По образованию я учитель математики и программирования. Более 25 лет работал программистом на оборонных предприятиях. Но в 1994 году, когда институт, в котором я работал, стал не нужен, попал под сокращение. Пошел работать в школу учителем информатики и обнаружил, что старшеклассники, которым я преподавал программирование, совершенно не умеют логически мыслить (в программировании умение логически мыслить – первейший компонент) и выражают свои мысли заученными фразами или распространенными штампами. Но я-то помнил, что в мои школьные годы у старшеклассников был предмет «Логика». И я решил выяснить, как получилось, что этот предмет исчез из школьной программы?
Но начну я издалека, чтобы было понятно, как фальсификаторы искажают историю нашей Родины, в том числе отечественную историю педагогики.
Первого мая 1945 года над Рейхстагом в Берлине был водружен советский флаг – символ Победы в Великой Отечественной войне. Однако руководство фашистской Германии посчитало возможным заключение договора о сепаратном мире с союзными войсками на Западном фронте и послало на переговоры с Эйзенхауэром (главнокомандующий союзными войсками США, Англии и Франции) делегацию во главе с генерал-полковником Альфредом Йодлем, который и предложил заключить сепаратный мир. Но Эйзенхауэр отверг это предложение, потребовал полной капитуляции Германии и пригласил командование РККА принять участие в процедуре подписания акта капитуляции.
Капитуляция вермахта была подписана 7 мая, в час сорок минут ночи по среднеевропейскому времени. Она вступила в действие через сутки – 8 мая в двадцать три часа одну минуту по среднеевропейскому времени (по московскому времени в час ночи одну минуту 9 мая). Великая Отечественная война была окончена. И в ЦК ВКП(б) началась оценка результатов ВОВ.
Анализ результатов ВОВ показал, что потери личного состава Рабоче-крестьянской красной армии могли быть значительно меньше, если бы командный состав принимал решения на основе логических сопоставлений имеющихся данных разведки. И это была ахиллесова пята командования РККА.
Суть дела в том, что созданный в 1918 году Всевобуч (всеобщее воинское обучение) содержал не только программы по обучению населения элементарным правилам военной подготовки, но и программы обучения младших командиров военному искусству, логике в том числе.
Однако в 1922 году по предложению наркома просвещения А.В.Луначарского предметы «Логика» и «Психология» были исключены как из программ общеобразовательных школ, так и из программ Всевобуча. И эта ошибка отразилась на результатах ВОВ. По предложению Иосифа Сталина ошибка была исправлена решением ЦК ВКП(б) в декабре 1946 года. В конце 40‑х годов началась подготовка программы и содержания предмета «Логика» в старших классах общеобразовательных школ. Однако претворить эти решения в жизнь не удалось, так как после XX съезда КПСС (1956 год) началась повальная борьба с культом личности Иосифа Сталина, все его начинания были подвергнуты обструкции и уничтожены. Предмет «Логика» был вновь исключен из школьной программы.
Мне стала ясна первопричина косноязычия старшеклассников. Не имея иной возможности изменить ситуацию, я решил, будучи кандидатом в мастера спорта по шахматам, обучать младших школьников шахматной игре, используя развивающий логику мышления компонент этой игры.
Как всегда, прежде чем приступить к разработке нового проекта, изучил историю вопроса. И, к своему удовлетворению, обнаружил, что проблемой отсутствия предмета «Логика» в средней школе обеспокоились ученые разного профиля.
В середине восьмидесятых годов прошлого века отечественная промышленность стала серийно выпускать персональную электронно-вычислительную машину (ПЭВМ) «Агат», которую с успехом стали применять в старших классах общеобразовательных школ и средних профильных учреждениях на уроках программирования. Первым пособием по программированию было пробное пособие академика Андрея Ершова.
Но здесь возникла определенная трудность: программировать можно было либо в командах ЭВМ, либо на примитивном языке программирования типа «Автокод», что вызывало большие осложнения в широком применении программирования вместо уроков логики.
Несмотря на то что ПЭВМ «Агат» выпускалась вплоть до 2003 года, в общеобразовательных школах вычислительной техники катастрофически не хватало. Это побудило академика Алексея Семенова разработать курс информатики для начальной школы без применения компьютеров. Впоследствии курс трансформировался и приобрел современный вид с применением компьютерных технологий.
Следующим по хронологии из найденных мной учебников в этом направлении было учебное пособие академика Андрея Колмогорова, считавшего, что есть тесная связь между логикой и математическим анализом. Но я на опыте нашей семьи знал, что такой подход не является лекарством от возникшей проблемы. Дело в том, что мой старший брат с трудом усваивал в школе все точные науки. Что не помешало ему поступить в медицинский институт, окончив который он защитил кандидатскую диссертацию, а по карьерной лестнице поднялся до заместителя заведующего Московским областным комитетом здравоохранения.
Поэтому я сосредоточился на поисках применения шахмат в качестве инструмента для развития когнитивных способностей школьников. И оказалось, что доктор педагогических наук Борис Гершунский провел в восьмидесятых годах прошлого столетия несколько педагогических экспериментов по обучению шахматной игре учеников общеобразовательных школ, результаты которых опубликовал в журнале «64 – Шахматное обозрение».
К разработке проекта «Шахматы – школе» подключился гроссмейстер доктор психологических наук Николай Крогиус. Результаты совместной деятельности двух докторов наук (педагогики и психологии) были использованы на практике тренером Александром Костьевым, собравшим материалы и выступившим в роли составителя монографии.
Оба профессора считали, что обучение школьников шахтной игре в общеобразовательных школах возможно только в кружках во внеурочное время, что побудило меня изучить методику работы основателя отечественного дополнительного (внешкольного) образования Станислава Шацкого.
Работа над проектом «Шахматы – школе» продолжилась и после 1991 года, но уже под названием «Шахматный всеобуч». Правда, содержание проекта в корне изменилось. Если Борис Гершунский и Николай Крогиус в СССР предлагали обучать детей в начальной школе во время дополнительных занятий (ныне это называется внеурочной деятельностью), то в РФ авторы нынешнего шахматного всеобуча работали над проектом с намерением включить новый предмет «Шахматы» в сетку обязательных предметов. Кандидат педагогических наук доцент Российской государственной академии физической культуры Валентина Князева разработала теоретическую базу такого подхода к обучению шахматной игре. При этом акцент делался на спортивной направленности шахмат по принципу репродуктивного обучения «делай, как кто-то», то есть заучивании чьего-либо опыта (скрытая форма действий по инструкции). А порой просто зазубривании порядка ходов для выигрыша в так называемых типовых позициях.
В таком исполнении проект «Шахматный всеобуч» с его технологией репродуктивного обучения в корне отличается от концептуальных положений моей методики обучения, базирующейся на применении продуктивного метода обучения, личностно ориентированного подхода к обучению и традициях советской шахматной школы.
При повсеместной критике сегодняшнего содержания школьных предметов решение о введении занятий шахматами во внеурочное время могло бы частично решить проблему отсутствия предмета «Логика» в старших классах общеобразовательных учреждений. Тем более что учебные пособия автора для младших школьников «Азбука креативного шахматного образования младших школьников» и «Сборник примеров, задач и упражнений» вышли в издательстве «Феникс» в 2015 и 2019 годах соответственно. В настоящее время продолжается работа в этом направлении. Проект называется «Непрерывное шахматное образование: социальные шахматы от 7 до 77».
Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих принять участие в работе над проектом «Непрерывное шахматное образование: социальные шахматы от 7 до 77». Мой e-mail: polva40@mail.ru.
Виталий ПОЛОУДИН, сотрудник Научно-методического центра креативного шахматного образования младших школьников, кандидат педагогических наук
Комментарии