search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Шанс на жизнь. Синдром Дауна – это не приговор

Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», который был принят Госдумой 29 июня этого года и уже 6 июля одобрен Советом Федерации. Новая статья закона дает безработным родителям, усыновителям и опекунам (попечителям), которые воспитывают детей-инвалидов, по направлению органов службы занятости право на прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. А в Уфе дети-инвалиды смогут получить ряд бесплатных дополнительных образовательных услуг, в том числе занятия с дефектологом, психологом, логопедом.

Согласно проекту «Об организации предоставления дополнительных образовательных услуг для детей-инвалидов», утвержденному депутатами городского совета Уфы, помощь от города будут получать дети от 3 до 8 лет. Это станет возможным благодаря сертификатам дополнительного образования для детей с синдромом Дауна (СОБР). Проект разработала региональная общественная организация родителей детей с синдромом Дауна «СоДействие» Республики Башкортостан при поддержке члена Комитета Государственной Думы ФС РФ по охране здоровья Салии МУРЗАБАЕВОЙ. Мы узнали подробности из первых уст.- Салия Шарифьяновна, насколько актуальна проблема социальной поддержки детей-инвалидов в нашей стране?- По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), около 500 тысяч детей в РФ имеют инвалидность, при этом 17 тысяч из них не имеют доступа к образованию. Из общего числа детей-инвалидов около 20% имеют психические расстройства, примерно столько же – врожденные аномалии. Более 30% детей страдают заболеваниями типа ДЦП, свыше 10% – дети-аутисты. Только в Москве, по данным столичного Департамента здравоохранения, проживают 23,7 тысячи детей с ограниченными возможностями. В Башкортостане около 13 тысяч таких ребят.1 из каждых 700 новорожденных в мире появляется на свет с диагнозом синдром Дауна. В России ежегодно рождается около 2500 таких детей. 85% семей отказываются от ребенка с синдромом Дауна в родильном доме. А вот в Норвегии не зафиксировано ни одного случая отказа от этих детей, в Америке 250 семей стоят в очереди на их усыновление. В Башкортостане за последние 10 лет родились более 500 детей с синдромом Дауна. Что удивительно, в республике процент отказов от таких детей очень мал, в среднем около 10%. Руководитель региональной общественной организации родителей детей с синдромом Дауна «СоДействие» Башкортостана Людмила Сахапова сама воспитывает ребенка с синдромом Дауна. Несколько лет назад она организовала в республике центр «СоДействие». Теперь это региональная общественная организация «СоДействие» РБ, которая объединила более 150 семей со всех городов и районов республики. Они сотрудничают с подобными организациями со всей России. Людмила Ивановна, как никто другой, знает, что синдром Дауна не болезнь. Такие дети обучаемы и при раннем вмешательстве специалистов вполне способны пройти все те же этапы развития, что и обычные дети, учиться в обычной школе. Именно этого – ранней помощи особенным детям и их родителям, чтобы впоследствии такие дети стали полноценными гражданами общества, – добиваются сегодня родители для своих особенных детей.- Какие задачи у проекта о сертификатах дополнительного образования?- К сожалению, Федеральный закон «О специальном образовании», гарантирующий право на инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями, до сих пор не принят. Семьи, в которых растут дети с синдромом Дауна, страдают от недостатка педагогической и социальной поддержки, а более всего от негативного отношения общества, тогда как в развитых странах людей с синдромом Дауна давно признали полноценными личностями, там полностью реформирована вся система помощи таким детям. А у нас детей с синдромом Дауна, аутизмом, глубокой умственной отсталостью, шизофренией не берут ни в ясли, ни в детский сад, а специализированных учреждений не хватает. Опыт показывает, что помощь ребенку с ограниченными возможностями эффективна в том случае, если она адресована именно ему, а не абстрактной единице. Поэтому государственная, экономическая, медицинская и всякая иная помощь детям-инвалидам должна стать адресной – и для семьи. Именно на это ориентирован и проект СОБР – проект о сертификатах дополнительного образования для детей с синдромом Дауна.- Каков механизм реализации проекта?- Сертификат, по сути, образовательный, должен был бы работать по аналогии с родовым сертификатом для будущих мам. По решению родителей СОБР должен следовать за ребенком в любое образовательное заведение (детсад, коррекционная или обычная школа, центры реабилитации и др.). Сумма сертификата – 10000 рублей на 1 ребенка, примерно столько ежемесячно тратят родители детей с синдромом Дауна на занятия ребенка с педагогом, дефектологом, логопедом и т. д. Имея на руках такой сертификат, родители сами смогут выбрать, куда вести ребенка, где заниматься. Сумма является дополнительным материальным стимулом и для образовательных и медицинских учреждений, для педагогов. Целевая помощь детям-инвалидам в виде сертификата дала бы возможность создать условия, наиболее благоприятные для воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество. В январе 2011 года проект СОБР обсуждался в Москве на «круглом столе» «Особые дети» и общество равных возможностей», организованном при поддержке Комиссии Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике и Межрегионального благотворительного фонда «Семья России». Отмечу, что данным проектом уже заинтересовались в регионах России – в Нижнем Новгороде, Пскове работают над аналогичными программами. Депутаты городского округа Уфы Республики Башкортостан рассмотрели данный проект и утвердили его в виде предоставления компенсации дошкольному учреждению за занятия с ребенком-инвалидом не только с синдромом Дауна. То есть бюджет города возместит расходы муниципальных образовательных учреждений за дополнительные образовательные услуги детям-инвалидам. А для реализации проекта СОБР в его первоначальном виде необходима нормативно-правовая основа – на региональном и федеральном уровнях должен быть разработан четкий механизм работы проекта. Недавно в Госсобрании – Курултае Республики Башкортостан обсуждался вопрос о выдаче бесплатных земельных участков семьям, воспитывающим детей-инвалидов, разрабатываются положения будущего документа. – Долгое время в нашем обществе существовало неоднозначное отношение к детям с ограниченными возможностями…- Действительно, такое отношение к детям с нервно-психическими отклонениями встречается и сейчас. Но, по словам Людмилы Сахаповой и ее соратников, люди становятся терпимее. Социальные, благотворительные акции, фотовыставки с призывом к доброте и толерантности, организованные центром «СоДействие», ни разу еще не оставались без внимания общественности. Нам всем пора понять одно: дети-инвалиды могут и должны стать полноценными гражданами. На Западе дети с синдромом Дауна, вырастая, могут выполнять несложную работу – помогать покупателям в супермаркетах, быть официантами в кафе. В Голландии даже есть гостиница, где большинство служащих с синдромом Дауна. У нас, в России, такого пока нет. Я тесно работаю с родителями детей-инвалидов, с центрами развития детей и могу с уверенностью сказать, что ребята, которые общаются со своими сверстниками в обычных образовательных учреждениях, действительно более развиты, открыты. Поэтому важна гарантия государства на инклюзивное образование, важно изучить западный опыт и адаптировать его к российским реалиям. Система обучения детей с нарушениями нервно-психического развития должна основываться на системе «детский сад – школа – учебные заведения – рабочие места». Человек с синдромом Дауна может быть социализирован, главное – дать ему шанс.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте