Театральная общественность страны, друзья, коллеги отметили в этом году двойной юбилей – 60-летие со дня рождения и 30-летие профессиональной актерской деятельности народного артиста России Андрея ТОЛУБЕЕВА. Толубеев хорошо известен в нашей стране. Он исполнитель разноплановых ролей во многих фильмах и радиоспектаклях, один из лидеров Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова, увлекательный рассказчик на телеканале «Культура», заместитель председателя Союза театральных деятелей… Можно долго перечислять «этапы его пути», но сегодня для нас главное: Толубеев – неутомимая, неисчерпаемая творческая личность и добрый, открытый человек. В середине 70-х годов мне довелось видеть на сцене прославленного БДТ его первые актерские шаги. Тогда они совершались под пристальным вниманием редчайшего режиссера и педагога Георгия Александровича Товстоногова.
Сын неповторимых и любимых зрителями актеров – народного артиста СССР Юрия Толубеева и заслуженной артистки РСФСР Тамары Алешиной – пришел в театральный мир не по стопам родителей. И не сразу. У юноши была мечта стать врачом, и он им стал! А вскоре оказался в театральном институте… Что это?! Не блажь ли? Да и сумеет ли он художественно мыслить и творить в масштабах товстоноговского БДТ, куда пригласил его гений?! Вопросов было много. Потому и находился Андрей Толубеев под неусыпным взором уникальных актеров, строгой театральной критики, многочисленных поклонников академического театра.
После успешно созданной роли Алексея в «Оптимистической трагедии», всем стало ясно – в театр пришел думающий, масштабный актер-труженик. За тридцать лет создано более 100 ролей на сцене и в кино. Можно было бы устать, поостыть, но нет, Андрей Юрьевич и поныне несет в себе нерастраченную энергию творца, мыслителя, общественного деятеля.
Достаточно посмотреть его работы в новых спектаклях («Маскарад» по Лермонтову и «Мотылек» Петра Гладилина) и телевизионную передачу «Время и место», чтобы убедиться в его неиссякаемом творческом огне, аналитическом мышлении и эмоциональной сдержанности, которые присущи людям сильным и волевым.
– Андрей Юрьевич, сейчас у старшеклассников остро стоит проблема выбора профессии и поступления в институт. Сегодня ее решить значительно сложнее, чем в пору вашей юности. Раньше молодым человеком чаще двигали мечта, романтика, нежели благополучие и достаток. Теперь все наоборот.
– Что говорить, сегодня определиться в жизни непросто. Но я глубоко убежден, что первичной для молодого человека должна быть все-таки мечта, тяга к той или другой профессии, а потом уж оплата, достаток. Я знаю людей, которые живут богато, ни в чем себе не отказывают, а легкости, радости бытия, душевного комфорта не испытывают. И есть у меня друзья – библиотекари, музейные работники, учителя, офицеры, которые, не имея элементарного достатка, живут радостнее и интереснее. Они и на помощь друг другу приходят чаще, и новую нужную книгу не пропустят, и мир, что вокруг, воспринимают с наслаждением.
– А когда вы лично следовали мечте – когда учились в Военно-медицинской академии или в театральном институте?
– Чтобы мой выбор профессии не показался легкомысленным, скажу два слова в «оправдание». Когда я заканчивал школу, Юрий Гагарин полетел в космос. Это был всеобщий триумф, всеобщее ликование. Мальчишки и девчонки поголовно хотели быть причастны к подвигу, к науке, к освоению неизведанного, таинственного космоса. Не стал исключением и я. Листая книжки о вселенной, я узнал о существовании космической медицины. В Военно-медицинской академии в то время был открыт специальный факультет. Поступил. Учился с удовольствием, но к моменту завершения учебы крупные исследования космоса стали сворачиваться, армия переживала очередные неприятности. Для нас, мечтателей, наступили нелегкие времена. Немногие смогли сохранить терпение. И я тоже. Мне тогда казалось, что жизнь остановилась. Лишиться возможности полететь в космос, это все равно, что при жизни умереть. Так бывает с молодыми людьми, потерявшими первую любовь.
– И что, от отчаяния пошли в артисты, благо театральная среда была для вас родной?
– Далеко не так упрощенно. Однажды я вдруг почувствовал, что театр – это целая галактика. Тогда-то я и понял, что из всех профессий, существующих на земле, есть для меня только одна – актерская, – позволяющая познать психологию монарха и раба, следователя и преступника, картежника и офицера. Я пришел на курс актерского мастерства Игоря Горбачева. С его помощью за годы учебы вошел в мир творчества. А Георгий Товстоногов, приняв в труппу всемирно известного театра, научил меня управлять собой, ориентироваться в художественном космосе так же уверенно, как подводник в морской глубине или космонавт на орбите. Мечта стала явью.
– В 1961 году Международный институт театра установил Всемирный день театра. Уже сам этот факт свидетельствует о значимости театрального искусства в жизни людей. И все-таки, что такое театр сегодня?
– Убежден, пока живо человечество, театр будет его вечным зеркалом, лекарем, советником и другом. Потому что он чувствителен и отзывчив. Если помните, у Бориса Пастернака стихотворение «Галет» начинается:
«Гул затих. Я вышел
на подмостки,
прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку…»
Строки эти в моем понимании и есть часть зашифрованной задачи театра. К тому же театр как живой собеседник может научить, и развлечь, и отвлечь.
– Ну все-таки, согласитесь, театр все меньше соответствует своему назначению, уступая натиску потребительства и похоти. Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин заметил, что «конец света уже наступает, наступает изнутри, вместе с деградацией и пошлостью, вместе с потерей внутренних ориентиров».
– Потому-то и необходим закон о культуре, о праве общества встать на защиту своего духовного здоровья. Весь мир вступил в борьбу с туберкулезом, раком, атипичной пневмонией и эти опасные болезни как может сдерживает. Таким же образом, уверен, можно защитить от вредных вирусов культуру и искусство. В Швеции, например, этот вопрос уже успешно решен: сетка вещания определяется не коммерческими целями, а интересами общества. Почему бы к нам не перенести этот опыт? Но самое главное – надо всей Государственной Думе, всем политикам и учителям перечитать заново итоговый документ всей жизни Дмитрия Лихачева – «Декларацию прав культуры». Там все сказано. И не надо нам делать вид, что этого документа не существует.
Строить и лечить всегда труднее, чем разрушать. Но мне думается, еще не поздно остановить откат государства в бедность. Нужно только противопоставить низменным интересам, чернухе, пороку все лучшее, что есть в запасниках нашей страны, вынести на экраны, в театры, музеи, школы наши шедевры литературы, музыки, искусства. Конечно, советы давать проще, однако я убежден, что только так можно выработать национальную идею, благодаря которой и произойдет объединение основных сил общества, способных возродить наше Отечество.
Санкт-Петербург
Сцена из спектакля «Стеклянный зверинец»
Комментарии