Каждый участник номинации “Вдохновение и педагогический артистизм” понимал в душе – на эту номинацию мог заявиться любой из 78 участников. То, что учитель должен быть немножко артистом, давно всем известно. Урок без вдохновения просто не может состояться (разве что он седьмой или восьмой по счету). Но назвался груздем – полезай в кузов. Звонок прозвенел!
Недомыслили
Людмила ШКОЛЯР, председатель номинации “Вдохновение и педагогический артистизм”, директор Института художественного образования РАО, на разборе результатов первого тура конкурса говорила горячо и искренне: “Все десять человек могли показать такой результат! Потенциал человеческий, педагогический огромный. Очень трудно было выбрать. Каждый мог выйти в следующий тур с таким огромным потенциалом. Все поют, играют, танцуют, все мастера своего дела. Опыт какой интересный! А какие концепции! Недомыслили”.
Увы, слово “недомыслили” по отношению к этой номинации самое верное. Это значит – не выстроили урок до конца, не проверили информацию, с которой пришли в класс, не опробовали технику, с которой предстоит работать на занятии, сделали мелкий иллюстративный материал, который с последней парты уже не виден.
Урок музыки. Тема “Музыка и литература”. Учитель приглашает к разговору о музыкальных иллюстрациях. Потрясающе артистично читает басню Крылова “Квартет”, раздает детям инструменты и предлагает проиллюстрировать басню. Какофония звуков. Затем ребята слушают “Арию” Баха в исполнении настоящего квартета Театра “Новая опера”. Поют песню “Дорога добра”. И неожиданная концовка: школьники должны определить свое отношение к музыкальной иллюстрации. Что это – изображение литературного героя или его характера? Мысли автора или свое впечатление от прочитанного? Концовка неоправданная потому, что вряд ли ребята разобрались в теме, проследили связь между музыкой и литературой. Педагог не сумел дать им опору и подвести к выводу. А само занятие рассыпалось на фрагменты.
Замечание от Людмилы Школяр: “Главная ошибка учителей музыки в нашей номинации – мелкотемье. Надо было начинать с вершин: что такое музыка, искусство вообще”.
Урок литературы. Тема “Гроза” Островского. Учительница – опытный филолог, отлично знающая свой предмет. Идея занятия великолепна – осовременить текст пьесы, приблизить героев к сегодняшним подросткам, дать возможность взглянуть на проблемы XIX века как на общечеловеческие. Учитель все время спрашивает ребят: “А в наши дни Катерина бросилась бы с обрыва? А в наше время могла бы жить такая женщина? Что бы сделала на ее месте наша современница?” Ребята подхватывают “игру”: судят героев Островского современными мерками. Старшеклассница: “Катерина – не сильная личность. У нее не было сил бороться”. Каждый ученик имеет право на собственное мнение. Но дело не в этом. Конкурсантка, увлекшись идеей интерпретации классики, забыла о первоисточнике. Урок литературы превратился в занятие по этике.
Замечание жюри: “Кто был и кого не было на уроке? Были дети и учитель. Не было автора”.
“Окружающий мир” в начальной школе. Урок посвящен защите окружающей среды. Начали с обсуждения признаков осени. Дети увлечены темой, рассказывают и про листочки на деревьях, и про домашних котов, которые прячут носы в шерсть. Эффектная часть занятия – страшная сказка под тревожную, фантастическую музыку: “Давным-давно была чудесная планета. Она была такая солнечная, на ней было столько животных, растений, она была такая веселая. И вдруг эту планету захватила злая колдунья. Махнула она рукой один раз – погибли растения, второй раз – погибли все животные. Третий раз – погасло солнышко”. Дети перечисляют, как человек вредит природе, и рассказывают, что надо делать, чтобы спасти леса, моря… В конце урока малыши изготовляют иллюстрированные “знаки запрещения” – “не ломайте ветки”, “не срывайте цветы”. В чем ошибка? На уроке не оказалось выхода на “позитив”.
Екатерина ФИЛИППОВА, член номинационного жюри, учитель года России-96: “Дети постоянно ориентированы на тревожное – тревожная тема, тревожная жизнь, тревожная музыка. А вдохновить надо на что-то красивое”.
Находки
На каждом уроке каждого из десяти участников номинации были “изюминки”, которым радовались и члены жюри, и учителя московской школы N1308.
Поговорим теперь о находках.
Валентина КОРНИЕНКО, учитель этики СШ N1 ст. Зеленчукской Карачаево-Черкесской республики, посвятила свой урок доброте. Ребята рассуждали, что такое добро, добрый человек, рассматривали различные этические ситуации, написали мини-сочинение о маме. А в конце занятия (прием не новый, но эффектный) Валентина Стефановна предложила детям сыграть в игру “Пожелай добра”: пустила по кругу кусочек горного хрусталя. Каждый, у кого он оказался в руках, должен был пожелать добра любому, кто есть в классе. Ребята говорили искренне: “Я бы пожелал всем удачи. Успехов в учебе одноклассникам. Любви своих мам, пап. Чтобы не болели и помогали друзьям”.
Преподаватель французского языка Мари-Турекской СШ Республики Марий Эл Юлия ПИНАЕВА оказалась в сложной ситуации: у нее в классе ребята с разным уровнем знания языка. Кто-то изучает французский не первый год, другие только что прошли алфавит, артикли, немного начали читать – вот и все. Как быть? Юлия нашла выход – она взяла простой лексический материал и немного его усложнила. Дети уже умеют представляться. А вот фразы “Приятно познакомиться” многие еще не знают. И в роли французских Жанов и Клодин им тоже еще не приходилось знакомиться. Затем ребята перешли к изучению и отработке названий профессий. И тут сработала другая “уловка”. Юлия Пинаева, наоборот, облегчила материал для начинающих. В списке, вывешенном на доске, оказались профессии с международными названиями, которые звучат похоже и на русском, и на французском, и на английском – языке, который у ребят шесть раз в неделю.
Замечательную “завязку” своего урока придумала учитель музыки СШ N17 г. Тюмени Елена ВЕЛИЖАНИНА. Занятие, названное “Услышать музыку души”, началось с видеофрагмента – кадров из знаменитого фильма “Титаник”. Класс заполонила песня “My heart will go on” в исполнении Селин Дион. Затем учительница напомнила ребятам эпизод из фильма, повторяющий реальную историческую деталь: в самый страшный момент, когда корабль тонул, капитан обратился к музыкантам с просьбой играть. “Почему играли музыканты? Какая музыка играла бы в фильме, если бы вы были режиссерами? Все пассажиры слышали музыку?” – обратилась Елена Петровна к ребятам. Тема заявлена, настроение создано…
Победители
Кто же оказался “на коне” и почему? Те, кто, помня об общем направлении, заданном в названии номинации, не забыл о своем предмете.
Урок учителя ОБЖ Матюшинской СШ Республики Татарстан Ильгизара ГАДЕЛЬШИНА назывался просто: “Правила безопасной езды на велосипеде”. Но педагог сумел избежать и скучной зубрежки правил, и нотаций. Он разыграл перед учениками начальных классов грандиозный спектакль в театре одного актера. Ильгизар Анварович был един в четырех лицах – он сыграл роли хранителя музея велосипеда, сотрудника станции проката велосипедов, двух работников ГИБДД… Переодевания происходили мгновенно, дети только успевали сказать “Ой!”. И – получали очередную порцию полезной информации. О том, что день рождения велосипеда 15 сентября, что придумал его русский кузнец Ефим Артамонов и что есть даже велосипеды для слепых. Потом ребята рассмотрели части машины и, разделившись на две команды, провели эстафету – кто быстрее назовет эти части. А капитаны Разрешалкин и Запрещалкин объяснили детям правила езды на велосипеде. На столь “густонаселенном” уроке был еще один “герой” – сам велосипед. Его по просьбе конкурсанта одолжил директор московской школы Андрей КУДОЯРОВ.
“Впервые в Москве! Математическая симфония “Умножение дробей” в исполнении оркестра 8-го класса школы N1308!” – объявила Марина БАМБУЛЯК, учитель математики лицея N1 г. Петрозаводска Республики Карелия. Чтобы вдохновить ребят на решение примеров, она придумала новый термин: “математическая музыка”, удачное решение назвала “вытянуть нотку”, ошибку – попыткой “сфальшивить”, а класс поделила на “ударные”, “духовые” и “струнные инструменты”. Каждая группа “инструментов” разучивала свою “партию” – решала свою порцию задач. В конце урока на доске появился нотный стан, заполненный “нотками” – правильными ответами.
Филолог Яблоновской СШ Белгородской области Андрей ТИХОВ сделал свой урок “вдохновенным” в прямом смысле слова. Десятиклассники оказались в поэтической мастерской. Цель занятия… сочинить сонет! Созданию стихотворения предшествовала кропотливая работа – подробный литературоведческий разбор текста сонета Шекспира. Изучили ритмическую организацию, рифму, размер, композицию – в общем, законы построения сонета. Теоретическая часть несколько затянулась, и на сочинение у ребят осталось всего пять минут. Но они справились! Синтеза сонета о дружбе звучит так:
Так пусть же дружба в вечности
живет,
Пускай она горит мечтою в сердце,
Как свет, как счастье, радость
принесет
И распахнет в душе нам дверцу.
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии