search
main
0

Шина или звезда? Урок в 11-м классе на тему «Компьютерные сети. История создания сети Интернет. Каналы связи»

Цели урока: – образовательные: ознакомить обучающихся с основными принципами построения Интернета; способствовать формированию целостного представления о работе Интернета, взаимодействии технических и программных средств; способствовать освоению основных понятий из области сетевых технологий; освоению основных характеристик передачи информации с использованием технических средств; – развивающие: формирование и закрепление навыков систематизации и структуризации информации; формирование навыков ориентирования в информационной среде; развитие познавательного интереса, речи и внимания школьников, формирование информационной культуры и потребности в приобретении знаний; формирование общеучебных умений и навыков; расширение кругозора; развитие коммуникативных качеств личности; развитие навыков самообразования; – воспитательные: воспитание интереса к изучаемому предмету, положительного отношения к знаниям.

Ход урока1. Организационная часть2. Сообщение темы и постановка целей урокаУчитель: Сегодня на уроке мы ознакомимся с новым понятием – компьютерная сеть, узнаем, как, зачем и где появился Интернет, узнаем о его возможностях. Чтобы успешно пользоваться Интернетом, совсем не обязательно знать в деталях, как он устроен. Тем не менее общее представление о работе Интернета и используемых терминах позволит освоить его значительно быстрее и избежать большого количества ошибок. 3. Изложение нового материалаУчитель: Начнем с того, что выясним,  а зачем нужны компьютерные сети? Как вы думаете? Ответы учеников.Учитель: При использовании компьютеров часто возникает проблема передачи данных с одного компьютера на другой. Передать данные можно при помощи внешних носителей. А если компьютеров много и расположены они в разных комнатах 20-этажного здания? Простейший способ решения этой проблемы – связать компьютеры в сеть, соединив их через параллельные или последовательные порты кабелем и при помощи специальных программ обеспечить передачу данных.Вопрос: каковы особенности такого соединения: скорость передачи информации; расстояние, на которое можно протянуть кабель от одного компьютера к другому?Ответы учеников.Учитель: Если необходимо обмениваться данными между компьютерами, находящимися в разных кабинетах, как у нас в школе, или на разных этажах одного здания, то лучше всего связать компьютеры в сеть, подключив их с помощью кабелей через специальные сетевые адаптеры. Такие сети называются локальными. При этом скорость обмена данными будет значительно выше.А сейчас давайте поиграем: вы видите на доске картинки с изображением компьютеров, предложите ваш вариант локальной сети. К доске выходят двое желающих учеников и выполняют задание.Учитель: Общая схема соединения компьютеров в локальной сети называется топологией сети. Топологии сети могут быть различными. Вариант соединения компьютеров между собой, когда кабель проходит от одного компьютера к другому, последовательно соединяя компьютеры и периферийные устройства между собой, называется линейной шиной. Если к каждому компьютеру подходит отдельный кабель из одного центрального узла, то реализуется локальная сеть типа «звезда». Преимущество локальной сети типа «звезда» состоит в том, что при выходе из строя сетевого кабеля у одного компьютера локальная сеть в целом продолжает нормально функционировать. Теперь, зная о топологии сетей, давайте сравним то, что получилось на доске, с тем, что есть на самом деле. Идет обсуждение.Учитель: Локальные сети не позволяют обеспечить совместный доступ пользователям, находящимся в различных частях города. На помощь приходят региональные сети, объединяющие компьютеры в пределах одного региона (города, страны, континента).Многие организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа (например, военные, банковские и пр.), создают собственные так называемые корпоративные сети. Корпоративная сеть может объединять тысячи и десятки тысяч компьютеров, размещенных в различных странах и городах.Крупные локальнее сети в свою очередь объединяются в глобальные сети. Глобальные сети связывают компьютеры в пределах страны, континента, планеты.Вопрос: как можно классифицировать компьютерные сети?Ответы учеников.Учитель: Таким образом, существуют два вида сетей: локальные и глобальные.Вопрос: какие функции являются общими для всех компьютерных сетей?Ответ: назначение всех видов компьютерных сетей определяется двумя их функциями: 1) обеспечение совместного пользования аппаратными и программными ресурсами сети; 2) обеспечение совместного доступа к ресурсам данных.Ученики заранее подготовили мини-доклады и выступают с ними перед одноклассниками. Далее учитель рассказывает историю создания сети Интернет.Учитель: Сегодня Интернет – это объединение большого количества сетей. Каждая сеть состоит из десятков и сотен серверов. Серверы соединены между собой напрямую различными линиями связи: кабельными, наземной радиосвязью, спутниковой радиосвязью. К каждому серверу подключается большое количество компьютеров и локальных компьютерных сетей, которые являются клиентами сети. Клиенты могут соединяться с сервером не только по прямым линиям, но и по обычным телефонным каналам. Каналами связи называют технические средства, позволяющие осуществлять передачу данных на расстоянии. Основными характеристиками каналов связи являются пропускная способность и помехоустойчивость.Классифицировать компьютерные каналы связи можно по способу кодирования: цифровые и аналоговые; по способу коммуникации: выделенные (постоянное соединение) и коммутируемые (временное соединение); по способу передачи сигнала: 1) кабельные: витая пара, коаксиальные кабели, оптико-волоконные кабели; оптические (световоды), радиорелейные, беспроводные, спутниковые;2) телефонные;3) радио: радиорелейные, спутниковые.Витая пара состоит из двух изолированных проводов, свитых между собой. Скручивание проводов уменьшает влияние внешних электромагнитных полей на передаваемые сигналы. Самый простой вариант витой пары – телефонный кабель. Основные недостатки витой пары – плохая помехозащищенность и низкая скорость передачи информации. Коаксиальный кабель по сравнению с витой парой обладает более высокой механической прочностью, помехозащищенностью. Для промышленного использования выпускается два типа коаксиальных кабелей: толстый и тонкий. Толстый кабель более прочен и передает сигналы нужной амплитуды на большее расстояние, чем тонкий. В то же время тонкий кабель значительно дешевле. Оптоволоконный кабель – идеальная передающая среда, он не подвержен действию электромагнитных полей и сам практически не имеет излучения. Преимущество волоконной оптики несомненно: реализуемые в оптических каналах скорости передачи информации пока недостижимы для медных кабелей. Радиорелейные линии связи (РРЛ) предназначены для передачи сигналов в диапазонах дециметровых, сантиметровых и миллиметровых волн. Передача ведется через систему ретрансляторов, расположенных на расстоянии прямой видимости. Общая протяженность РРЛ может достигать тысяч километров. К недостаткам можно отнести: ограниченную дальность одного сегмента, не превышающую 100 км не только из-за энергетики, но и из-за влияния кривизны земли на обеспечение прямой видимости (исключение – ТРЛ), зависимость качества связи от времени года и времени суток.Беспроводное сетевое оборудование предназначено для передачи по радиоканалам информации (данных, телефонии, видео и др.) между компьютерами, сетевыми и другими специализированными устройствами. В последнее время все большую популярность приобретает идея построения городской опорной сети с беспроводным доступом.Спутниковые линии связи работают в 9 – 11 диапазонах частот и в перспективе в оптических диапазонах. В этих системах сигнал с земной станции посылается на спутник, содержащий приемопередающую аппаратуру, там усиливается, обрабатывается и посылается обратно на Землю, обеспечивая связь на большие расстояния и перекрывая большие площади. 4. Тестовый контроль усвоения материала темы урокаТекст тестовой проверочной работы.1. Создание компьютерной сети ARPANet было начато:1) в 1975 г.2) в 1966 г.3) в 1945 г.4) в 1980 г.2. Файл, который требуется передать по сети, разбивается на несколько частей – пакетов. Каждый пакет передается независимо от остальных. На конечном пункте в компьютере все пакеты собираются в один файл. Так как пакеты передаются независимо, то каждый пакет может дойти до конечного компьютера по своему пути. Укажите фамилию автора идеи:1) Пол Бэрен2) Джозеф Ликлайдер3) Дональд Дэвис4) Винсент Сёрф3. В каком году протокол TCP/IP стал стандартным протоколом объединенной сети  Интернет?1) 1975 г.2) 1982 г.3) 1984 г.4) 1978 г.4. Укажите серверы, которые относятся к доменной зоне России:1) epson.au2) ntv.ru3) rnd.edu.runnet.ru4) school.ua5. Какой институт осуществил доступ к Интернету?1) им. Н.В.Склифосовского2) им. И.В.Курчатова3) им. И.М.СеченоваВзаимопроверка в парах. Проверка по образцу.5. Домашнее задание: найти основные характеристики каналов связи и внести данные в таблицу. 6. Подведение итогов урокаУчитель: Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня узнали? Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. Если ответов нет или они неполные, то учитель резюмирует:1) Зачем и каким образом объединяются компьютеры в сеть.2) Какие сети бывают.3) Кого называют «отцом Интернета».4) Что такое сетевой протокол и для чего он предназначен.5) Характеристики каналов связи и их классификацию.Учитель: На этом мы не заканчиваем знакомство с Интернетом. Нас ждут новые знания и открытия!​Арсен ЯНДИЕВ, учитель информатики и математики гимназии №1 города Назрани Республики Ингушетия, учитель года Республики Ингушетия-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте