Дирекция школы устроила соревнование среди своих учеников всех классов: кто бросит курить, получит в подарок диктофоны и плееры. Конкурс практически провалился.
Продолжение. Начало в № 14, 15
Во многих классах школ дети находят среди своих одноклассников изгоя, которого всячески унижают, мучают, избивают, грабят, насилуют, и ребенок этот, живущий в аду, ничего не может поделать. Учителя тоже знают об этом, но не находят времени на воспитание.
Суициды, детские суициды! Каждый год в России кончают жизнь самоубийством более шести тысяч детей разного возраста.
Директор одной школы рассказал мне о своей инновации: в школе открыт милицейский участок. «Сами понимаете, школа как школа, – сказал он мне, – драки, кражи, насилие, сквернословие. В школе своя милиция (милиционерам платят родители), она и разбирается в детских криминалах – кого-то штрафует, кому-то запрещает ходить в школу три дня или три недели, а кого-то наказывают построже. Это нам очень облегчило работу. Учителя теперь не мучаются разборками и не тратят время на нравоучения».
Что вы на это скажете?
«А знаете, наша школа не одна!» – заверил меня директор.
Складываются новые понятия, в которых отражается особая «образовательная» действительность: «школьная аллергия» (думаю, не нуждается в пояснении), «безопасность от учителя» (тоже ясно выраженное понятие), «школьная биография» (это особый период жизни, который наконец-то, слава богу, позади или вот-вот уйдет в прошлое, но раны от него останутся долго).
* * *
Психологи работают на славу.
Они могут объяснить психологическую природу любой школьной драмы и трагедии, любого так называемого девиантного поведения. Они знают, каковы мотивы, возрастные и социальные причины курения, наркомании, детского алкоголизма, агрессии, конфликтов со взрослыми и т.д. и т.п. А учителя не устают твердить, что они учитывают психологические особенности детей.
Но так ли это?
Во-первых, психологию ребенка надо не учитывать, а принимать как основу педагогического сознания и практики.
Во-вторых, многие учителя учитывают психологические особенности не своих учеников, а самих себя, чтобы им – учителям – было хорошо и комфортно, поэтому надо запрещать ученикам проявлять свой нрав.
В-третьих же, и это как норма, многие и многие учителя говорят о психологии детей, не зная саму психологию. Они учитывают, не зная что.
Вот беда какая!
Друзья Родной Школы!
Бейте в тревожные колокола!
На Школу нахлынуло стихийное бедствие – наводнение тестов!
Бедствие идет с Запада и США.
Что такое хорошее сделали тесты и тотальное тестирование школьной молодежи, скажем, в США, чтобы их немедленно внедрять в наши школы?
Именно внедрять, то есть вводить тотальное тестирование насильно, властно, не спрашивая ни у народа, ни у учителей и, конечно, ни у самих школьников.
В чем американское образование преуспело, применяя тесты?
Может быть, тесты установили у них демократию и справедливость в образовании?
Нет, конечно. Демократия и справедливость в образовании зависят от доллара.
Может быть, тесты помогают им выявлять будущих Эйнштейнов?
Нет, конечно. Таланты так же проявляются или гибнут, как это бывает в обычной авторитарной школе.
Может быть, с помощью тестов они опередили уровень бывшего советского, а теперь российского образования?
Ни в коем случае! Не унижайте, пожалуйста, Родную Школу – она была и пока еще есть одна из прекрасных Школ в мире.
Может быть, тестирование гуманизирует образование, повышает его воспитательный потенциал, выявляет личность?
Тоже нет. Не гуманизирует, а авторитаризирует; не личность выявляет, а обезличивает ее.
Сколько десятков лет в США тестируют школьников, но образование от этого ничуть не продвинулось, и общество тоже не выглядит возвышенно.
Вот действительная картина США: 55 миллионов наркоманов; около 30% населения являются гомосексуалистами и лесбиянками; 37 миллионов американцев нуждаются в серьезной психиатрической помощи; половина взрослого населения не в состоянии написать даже письма; 44 миллиона взрослых не способны подсчитать, сколько денег израсходовано на покупки в супермаркете; с каждым годом усиливается тенденция правонарушений среди молодежи, устрашающее количество самоубийств среди школьников и взрослых…
А индустрия тестов процветает, тесты гуляют во всех сферах жизни людей и, конечно, они угрожающе давят на сознание и подсознание молодежи.
И будем знать еще: весь мир является для США донором талантливых ученых и мастеров искусства.
Тогда в чем же нам искать блага тестов и тестирования?
В нашей действительности тестированию приписывают некие мифы. Якобы тестирование, тем более машинное, снимает стрессы, которые школьники переживают при обычных экзаменах с экзаменаторами. Тесты абсолютизируют объективность в оценках знаний и способностей. Тесты устраняют коррумпированность в образовании и т.д. и т.п.
Какие-то силы в спешке готовят тестам трон и жезл высшей инстанции справедливости, и вот какой.
Если школьник догадается, что Пушкин есть российский поэт, а не французский, а не японский, – это хорошо, это победоносное знание.
Если он догадается, что общего между ежом и молоком и ответит машине, что оба они свертываются, тоже будет прекрасно. Машина примет этот ответ и выставит высший балл.
Если он не спутает Куликовскую битву с кулачным боем, опять придет к нему победа.
Может быть, стоит вообще отказаться от обычных программ и учебников и перейти на обучение тестам? Если школа не сделает этого, есть армия людей, которые этим занимаются, – это репетиторы. Они знают тесты наизусть и также наизусть могут научить им своих подопечных.
Тесты…Тесты…Тестирование…
Тестируют даже 3-4-летних детей перед тем, как принять их в детский сад.
Тестируют шестилетних детей перед зачислением их в 1-й класс. Тестируют их на так называемые феномены Пиаже.
Кладут перед ребенком десять красных фишек кучкой, и также кучкой десять желтых фишек. «Посчитай, где больше фишек – в этой кучке или в той?»
Ребенок считает и отвечает: «И здесь, и здесь по десять фишек, они равны».
Потом психолог кучку красных фишек оставляет нетронутой, а желтые фишки раскладывает на большом расстоянии друг от друга. И тут начинается смысл теста. «Чего теперь больше – красных фишек или желтых?»
Если ребенок ответит, что теперь больше желтых фишек, то психолог сделает вывод: ребенок не постигает смысла количества, потому он не готов для школы.
Но разве Пиаже говорил, что его феномен преграждает ребенку путь к школе? И знал бы еще школьный психолог, как тонко анализировал удивительный Лев Семенович Выготский феномены Пиаже, знал бы школьный психолог смысл синкретности, знал бы идею Выготского о зонах развития, о сотрудничестве и вообще о бессмысленности подобного рода тестирования, то покраснел бы от стыда и извинился перед Ребенком за некорректное к нему отношение. И если он честен, отказался бы от выявления способностей и знаний детей подобными средствами.
Для того ли родилась Школа в жизни человечества, чтобы готовить своих питомцев выдерживать тесты и таким способом открывать себе врата жизни?
Что есть тесты – сумма системных знаний? Нет, тесты не есть такие знания, они и не помогают ребенку систематизировать в себе знания.
Тесты – это искусственно и противоестественно образованный сумбур так называемой информации, в которой крупицы знаний выглядят жалко, беспомощно и обиженно.
Тесты – инородное тело для образования.
Кому они нужны, если они ничего путного прогнозировать не могут и измерить качество личности молодого человека тоже не могут?
Да, есть те, кому они нужны: есть мощнейшая индустрия разработки тестов. Вот кому они нужны.
Заказывайте тесты, платите миллионы, и вы получите контейнеры с засекреченными тестами.
Тесты и тестирование отбрасывают Школу от своей сути – быть мастерской человечности. Перед таким монстром, каковыми являются всепоглощающие тесты, понятия – воспитание благородства, любви к Родине, веры, честности, трудолюбия, взаимопомощи – выглядят как жалкие атрибутики Школы, от которых лучше избавиться или же просто умолчать о них, и они уйдут в забвение.
Вам будет нетрудно проследить: сколько страстных речей и слов, и, конечно, времени, которому нет цены, было потрачено властями по вопросу тестов и сколько за это же самое время было сказано слов об Учителе, о Школе, о Человечности, о Вере, о Благородстве, о всем том, на чем зиждется духовно-нравственная опора личности, опора гражданина страны и общества в целом.
Финансируются тесты, машины тестирования, но не финансируется ничего, что связано с духовным и нравственным обликом личности.
И как бедна огромная Страна, как беден мир благородными людьми.
Предупреждение Константина Дмитриевича Ушинского: «Как яда, как огня, надобно бояться, чтобы к мальчику не забралась идея, что он учится только для того, чтобы как-нибудь надуть своих экзаменаторов и получить чин, что наука есть только билет для входа в общественную жизнь, который следует бросить или позабыть в кармане, когда швейцар пропустил уже вас в залу, где и прошедший без билета или с фальшивым или чужим билетом смотрит с одинаковой самоуверенностью… В учебную и воспитательную пору возраста учение и воспитание должны составлять главный интерес жизни человека, но для этого воспитанник должен быть окружен благоприятной сферой. Если же все, что окружает дитя или молодого человека, тянет его от учения в совершенно противоположную сторону, тогда напрасны будут все усилия наставника внушить ему уважение к учению. Вот почему воспитание так редко удается в тех богатых, великосветских домах, где мальчик, вырвавшись из скучной классной комнаты, спешит готовиться на детский бал или на домашний спектакль, где ждут его гораздо более живые интересы…»
Не балы, но дискотеки, не спектакли, но компьютерные игры, не разговор о новом рысаке в кабинете папаши, а разговоры о мобильниках и плеерах, или оболванивание у телевизора… А всюду – в школе, в семье, в обществе, в журналах, в газетах, по радио, по телевидению – идет травля тестами. Тесты и тестирование – вот «насущная» проблема, которая поглощает все остальное время. Когда же говорить о душе, о смысле жизни, о совести, о любви, о сострадании, о Родине? Когда же обсуждать горизонты науки?
«Школа – как тюрьма», – говорят многие, очень многие школьники.
Школа размагничена от детской жизни.
Нужно спасти Школу!
Школа – Мастерская Человечности.
Школа – Мастерская Гуманности.
Школа – Сообщество учителей и учеников.
Школа – Храм.
Так говорит законодатель Школы – великий Ян Амос Коменский.
День открытых дверей в Школе.
Приходите, посмотрите, выбирайте!
Посмотрите сперва на наших учителей – какие у них светлые глаза! Они добрые, честные, любящие и преданные. Они – гордость Школы!
Вопрос: Доброта – хорошо, но вы можете быть с ребенком строгими? Строгость – лучшее средство, чтобы дети учились!
Войдите на урок, посмотрите, какое у нас кипит педагогическое творчество. Творчество учителя раскрывает в ребенке творческие способности!
Вопрос: Творчество творчеством, это неплохо, но ведь надо, чтобы дети получили знания? Как- никак, знания важнее рисования и пения!
Мы осуществляем принципы гуманной педагогики, творящее терпение – норма нашей жизни. Наша цель – воспитать Благородного Человека, с чувством и пониманием общего блага.
Вопрос: Зачем гуманное воспитание, если общество негуманное? Благородный Человек погибнет в окружении конкуренции и злобы. Для такой педагогики общество не готово!
Мы ориентированы на личность ребенка, на воспитание личности в ребенке. Доброречие и прекрасномыслие – основы нашего образовательного процесса. Мы верим, что каждый ребенок имеет свое предназначение, свой путь, свои мысли. Мы уважаем и ценим его неповторимость!
Вопрос с возмущением: Что это за свой путь, свое предназначение? А родительские намерения? Родительская воля? Что значит личность, чтобы ребенок не подчинялся воле отца?!
Нашей особой задачей является развитие и обогащение духовного мира каждого ученика. Мы учим детей любви к людям, окружающим, учим уважать, уметь быть благодарными, проявлять сострадание и сорадость. Мы стараемся воспитать сердце ребенка.
Реплика с раздражением: Помилуйте, что это за духовность? Это поповщина какая-то в школе! Вы и о Боге будете говорить с нашими детьми?
У нас проводятся праздники – День Славянской Азбуки, День Победы, День Поэзии, День Культуры. Мы празднуем дни рождения каждого нашего ученика. У нас традиция – соревнование в проявлении мощи Сердца. В такой духовно-нравственной атмосфере мы устремляем наших учеников к познанию наук.
Вопрос: Скажите прямо, вы готовите своих учеников выдержать тестирование или нет? Да или нет? Как у вас с тестами?
Тесты?!
Вопрос: Какие у вас дополнительные образовательные услуги?
Услуги?!
Продолжение следует
Комментарии