая – окружные. Три дня лучшие команды всех 12 районов округа жили на полигоне МЧС, соревновались в силе, ловкости, умении на практике применять знания, полученные при изучении курса Основ безопасности жизнедеятельности.

Все эти три дня школьники провели в подмосковном лесу, ночевали в палатках, питались из полевой кухни. Ребята с удовольствием знакомились с поисково-спасательной техникой, тренажерами, почувствовали строгую, дисциплинирующую атмосферу настоящей мужской работы спасателей. Но главное, конечно, спортивная борьба – зачеты по теории, преодоление полосы препятствий, «маршрута выживания», проведение «поисково-спасательных работ». Хотя ребята были подготовленные, некоторые сходили с трассы. Приходилось трудно, скидок никому не делали, все было всерьез, во-взрослому. Кстати, я и сам стартовал вместе с командой района Теплый Стан в забеге на 1000 метров, занял 3-е место.

– Соревнования «Школа безопасности – 2005» – один из прекрасных примеров нетрадиционных подходов, использования активных форм и методов обучения школьников, что называется, учения с увлечением. Кстати, в одной из публикаций «Военного образования» под заголовком «Наука выживать, а не «Камасутра» для подростков» автор остро поставил проблемы содержания и практической направленности преподавания в школе Основ безопасности жизнедеятельности…

– Я читал эту статью и согласен с автором. Не надо перегружать школьников ненужной цифирью, доскональным описанием устройства огнетушителей и знаниями основ тактики мотострелкового отделения. А вот практических занятий, различных соревнований надо проводить больше. Они нравятся школьникам, способствуют лучшему усвоению теоретических знаний, развивают многие качества, необходимые любому из них в будущей взрослой жизни. Ведь многие городские дети не владеют элементарными навыками – не могут разжечь костер в сырую погоду, забинтовать рану, оказать первую помощь при травмах. Для многих проблема – просто соблюдать личную гигиену в полевых условиях, в отсутствие привычных горячей воды, ванны и прочих городских благ цивилизации. Мне кажется, в «Школе безопасности» найдено довольно удачное соединение различных элементов учебы и активного отдыха – туристического похода, чисто спортивных состязаний и прикладных военно-спортивных соревнований типа «маршрута выживания», «поисково-спасательных работ».

– Согласитесь, Александр Григорьевич, немногим школьникам может улыбнуться такая удача – соревноваться на действующем полигоне МЧС. А как же остальным осваивать навыки безопасности?

– Конечно, в таких соревнованиях могут участвовать далеко не все школьники – и по уровню подготовки, и по состоянию здоровья, да и просто потому, что слишком мало для этого специально подготовленных мест. Но вполне реально проводить практические занятия на спортивных площадках при школах, соорудив на них простейшие полосы препятствий. А почему бы не организовать экскурсии на городские объекты МЧС, в службы спасения, пожарные части, на объекты Мосводоканала, даже в самые обычные районные эксплуатационные, аварийно-ремонтные организации?

Основы безопасности жизнедеятельности – предмет, при изучении которого любое практическое знакомство с самыми обычными службами в обычных ситуациях, я уверен, будет только на пользу. Тем более для детей, которые хотят пощупать, сами подержаться за рубильник, покрутить гайки.

Должен сказать, что первые шаги в этом направлении уже делаются. И довольно уверенно. Например, в нашем Юго-Западном округе образована автономная некоммерческая экскурсионно-просветительная организация «Московские маршруты». Большая часть ее работы посвящена именно знакомству школьников с различными службами и системами жизнеобеспечения города. Я приветствую эту инициативу и буду оказывать ей всяческую поддержку.

Масштабное отключение электроэнергии в Москве и прилегающих к ней районах 25 мая нынешнего года наглядно продемонстрировало всем, насколько уязвима современная цивилизация. Одновременно мы еще раз убедились, насколько важно не запаниковать, не потерять голову в экстремальной ситуации, знать, как выйти из нее с наименьшими потерями сил, нервов и здоровья. Так что сомневаться не приходится – предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» востребован жизнью, надо лишь найти наиболее эффективные формы его изучения в школе. А неудачные учебники подкорректирует сама жизнь.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту