Такая форма распространения информации и правового просвещения учителей, как профсоюзные кружки, становится все более популярной. И не случайно – ее эффективность доказана временем и количеством организаций, включившихся в проект. Сегодня она применяется уже в 28 территориях. В Центральном комитете Профсоюза работников народного образования и науки РФ создан банк данных лекторов и методических пособий для проведения занятий. Лекторы из Башкортостана, Брянской, Тамбовской, Нижегородской, Читинской областей охотно делятся опытом создания профсоюзных кружков и применения активных форм обучения с коллегами из других регионов. Эта тема включена в программу курсов переподготовки председателей районных и городских организаций профсоюза в учебном центре «Гармония».
С начала 2008 года к проекту присоединились еще два региона. В феврале обучающий семинар, посвященный созданию сети профсоюзных кружков, для профактива Иркутской области провели читинские коллеги. А в марте гостей принимала Удмуртия – в республику прибыли пионеры проекта, представители Брянской области.
Свой опыт и знания руководителям районных и городских комитетов учительского профсоюза Удмуртии передавали Анна Голубева, председатель Брянского обкома, Надежда Гречко, председатель Севской районной организации, и Ольга Сафронова, руководитель профсоюзного кружка Молотинской школы.
Анна Голубева рассказала об основных этапах реализации проекта. «Начинать любую работу, – считает Анна Ивановна, – необходимо с анализа ситуации. Ситуация 1996 года, когда проект стартовал у нас в области, была сложной: многомесячные долги по зарплате, неверие в возможности профсоюза, выход из его рядов… Встречи с учителями и анкетирования показали, что слабым звеном в нашей работе является плохая информированность членов профсоюза о деятельности выборных профсоюзных органов разных уровней. Профсоюзные кружки помогли и помогают нам решать проблему информационного голода. Ведь их главная задача – распространение информации в педагогических коллективах. Кроме того, они способствуют повышению правовой грамотности учителей, развитию независимого мышления и демократии, позволяют оказывать помощь в разрешении конкретных ситуаций, связанных с трудовыми отношениями, и вовлекать в общественную работу более широкий круг людей».
Приступая к проекту, первым делом следует позаботиться о подготовке руководителей кружков. Следующий этап – организация их работы в коллективах и сверхзадача – создание целой обучающей сети. Одним из направлений в реализации проекта является координация работы кружков. Брянский обком профсоюза задействует разные методы:
– посещение занятий;
– проведение консультаций для руководителей;
– изучение практики работы районных и городских организаций профсоюза, участие в семинарах, которые они проводят для руководителей кружков;
– рассмотрение различных вопросов на президиуме обкома профсоюза;
– поощрение руководителей профсоюзных кружков.
В целях обмена опытом областной комитет проводит «круглые столы» с руководителями кружков, в которых принимают участие представители от каждой городской и районной организации профсоюза, прошедшие обучение в разные годы. Важная координирующая роль отводится райкомам, городским и районным методическим советам профсоюза.
Рекомендации Анны Голубевой по созданию сети кружков были подкреплены практическими занятиями, которые провели ее коллеги. Участники семинара смогли убедиться в том, что предложенная форма разъяснительной работы и правового обучения действительно способна «расшевелить» рядовых членов профсоюза и стать эффективной системой информирования.
Владимир Векшин, председатель Удмуртской республиканской организации профсоюза, в своем выступлении не раз выразил обеспокоенность состоянием профсоюзных рядов, наметившейся тенденцией к их сокращению, которое происходит в силу как объективных, так и субъективных причин. Например, борьба профсоюза за повышение зарплаты и успехи в этом направлении, как показывает практика, не всегда идут на пользу профессиональному движению. Вместе с заработком увеличиваются отчисления в профсоюз, и некоторые работники спешат порвать с организацией, представляющей их интересы. Такая ситуация складывается не только в Удмуртии, но и в других регионах России. Встают извечные российские вопросы – кто виноват и что делать? И если с ответом на первый вопрос все неоднозначно, то на второй, считают в Удмуртии, можно ответить так: один из способов сохранения и приумножения профсоюзных рядов – создание эффективной системы внутренних коммуникаций. Профсоюзные кружки в данном случае – весьма результативная форма работы. Они способны решать задачи создания командного духа, сплочения коллектива, привлечения в профсоюз новых членов и формирования его положительного имиджа.
О своем опыте реализации единой информационной политики с применением различных средств коммуникации рассказал гость семинара Юрий Прохоров, председатель Татарской республиканской организации профсоюза. На сегодняшний день она объединяет 98% работников образования региона! «Если в какой-либо территории мы видим снижение численности до 93%, то тут же бьем тревогу и начинаем принимать меры, – отметил Юрий Петрович. – И в этом нам «помогают» все три группы средств внутренних коммуникаций – персональные, печатные и технологические. Пример последних – проведение видеопленума, в котором приняли участие 1500 человек!»
И все-таки одним из наиболее эффективных средств коммуникации в профсоюзе на сегодняшний день остаются коммуникации персональные. И профсоюзные кружки занимают в этом ряду одно из главных мест. Своевременно и адекватно доводя нужные сведения до членов организации, они позволяют наладить обратную связь, привлечь к обсуждению насущных проблем широкий круг педагогов, превратить пассивных наблюдателей в активных участников общественных дел. Все это усиливает привлекательность профсоюза для учителей и создает дополнительные предпосылки для вступления в организацию и увеличения ее численности.
Сегодня уже 30 территорий охвачены «круговой порукой». Кто следующий?
Елена ЕЛШИНА, главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии