Определить степень эффективности современной образовательной среды можно при условии наличия конкретных характеристик предметно-пространственного компонента этой среды. Данные характеристики необходимы для получения качественных показателей образовательного пространства.
Разработанные шкалы являются эффективным инструментом по выявлению, контролю и восполнению возникающих социальных и образовательных дефицитов в работе педагога при взаимодействии с пространством школы. Специалисты Дирекции на протяжении многих лет участвуют в разработках и процессах популяризации лучших технологических решений в части создания современной образовательной среды. Стандарт «Московская школа» версия 2.0, на основании которого и велась разработка шкал, – одна из таких разработок.
Шкалы оценивания предметно-пространственного компонента образовательной среды состоят из одиннадцати подшкал, которые разделены на пять категорий по принципу функционального зонирования, то есть разделения пространства на основные блоки. Для каждого блока разработана своя шкала с критериями, которые мы детализировали через проявляющие себя в реальности индикаторы. Для последних в свою очередь были обозначены дескрипторы, или качественные показатели. Каждый такой показатель оценивается экспертом по 7-балльной шкале. Сама процедура работы со шкалами состоит из трех основных этапов:
1. Проведение экспертной группой процедуры оценивания предметно-пространственного компонента образовательной среды с использованием шкал
2. Экспертное обсуждение результатов исследования
3. Составление аналитической справки о качестве и эффективности предметно-пространственного компонента образовательной среды школы-участницы на основании результатов первых двух этапов
4. Последний, потенциальный, этап – создание рекомендаций и/или программы для педагогов по работе с пространством конкретной школы для ликвидации возникших проблем и дефицитов
Анализ предметно-пространственного компонента образовательной среды позволил нам не только проверить связи между переменными (пространство – педагог – ребенок), но и «обнаруживать подходящие категории и связи между ними; соединять категории скорее новыми, нежели стандартными способами».
На основании принципов Стандарта по организации образовательной среды были сформулированы шесть основных критериев предметно-пространственного компонента образовательной среды, которые и легли в основу шкал оценивания: комфортность, технологичность, доступность, прозрачность, эстетичность и безопасность.
Пространство школы – это пространство смыслов и гуманистических ценностей, которые на сегодняшний день представлены в построении личностно ориентированной модели отношений между педагогом и учеником. Перед нами стояла задача понять, как эти критерии образовательной среды могут влиять на работу педагога и способствуют ли они переходу к обозначенной модели обучения. Поэтому мы попытались установить связь между предметно-пространственными характеристиками образовательной среды и гуманистическими установками, характерными для личностно ориентированного обучения.
Мы использовали экспертное обсуждение результатов оценивания предметно-пространственного компонента образовательной среды с целью формулирования образа развивающихся в пространстве событий, отношений и действий. Это необходимо для получения предварительного понимания, как и что возможно изменить в пространстве, что необходимо ликвидировать как проявление регрессивного направления, а что оставить неизменным, как полученный опыт интегрировать в сферу проектирования и строительства будущих объектов. В дальнейшем на основании такой аналитической справки возможно определение того, какие зоны пространства и по какой причине не работают на педагога.
В ходе апробации разработанных шкал оценивания предметно-пространственного компонента образовательной среды московских школ-новостроек стало очевидно, что у педагогической и управленческой команды должен быть сформирован навык работы с пространствами нового типа.
Одним из главных итогов апробации шкал стало понимание того, что этот инструмент необходим для измерения динамики развития образовательного пространства во время эксплуатации. Более того, как показала работа экспертной группы, данный инструмент может стать фундаментом для разработки программы по обучению педагогов по работе с конкретным пространством школы, что позволит учителям получить практические навыки в проектировании и изменении пространственной ситуации в рамках их работы, например, позволит максимально быстро и максимально эффективно организовать занятие, которое с наименьшими временными затратами будет учитывать не только индивидуальные потребности и особенности учащихся, но и отвечать персональным требованиям педагога для развития собственного потенциала.
Татьяна Мищенко, ведущий специалист отдела стандартизации ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции ДОНМ, магистрант Московского городского педагогического университета по направлению «Педагог-исследователь городской среды»
Комментарии