search
main
0

Шахматный клуб «New-Вешняки». Не ход ищи, не два, а целый план

​Легенда о возникновении шахмат известна едва ли не каждому шахматисту. Мудрый брамин, желая отвлечь своего воинственного царя от разрушительных войн, предложил ему взамен шахматы. С тех пор шахматы прожили уже более двух с половиной тысяч лет, и это не случайность. Шахматы универсальны и демократичны: в них нет гендерных и возрастных различий, даже рейтинг, с которым играют шахматисты, одинаков для всех – для 7‑летнего мальчика и 90‑летнего старца.

Сегодня в России шахматы переживают настоящий ренессанс, и создание шахматного клуба в районе Вешняки продиктовано временем.3 февраля 2018 года в школе №892 на межрайонном фестивале «Наши общие возможности – наши общие результаты» в отделении начальной школы при поддержке председателя управляющего совета Анатолия Карпова, многократного чемпиона мира по шахматам, был торжественно открыт шахматный клуб «New-Вешняки».Перед школой стоит непростая задача. Шахматный клуб должен не только выполнять задачи досуга обучающихся и местного населения, но и быть неотъемлемой частью образовательного процесса. На базе шахматного клуба реализуется городской проект Департамента образования города Москвы «Шахматы в школе». Цель проекта – формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе метапредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования. В отличие от других программ по обучению шахматам проект «Шахматы в школе» не направлен на воспитание профессиональных гроссмейстеров. Программа помогает всестороннему развитию личности, развитию у учащихся пространственного и системного мышления, навыков стратегического планирования, а также повышению интеллектуальных способностей обучающихся.Как говорил Гераклит: «Спор – это основа всего сущего». Спор человека с внешним миром – на работе, во время учебы, в научных исследованиях – требует от человека настойчивости, сосредоточенности, внутренней дисциплины, смелости и риска, способностей, критики и самокритики, умения переносить возможные неудачи и разочарования и все же бороться за успех. Эти ценные качества, образующие человеческую личность, не являются врожденными. Они появляются в результате целенаправленного развития сознания. Шахматная игра в значительной степени способствует формированию этих ценных качеств. Шахматист, который во время партии не способен критически оценивать свою игру, обязательно потерпит поражение. Шахматы – замечательная школа воспитания воли, они требуют самообладания и твердости в отношении самого себя, преодоления противостоящей воли противника. Анатолий Карпов, одной из отличительных характеристик творческой манеры игры которого была чрезвычайная психологическая устойчивость, способность играть без оглядки на все, что было до этого, всегда отмечает, что для школьника шахматы чрезвычайно полезны тем, что наглядно демонстрируют возможности воли, усердия и веры в себя:- В крайне тяжелой ситуации он отказывается сдаваться, ход за ходом обороняется, изматывая противника, в итоге получает шанс и побеждает. А это ведь и есть жизнь, как говорится, не важно, с какой силой ты бьешь, важно, какой силы ты держишь удар!Кроме того, шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Ценность шахматных фигур разграничена настолько точно, что позволяет ее математически формализовать. Это обстоятельство побуждает шахматиста, исходя из заданной отправной точки, стремиться к определенным результатам путем логических заключений. Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебник логики. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры. Шахматы позволяют уже в раннем возрасте сформировать понимание стратегии и тактики, что является необходимым для занятия любых высоких управленческих должностей.Создание шахматного клуба и интеграция его в учебный процесс позволят сделать большой шаг вперед в направлении повышения качества учебно-воспитательного процесса. Система работы традиционна: максимальный охват обучающихся в первой половине дня, выявление и поддержка, а также сопровождение одаренных и высокомотивированных обучающихся после уроков. Для этого школа №892 подписала договор о сетевом взаимодействии с шахматным отделением спортивной школы олимпийского резерва №54 «Ориента». Поддержку образовательного процесса будут осуществлять высококвалифицированные тренеры по шахматам.Любой высокий результат, который оценивают на выходе, есть постоянная и системная работа, которая строится не один год. В течение 2017‑2018 года на базе шахматного клуба «New-Вешняки» проводились турниры различных форматов – от классических турниров выходного дня по швейцарской системе до блицтурниров-однодневок. Анализ деятельности клуба уже за первый год показал, что все ребята, кто стал заниматься в этом учебном году, значительно подняли успеваемость и по основным предметам. Совпадение? Нет! Корреляция роста успехов в учебе и игры в шахматы доказана множеством международных исследований.Нашим детям есть на кого равняться, есть к чему стремиться и, главное, есть возможность достигать новых вершин!Открытые шахматные турниры показали, что наш клуб пользуется популярностью и у взрослых. Представляется, что подобное шахматное образование для всех возрастов (вместе с реализацией проекта мэра «Московское долголетие») может стать отправной точкой для создания системы непрерывного образования в районе Вешняки, которая в XXI веке становится такой же необходимостью для построения современного успешного государства, как развитие системы основного и высшего образования в XX веке.Юрий ВЕРЖБИЦКИЙ,директор школы №892

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте