Часто спрашиваю своих собеседников:
“А чем запомнились вам школьные годы?”
олодые отмахиваются: “Да что там хорошего?” Люди постарше обычно вспоминают хороших учителей, интересные эпизоды. Вероятно, для того чтобы оценить и понять события, надо набраться жизненного опыта и мудрости.
едавно возвращалась из командировки по Краснодарскому краю. Сосед в самолете приятно удивил, представившись: “Заместитель директора Московского строительного училища n 48. Был в Анапе на слете туристских поисковых отрядов”. Восьмой год подряд Валерий Михайлович Ликунов со своими пацанами разбивает лагерь в живописной бухте Сукко, что под Анапой. Ребята ловят рыбу, варят уху, купаются, наслаждаются красотой здешних мест. И еще собирают рассказы старожилов поселка. Есть в училище свой музей, своя флотилия байдарок. Ребята путешествуют по местам боевых сражений, пополняют экспонаты музея.
Валерий Михайлович Ликунов – увлеченный человек. Увлечений у него не счесть. В Большом театре имеет даже свое постоянное место. Правда, стоячее. Не пропускает ни одной премьеры, обожает оперу. В Доме кино он свой человек. Его иногда путают с актером Анатолием Кузнецовым (помните, “Белое солнце пустыни”). Очень похож.
аэропорту Быково нас встретили привычным: “Куда поедем?” Вдруг кто-то из водителей, мужчина внушительных размеров, про которых говорят “славянский шкаф”, радостно воскликнул: “Михалыч, откуда?” Оказалось, это бывший ученик Ликунова Игорь Кислицкий. Не видел своего наставника лет двадцать, а при встрече все же узнал: “А что, не узнать? Помните, как я палатку в походе чуть не спалил?” Игорь подвез нас до станции в своей роскошной “иномарке”. На прощание вдруг сказал: “Михалыч, хорошо, что встретились. Можно, я к тебе в училище подошлю своего пацана?”. Потом мы ехали в электричке. С лица Валерия Михайловича не сходила счастливая улыбка. Редко встретишь сегодня счастливого человека, а уж счастливого педагога – тем более. Мне повезло.
Надежда ТУМОВА
От иностранного языка до “дедовщины”
В Орловском центре Академии педагогических и социальных наук (АПСН) прошел творческий семинар “Как слово наше отзовется”. Среди его организаторов – международное движение “Педагоги за мир и взаимопонимание”, Министерство образования РФ, АПСН, ассоциация “Массовая информация и школа за новое мышление и мир”, Орловская областная администрация, газета МПГУ им.Ленина “Педагогический университет”.
В Орел сьехались известные педагоги, журналисты, врачи, писатели, общественные деятели из разных городов и стран.
В рамках семинара “Как слово наше отзовется” вели работу творческие мастерские “Слово в школе”, “Слово в семье”. Для учителей, преподавателей вузов, студентов прошли обучающие семинары “Общение без конфликтов”, “Превентивное обучение и воспитание в области зависимости от психоактивных веществ”.
В творческих мастерских шла речь о психологическом здоровье детей, о “дедовщине”, о новых подходах к обучению. Состоялась встреча руководителей семинаров со слушателями экспериментальной школы “Веда” Орловского центра АПСН, изучающими иностранные языки.
Подводя итоги семинара, участники и организаторы приняли обращение, которое будет направлено в Совет Федерации, Государственную Думу, АПСН.
Елена МУССАЛИТИНА
“Моя головная боль – деньги”
– Владимир Георгиевич, многие россияне испытывают изжогу, когда слышат: а на Западе, мол, вот так… Не удержусь и все-таки приведу один пример. В Америке по каждому предмету издается огромное множество литературы. Учитель выписывает весь набор – за это платит администрация учебного округа, знакомится с ним и заказывает выбранный один учебник для школы. К сожалению, наш педагог не знает о всех издаваемых учебниках. Информация плохо налажена. А если бы и знал – нет средств на приобретение. Ситуацию вроде бы должен изменить федеральный комплект, но вот недавно появились сообщения, что правительство приняло постановление, сокращающее федеральный комплект, а один из заместителей министра образования даже бросился на амбразуру, заявив, что министерство не будет выполнять это решение. Так что же в самом деле происходит с федеральным комплектом учебников?
– Конечно, очень хотелось бы иметь если не множество, то уж не один учебник по каждому предмету. Однако, на мой взгляд, наличие серии учебников по каждому из них не является самоцелью. Главное – высокое качество образования. Именно на его обеспечение и должны быть направлены все наши действия. Последнее время как нечто новое, способствующее повышению качества образования в средней школе, преподносится вариативное образование, реализация которого принципиально невозможна без наличия нескольких учебников по каждой образовательной дисциплине.
Образовательный процесс – это процесс сотрудничества учителя и ученика, в котором каждый должен иметь право на выбор своего пути в мире знаний. Сошлюсь на пример высшей школы, где вариативное образование существует, думаю, уже не одно столетие. В высших учебных заведениях студенты могут изучать предмет по одному из нескольких, а еще лучше – сразу по нескольким учебникам. Эта возможность, дополненная конспектом авторского курса лекций, читаемого профессором или доцентом, помогает студенту формировать свое представление об изучаемой дисциплине. Конечно, разные студенты пользуются этой возможностью по-разному. Но важно то, что эта возможность существует.
Много сложнее, на мой взгляд, обстоит дело в средней школе. Есть трудности обьективные: годы обучения охватывают значительный по протяженности и исключительный по насыщенности процесс формирования человека, ученика.
Всем родителям знакома такая картина: ребенок в большой комнате строит себе маленький домик. Пространство комнаты пока ему велико. Входить в большой материальный мир он будет шаг за шагом, постепенно. Так же и в знаниях. Поэтому очень важно на каждом этапе обучения использовать те образовательные технологии, которые бы наиболее полно соответствовали образовательным целям, требованиям и возможностям обучаемого.
Сегодня наличие нескольких учебников в федеральном комплекте дает возможность, что, безусловно, хорошо, выбора учителю, но не всегда ученику. Хотя бы потому, что он в младших классах еще не способен это сделать. Однако в старших такая возможность уже появляется. Понятно, что, чем больше у преподавателя возможностей для выбора, тем полнее он может реализовать свой творческий потенциал. Но его свобода должна осуществляться в таких педагогических технологиях, которые будут позволять школьнику без проблем, без психологических стрессов переходить из класса в класс, от одного педагога к другому. И в связи с этим выбор учебников не может быть безграничным. Только поэтому правительство и рекомендовало Минобразованию сократить количество ва-ри-ан-тов учебников и пособий, включаемых в федеральный комплект. Останется не один учебник – два, три… А заместитель министра образования, который считает, что путь к одному учебнику – это путь в никуда, не совсем прав. Хотя бы потому, что все мы учились по единому учебнику физики, химии, математики и получали знания, которые ничем не уступали знаниям американских школьников. Впрочем, это происходит и сегодня. И это не квасной патриотизм – весь мир говорит о качестве знаний наших ребят.
– Насколько я знаю, в том постановлении, о котором мы с вами говорили, отмечается, что “Минобразование, Роскомпечать, Минфин не приняли исчерпывающие меры по выполнению поручения президента и правительства по обеспечению школьными учебниками учащихся общеобразовательных школ”. Увы, не впервые летом обьявляется чрезвычайное положение по этому поводу. Мне кажется, дело тут не только в том, что министерство обычно бьет тревогу весной и не занимается всерьез этой проблемой на протяжении всего года. Беда в том, что разграничения власти и полномочий центра и провинции существуют больше на бумаге, чем в жизни. Посмотрите, со всеми своими проблемами педагоги все еще обращаются в Москву, не веря в то, что местные власти могут им помочь. Я уже писал когда-то, что деньги постоянно уходят из Москвы и так же постоянно не доходят до кармана реального учителя. Чем вообще в идеале должны заниматься федеральные образовательные ведомства и органы образования на местах?
– Не скажу ничего нового: все отражено в Конституции. Образование находится в совместном ведении центра и субьектов Федерации. Высшее образование больше прерогатива центра. Мы должны создать юному гражданину России такие условия, чтобы он мог получить высшее образование там, где хочет, независимо от собственного места жительства. Значит, надо формировать единое образовательное пространство, чтобы парень из Томска мог заниматься в Иркутске, другой – из Владивостока – имел возможность поехать в Москву. Поэтому федеральное правительство отвечает за создание государственных образовательных стандартов, системы контроля качества образования, за лицензирование, аккредитацию. Оно же должно и финансово обеспечить эту деятельность. Самостоятельность же регионов проявляется в новых возможностях использования интеллектуального потенциала для собственного развития. Конечно же, за счет собственных средств. Теперь регионы должны сами определять структуру подготовки и количество специалистов. На местах лучше знают, какие типы школ им нужны, какое количество детей продолжит образование дальше. А государство должно обеспечить школы качественной учебной литературой – тем самым федеральным комплектом, который позволяет контролировать качество знаний, сохранять традиционные связи между различными образовательными системами субьектов Федерации, обеспечивает академическую мобильность. Давая качественное образование, государство выполняет функцию социальной защиты своих граждан. Ведь место в жизни все больше зависит от образованности человека.
– Дума недавно установила рекорд. Хоть в Книгу Гиннесса заноси. Пять образовательных законов за неделю. В том числе и об увеличении финансирования образования на 15 триллионов. Хороший закон?
– Я не могу сказать, что эти 15 триллионов не нужны. Образованию требуется гораздо больше денег. Но ведь образование не само по себе существует. Оно часть социальной сферы, часть экономики и не может выйти из кризиса само по себе, а только вместе со всей системой. Хотя бесспорно, что улучшение его положения должно опережать улучшение в других сферах. В последнее время федеральное правительство перечислило в регионы в качестве ссуд 8,3 триллиона рублей. На зарплату, отпускные учителям. И оказалось в трудном положении. Ведь и другие тоже “питаются” из федерального бюджета – работники науки, здравоохранения, культуры. Проще говоря, сегодня, чтобы дать одному, надо отнять у другого. Найти 15 триллионов сейчас нереально. Мне кажется, что вначале надо выполнить принятый бюджет и добиться дополнительных 2-2,5 триллиона рублей, которые требуются для перехода на новую тарифную сетку. А в дальнейшем строго выполнять Закон “Об образовании” и положения Федеральной программы развития образования: 10 процентов национального дохода на образование.
– Мы как-то говорили с вами об огромном интересе [[smpbold]]НЕСКО к российской системе образования. Он еще не пропал?
– Наоборот. В резолюции второго Международного конгресса “Информатика и образование”, который прошел недавно в Москве, записано: рекомендовать Генеральной Ассамблее принять решение о создании Международного института [[smpbold]]НЕСКО по образовательной политике и новым технологиям в России. Это – с одной стороны, а с другой – мы с Федерико Майором, генеральным секретарем [[smpbold]]НЕСКО, уже подписали меморандум об учреждении у нас Всемирного технологического университета.
– Прием в высшие учебные заведения еще не закончился, но уже можно, наверное, говорить о каких-то первых результатах, намечающихся тенденциях.
– Прежде всего снова вырос конкурс. Например, в МГУ на одно место претендовали более 4 человек. Наши опасения, что экономические трудности могут разобщить систему высшего образования, сократят доступ в лучшие вузовские центры ребят с периферии, не оправдались. Среди поступающих в московские вузы более 60 процентов – иногородние. Вузы сделали очень много, чтобы привлечь талантливых абитуриентов из провинции. Были организованы выездные приемные комиссии, проводилось тестирование в 28 региональных центрах. Увеличивается конкурс не только на традиционно престижные специальности: финансы, менеджмент, экономику, юриспруденцию, но и на инженерные, математические дисциплины, физику, химию. Возникает сомнение: а нужно ли готовить так много специалистов с высшим образованием? Например, в прошлом году пятьдесят восемь с половиной тысяч выпускников высших и средних специальных заведений так и не смогли устроиться и получили статус безработных. Приводят и другой аргумент: мол, многие выпускники работают не по специальности, уходят в сферу бизнеса, сервис. Но образование дает человеку мобильность, а в сегодняшних условиях это самое ценное качество для социальной защиты человека. Надо защищать не через социальную благотворительность, а через предоставление возможности наиболее полно реализовать свои интеллектуальные и профессиональные способности. Посмотрите: в общей группе безработных молодежь 16-29 лет составляет 37,3 процента. Много. Но выпускников средних специальных заведений среди них – всего 1,8 процента, а закончивших вузы еще меньше – 0,7 процента. Я уверен, что человек с высшим образованием, где бы он ни работал, привнесет в свою деятельность новое качество содержания.
– Что будет главным в грядущем учебном году?
– Образование – не та сфера, что резко меняется из года в год. Это тот социальный институт, который должен передавать традиции и ценности всего предшествующего периода в будущее. Нас ждет более напряженная работа над гуманитарной составляющей образования. По сути заново создаются и структура, и содержание, и научно-методическое обеспечение. Но вопрос вопросов: кто будет реализовывать эту составляющую? Поэтому важнейшая задача – подготовка и переподготовка кадров преподавателей.
– Владимир Георгиевич, не кажется ли вам, что многие проблемы, которые мы сегодня обсуждали, вызваны неоптимальной структурой управления образованием на федеральном уровне. Два ведомства “играют” по-разному. Разные стандарты, разные требования, расходятся взгляды на то, что такое “заказ” и “возможность”. 30-40 процентов школьников не усваивают школьную программу (мировая тенденция – 6-7 процентов), вузы на вступительных экзаменах предьявляют свои требования. Никакой преемственности. Научные исследования разобщены, дублируют друг друга. Меня как-то потрясла цифра, что в Европе только в прошлом году из-за дубляжа научных исследований было потеряно 30 миллиардов немецких марок. Что говорить о России, где каждый рубль для образования должен быть на счету. Может, должно существовать одно образовательное ведомство?
– Если следовать идее: образование не на всю жизнь, а на протяжении всей жизни, то единому ведомству легче было бы справиться с этой задачей. Функции федеральных органов управления должны меняться и в связи с реальным обретением регионами самостоятельности, административной и экономической. Сегодня в субьектах Федерации созданы комитеты, министерства, которые занимаются всеми уровнями образования: и общим, и профессиональным. Высшие и средние специальные заведения все активнее развивают сотрудничество со средней и профессиональной школой. Перед всей системой образования стоит общая задача – формирование целостных знаний о материальном и социальном мире, требующая серьезной совместной работы по разработке вертикальных и горизонтальных связей между отдельными дисциплинами, сферами научных и практических знаний. Так что судите сами, какой должна быть организационная структура, способная решать все эти задачи…
– О чем постоянно болит голова у вице-премьера, курирующего образование?
– О деньгах. И это головная боль не только моя, но и всего правительства.
Петр положевец
Комментарии