search
main
0

Шекспириада. Сонеты по-русски и драмы на английском

«Скажи, скажи мне, Сара Джейн, любимейшая дочь, откуда капли на руках и глазки смотрят прочь… И почему в твоих глазах с рассвета до зари синеет водная страна, гуляют корабли». Так прочла Чарльза Коусли девятиклассница гимназии Фрязино Марина Светличная. «Ах, матушка, я слышу песнь русалок в тишине, и все морские корабли плывут, плывут ко мне. И вижу я летучих рыб, китов я вижу всплеск, и смерч морской обходит их, вздымаясь до небес». Гимназистам этой удивительной школы дано увидеть морских чаек, скользящих по ветрам, аметист сгущающихся сумерек, круженье звуков в воздухе старого пианино. Ребята читают Джойса и Йитса в подлиннике, а потом пересказывают их стихи в своем изложении, отражая кельтский романтизм их поэзии и свое восприятие прекрасного.

Прошлый год прошел для гимназии под эгидой творчества Джонатана Свифта. Его 340-летие отмечали здесь бурно, Гулливер узнавал о своих путешествиях из остроумных ответов КВНщиков, каверзных вопросов викторин, статей в стенгазетах. Наряжались, разыгрывали, удивляли. В этом году властителем дум гимназистов стал Шекспир. Ему 444 года. Событие.

Идея ввести эстетические классы пришла Владимиру Брайнису. Он возглавил школу в нелегкий для нее момент. И создал из обычной районки гимназию, известную далеко за пределами Подмосковья. Сегодня 75-летний революционер преподает право, его ученики блистают знаниями на олимпиадах, а бразды правления и наказ следовать традициям переняла Маргарита Афанасьева.

Людмила Бибикова заведует кафедрой английского языка гимназии. «Англичан» в школе 11 человек. Работы у каждого хватает. Поэтические переводы, всколыхнувшие весь литературный бомонд Фрязина, инсценировки, защита изобретений, когда любой ученик может рассказать о том, из чего и для чего make его космическая ложка или летающая мухоловка с радаром. Подготовка по уровням к кембриджским экзаменам. В прошлом году в гимназию приезжала американка Джулия Хон, нередко читающая курс в Московском государственном областном университете, и ребята задавали ей вопросы. Дискуссия состоялась, им хватило языка для общения с университетским преподавателем.

Юные кинолюбители снимают художественный фильм на английском. Уже второй. Первый «Красные глаза Вселенной» произвел фурор. Агенты Малдер и Скалли отдыхали, сюжет закручен покруче «The X Files». Поклонникам не терпится увидеть второй шедевр.

Но в гимназии есть и французский. И нередко, изучая английский с 1-го класса, в 3-м ребенок берет еще и второй. Школьный музей имени авиаполка Нормандия – Неман – эпицентр скопления интересных людей. Сюда приходят ветераны, военные и исследователи, приезжают из Франции потомки легендарных летчиков. Хозяйке – Надежде Назаренко проводить занятия по французскому, как делала она раньше, уже некогда, а вот побеседовать с любым заглянувшим в ее святилище о «се ля ви» – это она всегда с радостью.

В 1998 учебном году совместно с Инновационным образовательным центром в Фрязинской гимназии была начата работа по внедрению информационных технологий развития способностей учеников. Начинать было очень сложно. На единственном школьном компьютере в качестве эксперимента учитель информатики Наталья Чигарева начала осваивать и внедрять информационные технологии в учебную деятельность своего класса, а это был класс повышенного педагогического внимания, то есть компенсирующий. Несмотря на встречающиеся трудности, работа была увлекательной, а самое главное – продуктивной. Ребята менялись на глазах, стали активными, им понравилось выступать со своими проектами на общешкольных родительских собраниях. Сегодня Центр информационных технологий, которым руководит Татьяна Ивановна, – это оснащенный современной техникой кабинет.

В учебный план гимназии введены блоки с учетом возрастных особенностей гимназистов. На первом этапе малыши начальной школы осваивают мир интерактивных игр и проектирование. Цель технологии интерактивности – помочь детям освоиться в предметном содержании знаний.

Практически все способны вести внутренний диалог. Интерактивная способность ребенка открывает ему колоссальные возможности для развития. По мнению специалистов, эти возможности реализуются не более чем на 5 процентов. Уже в 3-м классе более трети детей утрачивают интерактивную способность, к 5-7-му ее сохранят лишь единицы.

Уяснение игровых заданий, определенного порядка их выполнения, самостоятельная реализация плана с озвучиванием внутреннего голоса, подведение итогов – все эти действия отрабатываются пошагово. Такая структура занятия способствует формированию культуры деятельности. Ребенок самостоятельно совершает целесообразно организованные учебные действия. Школьник перестает делить предметы на любимые и нелюбимые, поскольку их содержание не навязывается ему извне, а вырабатывается им самим. А как же можно не любить то, что сделано своими руками и головой, во что вложены ум, душа и чувства!

В 5-м классе гимназисты начинают осваивать технологию виртуального проектирования. Сотворчество учителя и ученика у компьютера позволяет совершать открытия в словообразовании и использовать «Толковый словарь русского языка» в электронном варианте, выполняя лабораторные. На алгебре девятиклассники с помощью изученных формул решают системы уравнений. В качестве проект-задания на уроке информационных технологий ребята получают индивидуальные технологические карты и справляются с ними с помощью «Редактора формул».

Широко используется в гимназии проектный метод. В своих работах ребята более глубоко раскрывают выбранные темы, углубляя и расширяя свои знания в той или иной области. На презентациях приобретают навыки самопродвижения, учатся анализировать свою работу и работу одноклассников, делать выводы, достойно воспринимать критические замечания. Конечным результатом в работе над презентацией служит рейтинг проектов, с помощью которого выявляются лучшие работы.

Реализации проекта, как правило, предшествует подготовительный этап, связанный с осознанием и постановкой проблемы, разработкой нескольких вариантов решения и обоснованием выбора одного из них, планированием собственной деятельности. На этом этапе немаловажную роль играет учитель, который направляет, координирует и корректирует работу ученика. В результате выполнения работы получается некий информационный продукт, которому сообща дается экспертная оценка: оцениваются качество выполнения, правильность выбора варианта решения, подача материала (поза, речь, контакт с аудиторией), достоинства и недостатки конечного продукта и самого процесса деятельности. Такой метод формирует навыки самообразования.

Два года команды гимназии Фрязино принимали участие в Международном конкурсе Join Multimedia, проводимом компанией Siemens. В прошлом году одна из подготовленных команд гимназии попала в двадцатку лучших по России. Работа выполнялась на двух языках – на русском и английском. В 2006-2007 учебном году гимназисты участвовали в открытой Всероссийской олимпиаде «Созвездие», где ученица 11-го класса Екатерина Сотова заняла 3-е место в номинации «Компьютерные клипы» по направлению «Информационные технологии».

В профильных классах ребята разрабатывают совместные проекты с учителем-предметником. Это очень серьезные работы, требующие много сил и знаний, а также умение ориентироваться в огромном потоке информации и уметь выбирать необходимую.

Ребята вправе выбирать форму итоговой аттестации – либо это обычный экзамен, либо защита реферата или проекта. В Центре информационных технологий гимназисты получают консультации и помощь при подготовке к ней. И вот уже три года здесь проводятся курсы для педагогов города. Технологии проектирования изучают учителя, административные работники образовательных учреждений, работники дополнительного образования. По окончании обучения педагоги защищают свой проект перед коллегами и получают сертификат.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте