search
main
0

Шкатулка доверия. Анкетирование учеников и родителей

За тридцать лет работы в школе я сделала четыре выпуска как классный руководитель. И все четыре – разные, неповторимые. Не бывает одинаковых детей, как не бывает и одинаковых классов. И чтобы найти правильный подход к детям, чтобы быть уверенной, что то или иное мероприятие будет иметь успех и надолго оставит след в их душах, я пользуюсь анкетированием.

анкетах дети очень искренни. Порой их ответы подсказывают классному руководителю тему для будущего мероприятия или просто душевного разговора.

Как только получаю новый класс, обычно это пятый, в начале учебного года даю им следующую анкету:

1. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

2. Много ли у тебя друзей? Кто они, если не секрет?

3. Любишь ли читать? Твои любимые книги?

4. Сколько времени проводишь у телевизора? Твои любимые телепередачи?

5. Как относишься к спорту? Чем занимаешься?

6. Какие кружки (секции) ты хотел бы посещать?

7. Какое поручение хотел бы иметь в классе?

8. Какие интересные дела ты предлагаешь провести в этом учебном году?

После такой анкеты становится понятно, в чем каждый ребенок может проявить себя наиболее полно. С этого начинается план индивидуальной работы с каждым учеником. Помочь раскрыться и почувствовать себя личностью – одна из важнейших моих задач.

Получив класс, я должна узнать, какая атмосфера царит в семье. Для этого я провожу такое анкетирование:

1. Кто больше внимания уделяет тебе в семье?

2. Кому ты рассказываешь дома о своей школьной жизни, о прожитом дне?

3. Слушают ли тебя дома с интересом или говорят, что некогда, потом поговорим?

4. Мама для тебя просто мама или еще и подруга?

5. Наказывают ли тебя дома? Как?

6. Считаешь ли ты своих родителей справедливыми?

Эту анкету я даю обычно перед первым классным родительским собранием, чтобы до встречи с родителями хоть немного узнать, какие у них взаимоотношения с детьми.

Чтобы лучше узнать родителей, можно попросить их ответить на вопросы:

1. Кто занимается воспитанием ребенка в вашей семье?

2. Мнения по вопросам воспитания в вашей семье совпадают или же они разные?

3. В чем вы испытываете затруднения?

4. Как вы разрешаете эти трудности?

5. Могли бы вы поделиться своим опытом воспитания в семье?

6. Какая вам нужна помощь?

Ответы на вопросы помогают мне не только лучше узнать родителей, но и подсказывают, как лучше спланировать работу с классом.

Как-то в 5-м классе дети сделали «Шкатулку доверия». В ней они хранили свои анкеты и анкеты своих родителей, а иногда и свои исповеди.

Можно попросить детей взять у своих родителей интервью:

1. Кем мечтали стать в детстве твои папа и мама?

2. Сбылись ли их мечты?

3. Где они учились?

4. Во сколько лет, где начали работать?

5. Где работают сейчас и нравится ли им их работа?

6. Кем видят родители тебя в будущем?

Не секрет, что многие дети мало знают о своих родителях. Такая анкета поможет им.

Иногда и сама провожу с учениками блиц-интервью:

1. Любимая песня твоей мамы (бабушки).

2. Любимый цвет.

3. Дата рождения мамы.

4. Во сколько ложится спать и во сколько встает твоя мама?

5. Помогаешь ли ты дома? Как?

Некоторые ответы побудили меня провести в классе устный журнал «Наши мамы» (7-й класс).

Не секрет, что некоторые дети не знают не только даты рождения своих родителей, но даже отчество.

Такие анкеты подсказали мне начать заниматься с детьми их родословными. Воспитывая уважение к своим предкам, мы воспитываем уважение к прошлому своей Родины. Начали с бабушки и дедушки. Вопросы были следующие:

1. Как зовут бабушку и дедушку?

2. Когда они родились и где?

3. Где жили?

4. Где учились?

5. Когда начали работать?

6. Основные этапы жизненного пути.

Многие заинтересовались не только судьбами бабушки и дедушки, но и смогли нарисовать древо жизни своей семьи.

Как-то в одной из анкет в 8-м классе на вопрос «Понимают ли тебя в семье?» я получила ответ: «Меня никто не понимает дома». А многие ответили, что их не всегда понимают или же взаимопонимание есть только с братом или сестрой.

Такие ответы побудили меня провести классный час на тему «Счастье, когда тебя понимают» и побеседовать с родителями. Это были не просто беседа и анализ анкет, это был откровенный разговор на тему «Знаете ли вы своих детей?». Я задавала мамам и папам те же вопросы, которые давала их детям, а они должны были догадаться, как ответит их ребенок.

Вот эти вопросы:

1. Часто ли ты огорчаешь своих родителей?

2. Чем ты можешь их обидеть?

3. Часто ли просишь прощения или никогда не просишь?

4. Понимают ли тебя дома?

5. Часто ли тебе хочется сделать приятное родителям? Всегда ли это удается?

6. Часто ли даришь маме цветы?

7. Хочется ли тебе, чтобы мама была красиво одетой, или ты больше думаешь о своем внешнем виде?

8. У тебя есть деньги. Что ты на них купишь?

После того как родители дали ответы, я зачитала ответы их детей (анонимно, конечно). С каким интересом они слушали! И как приятно было мамам услышать, что дети любят их, думают о них и хотят видеть красивыми.

А однажды состоялся совместный классный час учеников и их родителей. Назывался он «Контрольная для взрослых» по примеру цикла телепередач, которые когда-то шли по телевидению и остались надолго в моей памяти.

Всего за время моей работы я провела два таких классных часа – в 8-м и в 10-м классах. Один из них был назначен на 6 часов вечера, а другой – на 8 утра. Однако родители заинтересовались таким необычным мероприятием и дружно пришли в школу вместе со своими детьми. Потом я провела анкетирование для родителей:

1. Считаете ли вы полезными совместные классные часы?

2. Помог ли вам этот классный час ближе узнать своего ребенка?

3. Вы считаете, что достаточно его знаете?

4. Что бы вы хотели еще узнать о нем?

5. Ваши предложения.

Вот некоторые ответы родителей:

«До этого классного часа я, оказывается, совершенно не знал своего сына. Не знал его друзей и не знал, что значит для него настоящая дружба».

«Мне кажется, что я теперь буду лучше понимать своего ребенка».

«Я никогда не думал, что дети могут так рассуждать».

«Как часто за работой и домашними хлопотами мы не находим времени для своих детей, а потом ищем причину, почему они отдаляются от нас».

«Оказывается, я совсем мало знаю свою дочь. Мне хотелось бы стать другом ее друзей. Для этого предлагаю совместный поход на природу детей и родителей».

«Пусть эта встреча будет не последней».

Я считаю, что каждый классный руководитель хоть однажды должен провести совместный классный час для детей и родителей. И это не должен быть час нравоучений, это должно быть время открытий и сближения детей и родителей.

Однажды, это было в выпускном классе, мы проанализировали анкету, и у нас получилась интересная дискуссия «Какими мы видим себя в будущем?».

1. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

2. В чем, по-твоему, они бывают не справедливы по отношению к тебе?

3. Будешь ли ты воспитывать своих детей так, как твои родители, или иначе?

4. Будешь ли ты строгим родителем?

5. Будешь ли баловать своих детей? Как?

6. Твоим дочери или сыну 16 лет. До которого часа ты будешь им разрешать гулять по вечерам?

7. Будешь ли ты наказывать своих детей? Как?

8. Кто будет заниматься воспитанием детей в твоей семье: ты или муж (жена)?

Интересно, что многие не согласны со своими родителями, но сами хотят быть строгими и справедливыми.

Разве не может не насторожить такой ответ:

«Они у меня строгие. Но не во всех случаях справедливы. По-моему, папа по отношению ко мне вообще всегда несправедлив. У меня с ним из-за сестры всегда конфликты. С мамой тоже ссоры бывают… Меня дома почему-то никто не понимает и не хочет, не пытается понять… Я же буду давать своим детям побольше самостоятельности».

Что здесь? Ревность папы к сестре? Полное непонимание между отцом и дочерью? Девочке не доверяют, не дают самостоятельности в чем-то? Разногласия в вопросах воспитания между родителями? Скорее всего да, потому что ученица мечтает воспитывать своих детей «в полном согласии с мужем».

А другая старшеклассница пишет, что «детям нужны не только строгость, но и родительская ласка». Видит ли она ее или только мечтает об этом? И правы ли родители, о которых пишет сын: «По отношению ко мне они бывают не всегда справедливы, потому что стараются изолировать меня от жизни, от окружающего мира»?

Каждый такой ответ – это тема для разговора: классного руководителя с классом, с родителями; родителей с детьми. Стараюсь с помощью анкеты разрешить проблемы вечного треугольника/

Анкеты составляю сама. Их у меня сейчас около 50. Их надо давать не ради любопытства, а чтобы

во-первых, выявить, чем живет каждый ребенок и класс в целом;

во-вторых, помочь ребенку в трудную минуту принять правильное решение;

в-третьих, узнать о взаимоотношениях в семье и помочь наладить их;

в-четвертых, правильно спланировать работу с классным коллективом.

С помощью анкет я узнаю внутренний мир моих учащихся, их тревоги и радости. Зачастую это очень серьезные и даже интимные вопросы, которые они не могут доверить родителям.

Я никогда не сравнивала и не выявляла почерки, не просила писать фамилии. Но в душе радовалась, что некоторые ученики, в том числе мальчишки, до окончания школы всегда подписывали свои анкеты.

В приведенных мною анкетах я уделила основное внимание вопросам взаимоотношения детей и родителей, извечной проблеме «отцов и детей». Ведь не случайно Сухомлинский сказал: «Наиболее полноценное общественное воспитание – это, как известно, школьно-семейное».

Вообще же я составляю анкеты по любым темам: дружба, любовь, отношение к животным и т.д.

Попробуйте, и вы увидите, что некоторые ответы детей – это подсказка вам темы дискуссии, беседы или устного журнала. Своими ответами дети помогут составить план воспитательной работы и поставят перед вами проблемы, о которых вы и не думали.

Валентина БЛОШЕНКО, Бехтеевская СШ Белгородской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте