search
main
0

Широко смотреть на мир . Сочинительство – естественное состояние ребенка

Детям присущи многие замечательные способности – умение смотреть на мир широко открытыми глазами, не уставать удивляться, мечтать, любить добрые книги, творить самим, вдохновляясь при чтении художественной литературы, которая всегда была неотъемлемой частью культуры, частью духовной жизни общества. Учителю важно уметь сохранить и развить эти качества.

Особенно актуально это сейчас, когда на смену веку техники приходит век человека. Теперь большая роль отводится процессу становления человека, обретению им себя как личности, созданию условий для развития его духовности и творчества, за что, естественно, ответственны словесники. Основы литературной грамоты призвана заложить начальная школа, в которой литературное чтение – ведущий предмет. Сегодня происходит перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учениками, на формирование общелогических (надпредметных) мыслительных умений.

Уроки литературного чтения предоставляют учителю богатые возможности для развития познавательного процесса у младших школьников. Такой вид работы, как сочинение, стимулирует творческое мышление. Новым здесь мы считаем раннюю пропедевтическую подготовку первоклассников (1-3) или второклассников (1-4) к написанию сочинения. При этом акцент при развитии мышления делается не на предметы естественно-научного цикла, а на уроки литературного чтения.

Возможно ли это? Конечно же, ведь сочинительство – естественное состояние 7-8-летнего ребенка. Познавательные возможности детей этого возраста чрезвычайно велики, так же как и потребность в творческой самореализации. Но процесс обучения недостаточно ориентирован на стимулирование интеллектуального творчества детей. В итоге возникает целый ряд противоречий, которые могут быть разрешены путем внедрения в жизнь следующей идеи: «Высокая познавательная активность, потребность младшего школьника в творческой самореализации создают благоприятные условия для стимулирования его интеллектуального творчества в работе над сочинением».

Работа по подготовке к сочинению строится по схеме микроситуационного проблемного занятия, в ходе которого учащиеся с помощью учителя ставят перед собой проблему. Это может быть представлено в виде следующей схемы.

Какова тема сочинения? Какой стиль при этом будет уместен? По какому плану писать?

Какие авторские приемы использовать?

Первая проблема – это тема. При выборе тем сочинений необходимо придерживаться следующих принципов: близость интересам ребенка

7-8-летнего возраста; четкость формулировки, определенность; доступность для раскрытия.

Простейшие разграничения стилей и типов текста доступны детям уже в 1-м классе. В этот период времени они различают лишь два стиля: деловой, художественный и три типа текста: описание, повествование и рассуждение. Усвоению разграничений стилей и типов текста способствуют: речевая среда, специально подобранные тексты разных типов и стилей. Дети составляют художественные и деловые тексты на одну и ту же тему. Например: «Наша классная комната», «Приметы зимы».

Традиционной в работе по подготовке к написанию сочинения является составление отдельных словосочетаний, предложений или даже фрагментов связного текста, а также орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Но так как все перечисленное выше дети воспринимают как опору, ориентир на обязательное использование в своем тексте именно этих слов, речевых оборотов, и это влечет за собой однотипность создаваемых учениками работ, снижает творческую активность детей, то акценты на этом этапе постепенно переносятся на актуализацию знаний учащихся об изобразительно-выразительных средствах языка (авторских приемах) и совершенствование умения пользоваться школьным орфографическим словарем.

При подготовке к сочинению детям предлагается придумывать сравнения, олицетворения. Это ребятам вполне удается, и, читая детские работы, можно узнать, что первые листочки похожи на маленьких лягушат, а сама Весна – это сказочная фея в пышном платье, которая спускается с неба на бархатных крылышках.

Анализу сочинений, исправлению ошибок посвящается фрагмент одного из следующих занятий, а иногда и целый урок. Зачитываются лучшие, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, типичные речевые ошибки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками.

Для отслеживания результативности сравнивались начальный уровень итоги работы первоклассников, творческое мышление которых систематически стимулировалось (экспериментальный класс) с результатами контрольного класса, в котором подобная работа велась не в системе.

Оценивалась внешняя характеристика устной речи детей, ее связность, умение составлять и записывать предложения из данных слов с добавлением любых других слов и написание сочинения- «фантазии» по данному началу.

А то, что дети видят результат своего творчества, испытывают удовлетворение от хорошо выполненной работы, является мощным стимулом для дальнейшего творческого развития детей.

Марина МИРОШНИК, учитель начальной школы гимназии №5, Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте